Современные требования к инновационному уроку «Физическая культура»
Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности феномена - физическая культура. Сегодня, нельзя найти ни одной сферы деятельности, не связанной с этой неотъемлемо составляющей общечеловеческого понятия культуры,
являющейся компонентом здорового образа жизни. Физическая культура рассматривается преимущественно специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, - называемой культурой физической, которой отводится важнейшая роль в формировании и подготовки к зрелой жизни здорового молодого поколения. Именно поэтому президентская инициатива «Без здоровых детей у страны нет будущего» предполагает усиление сохранения и укрепления здоровья учащихся. В этой связи назрела необходимостью усиления просветительской деятельности направленной на укрепление семейных ценностей и межличностные отношения (взаимоотношения и общение учащихся с учителями и родителями средствами физической культуры).
В условиях перманентной модернизации школьного образования, его оптимизации и поиска путей повышения качества без ущерба для здоровья, особого внимания требует физическое развитие учащихся. Исследования последних лет показывают, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности учащихся в режиме их деятельностного дня способствуют оптимизации основных систем организма: нервной,
сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и в конечном итоге интеллектуальной. Именно в школьном возрасте важно сформировать осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, привить навыки здорового образа жизни.
В период интенсивного реформирования школы, характеризующийся изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации учебного процесса,
возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методов организации и проведения уроков физической культуры. Совершенствование содержания и внедрение инновационных подходов к преподаванию физической культуры должны способствовать кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом как со стороны обучающихся и их родителей, так и со стороны педагогов.
3
Разработки учебных программ по физической культуре предусматривают возможность учета интересов школьников, их состояния здоровья и обеспечения условий для всех, кто хочет реализовать себя в будущей жизни или спорте.
Характерной чертой концепции развития и преподавания физической культуры является усиление образовательной и воспитательной направленности физической культуры, которые наиболее сложны для реализации в технологическом отношении и,
как определяющие для успешности формирования физической культуры личности.
Традиционно процесс физического воспитания в школе, сводится на уроках к физическому развитию и физической подготовке, формированию физических качеств,
двигательных умений и навыков, т.е. акцентируется на биологическом и двигательном аспекте. Необходимо ставить более широкие цели – воспитание учащихся посредствам освоения всего ценностного потенциала физической культуры.
Урок физической культуры - должен стать творческой площадкой учителя. При разработке новых учебно-методических комплексов, программ необходимо учитывать современные требования к процессу обучения, потребности учащихся и их родителей.
Новаторским направлением в деятельности учителя физической культуры является использование методики развития интеллектуальных способностей школьников в сочетании с практической подготовкой. Решение проблемы реальной интеграции процессов формирования знаний по физической культуре, как, основы появления у школьников осознанных мотивов, и потребностей в физическом совершенствовании и активной физкультурно-двигательной деятельности основано на активном участии школьников в усвоении знаний.
Для реализации современных программ и требований к процессу физического воспитания учащихся, учитель должен обладать следующими профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
- организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность, на занятиях физической культуры, в соответствии с требованиями ФГОС;
-формировать и решать задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний в области физической культуры;
4
применять инновационные технологии в физкультурно-спортивной деятельности для повышения качества учебного процесса направленного на увеличение функциональных и двигательных возможностей в легкой атлетике, игровых видах спорта, аэробике,
плавании, гимнастики и т.д.
Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение представляет достижение необходимого результата и имеет вероятностный характер. Деятельность педагога осуществляется на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности управления и организации учебного процесса,
дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
Пример применения инновационных технологий учителями физической культуры:
1. Здоровьесберегающие технологии (внедрение адаптивной системы обучения с учетом
индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья).
Технологии коллективного обучения (обучение в сотрудничестве, предполагающее организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса, обеспечение диалогического общения в процессе обучения не только между учителем и учениками, но и между учащимися, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей, устанавливая социальные контакты с другими членами коллектива).
Технологии разноуровнего обучения (создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для усвоения учебного материала, позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения).
Технология проблемного обучения (необходимость обеспечения более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых).
5
5. Технология встречных усилий учителя и ученика (обеспечение свободы в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны педагога, так и со стороны детей,
посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи, возможность проектирования учебного процесса, организационных форм воздействия учителя на ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения).
6. Компьютерные технологии (использование ЭОР в образовательном процессе).
Учитель физической культуры для успешной работы с учащимися и реализации учебных программ в образовательных учреждениях должен-
Владеть:
обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся;
Уметь:
Знать:
современные тенденции и концепции развития образования;
6
теорию и методику организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-
массовой работы;
психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в соответствии с видами спорта (аэробика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт,
спортивные игры);
интерактивные методы и приемы построения практических занятий по физической культуре.