СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть уже более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. И как говорил В. А. Сухомлинский: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Так какой он – современный урок?

Просмотр содержимого документа
«Требования к современному уроку»

МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области







СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО.

Информационное общество и требования к образованию.

Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.

В чем причина этого, почему школа, долгое время успешно выполнявшая возложенные на нее задачи, оказалась в такой ситуации? Дело в том, что школа пока не готова предоставить ученику образование соответствующее изменениям в социуме, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Появляются новые требования как к человеку, так и к образованию. Остался в прошлом лозунг «Образование на всю жизнь». «Образование в течение жизни» - вот девиз сегодняшнего дня. Для этого образование должно выйти за пределы решения стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы.

Сегодня основным фактором, преобразующим нашу жизнь является информация. Темпы получения, накопления и передачи информации обеспечены развитием и широким внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Задачи для такого образования были выработаны комиссией ЮНЕСКО под руководством бывшего министра образования Фракции Эдгара Фора в 1972 г. В докладе комиссии Фора «Учиться быть» представлена концепция образования в течение всей жизни. Определены четыре «столпа образования»:

  1. Учить учиться и пользоваться знаниями, т.е. получать образование в течение всей жизни.

  2. Учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире научиться в рамках как формального, так и не формального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде.

  3. Учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости, укрепляя плюрализм, взаимопонимание и мир.

  4. Учиться быть, т.е. в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью.

Образование в течение всей жизни приобретает ключевое значение. Стираются традиционные различия между общим и профессиональным образованием. Это тоже одно из требований информационного общества. Уже сегодня в России ежегодно получают новые знания 20% взрослого населения (в Европе – 48%). Понятно, что основа такого «образовательного поведения» может быть заложена только в школе.

Современный урок.

Поэтому меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы,  урок  остается вечной и главной формой обучения. Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть уже более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. И как говорил В. А. Сухомлинский: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Так какой он – современный урок?

Современный этап педагогической практики – это переход от преимущественного использования репродуктивных методов в обучении и воспитании к деятельностно-развивающим технологиям, способствующим развитию личностных качеств. Раскрытие личности обучающегося происходит в его главной ведущей деятельности – обучении.

Что такое современный урок?

  1. Использование техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и тд.).

  2. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

  3. Разные виды деятельности на уроке.

  4. Комфортность.

  5. Направлен на развитие творческого мышления.

  6. Использование современных педагогических технологий.

  7. Воспитание думающего ученика – интеллектуала.

  8. Развитие самостоятельности.

  9. Сотрудничество.

  10. Личность учителя.

  11. Создание ситуации успеха.

  12. Развитие познавательной активности.


Современный   урок  – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а формирование метапредметных, воспитание личностных, компетенций обучающихся. Ребенок должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем. Современный урок- это переход от традиционной технологии к технологиям нового поколения, главная суть которых в личностно-ориентированной направленности на основе системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход построен на основе следующих дидактических принципов, которые учитывают особую специфику организации воспитательного процесса на этапе обучения в основной школе, а так же позволяют системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей:

  1. Принцип активизации деятельности обучающихся – заключается в том, что ученик вовлекается в процесс изложения учителем нового знания с помощью приемов проблемного объяснения (подводящий диалог, побуждающий диалог, эвристическая беседа и др.). Этот принцип исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность.

  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения и воспитательного процесса на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук), формирование не отдельных норм поведений и действий, а системы ценностей на основе принципа сохранения целостности системы.

  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).

  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессобразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развития диалоговых форм общения.

  6. Принцип вариативности – предполагает формирование у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Принципиальным отличием такого подхода от традиционного является системное включение обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учитель не дает новое знание в готовом виде, а организует «открытие» его самими детьми. В этом творческом процессе еще ярче проявляются не только знаниевые и психологические характеристики личности, но и деятельностные (метапредметные) качества, во многом определяющие успешную самореализацию ученика сначала в учебе, а затем и в жизни: умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, корректировать и адекватно оценивать ее результаты, умение вырабатывать и реализовывать согласованное решение, работать в команде, обосновывать свою позицию и понимать позицию других и многое другое.

Отсюда вытекают требования к современному уроку:

Дидактические требования:

  • Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков.

  • Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки обучающихся.

  • Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков

  • Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность обучающихся.

  • Создание условий успешного учения.

Психологические требования к уроку.

  • Соотношение нагрузки на память и мышление обучающихся

  • Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности обучающихся.

  • Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска.

  • Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа .

  • Соотношение побуждения к деятельности и побуждения.

Требования к организации познавательной деятельности обучающихся.


  • Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления.

  • Использование установок в форме убеждения, внушения.

  • Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности.

  • Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых.

  • Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся.

  • Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы.

Учет возрастных особенностей.

  • Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.

  • Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников.

  • Дифференцированный подход к сильным и слабым обучающимся.

Требования к технике проведения урока.

  • Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность.

  • Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными.

  • Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда.

  • Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения.

  • Соблюдение единого орфографического режима.

  • Обеспечение активного учения каждого школьника.

Гигиенические требования.

  • Температурный режим.

  • Проветривание.

  • Освещение.

  • Предупреждение утомления и переутомления.

  • Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).

  • Своевременное и качественное проведение физминуток .

  • Соблюдение правильной рабочей позы.


В зависимости от целей выделяют следующие типы уроков (по дидактической системе «Перспектива»):

  1. Уроки «открытия» нового знания (Усвоения новых знаний).

  2. Уроки рефлексии (Комплексного применения знаний и умений).

  3. Уроки общеметодологической направленности (Систематизация о обобщение знаний).

  4. Уроки развивающего контроля (Контроля знаний и умений, коррекция знаний умений и навыков).

На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми нового знания.
На уроках рефлексии они закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала, а также освоению алгоритмов обобщенных способов действий.
Целью уроков развивающего контроля является не только контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, но и формирование умения контролировать собственную деятельность.  


Информационно – методическая литература:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).

  2. Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон Программа «Учусь учиться» по математике для 5-6 классов средней школы по общеобразовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М. УМЦ «Школа 2000…», 2007г.

Электронные пособия:

Диски

  1. Математика Поурочные планы 5-6 класс

  2. В помощь преподавателю Математика Уроки учительского мастерства 5-11 классы


Интернет-ресурсы

  1. www.sch2000.ru

  2. www.ege.moipkro.ru

  3. www.fipi.ru

  4. ege.edu.ru

  5. www.mioo.ru

  6. www.1september.ru

  7. www.math.ru

  8. www.allmath.ru

  9. www.uztest.ru

  10. http://schools.techno.ru/tech/index.html

  11. http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html

  12. http://shade.lcm.msu.ru:8080/index.jp

  13. http://wwwexponenta.ru/

  14. http://comp-science.narod.ru/

  15. http://methmath.chat.ru/index.html

  16. http://www.mathnet.spb.ru/

  17. http://vip.km.ru/vschool/demo/education.asp?subj=292

  18. http://som.fio.ru/subject.asp?id=1000191

  19. http:// education.bigli.ru

  20. http://informatika.moipkro.ru/intel/int mat.shtml


Просмотр содержимого презентации
«современный урок»

Учитель математики МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Семенихина Л. М.

Учитель математики

МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Семенихина Л. М.

Задачи образования, выработанные комиссией ЮНЕСКО под руководством министра образования Фракции  Эдгара Фора в 1972г.  1. Учить учиться и пользоваться знаниями, т.е. получать образование в течение всей жизни.  2. Учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире научиться в рамках как формального, так и не формального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде.

Задачи образования, выработанные комиссией ЮНЕСКО под руководством министра образования Фракции Эдгара Фора в 1972г.

1. Учить учиться и пользоваться знаниями, т.е. получать образование в течение всей жизни.

2. Учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире научиться в рамках как формального, так и не формального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде.

Задачи образования, выработанные комиссией ЮНЕСКО под руководством министра образования Фракции  Эдгара Фора в 1972г. 3. Учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости, укрепляя плюрализм, взаимопонимание и мир.  4. Учиться быть, т.е. в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью.

Задачи образования, выработанные комиссией ЮНЕСКО под руководством министра образования Фракции Эдгара Фора в 1972г.

3. Учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости, укрепляя плюрализм, взаимопонимание и мир.

4. Учиться быть, т.е. в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью.

Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. В. А. Сухомлинский

Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

В. А. Сухомлинский

ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК? Использование техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и тд.). Индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Разные виды деятельности на уроке. Комфортность. Направлен на развитие творческого мышления. Использование современных педагогических технологий. Воспитание думающего ученика – интеллектуала. Развитие самостоятельности. Сотрудничество. Личность учителя. Создание ситуации успеха. Развитие познавательной активности.  

ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?

  • Использование техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и тд.).
  • Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
  • Разные виды деятельности на уроке.
  • Комфортность.
  • Направлен на развитие творческого мышления.
  • Использование современных педагогических технологий.
  • Воспитание думающего ученика – интеллектуала.
  • Развитие самостоятельности.
  • Сотрудничество.
  • Личность учителя.
  • Создание ситуации успеха.
  • Развитие познавательной активности.

 

Дидактические требования к уроку

Дидактические требования к уроку

  • Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков
  • Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся
  • Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков
  • Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся
  • Создание условий успешного учения
Психологические требования к уроку

Психологические требования к уроку

  • Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся
  • Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся
  • Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска
  • Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа
  • Соотношение побуждения к деятельности и побуждения
Организация познавательной деятельности учащихся

Организация познавательной деятельности учащихся

  • Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления
  • Использование установок в форме убеждения, внушения
  • Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности
  • Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых
  • Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся
  • Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы
Учет возрастных особенностей

Учет возрастных особенностей

  • Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся
  • Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников
  • Дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся
Гигиенические требования Температурный режим Проветривание Освещение Предупреждение утомления и переутомления. Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика) Своевременное и качественное проведение физминуток Соблюдение правильной рабочей позы.

Гигиенические требования

  • Температурный режим
  • Проветривание
  • Освещение
  • Предупреждение утомления и переутомления.
  • Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика)
  • Своевременное и качественное проведение физминуток
  • Соблюдение правильной рабочей позы.

Требования к технике проведения урока

Требования к технике проведения урока

  • Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность
  • Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными
  • Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда
  • Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения
  • Соблюдение единого орфографического режима
  • Обеспечение активного учения каждого школьника
По целеполаганию

По целеполаганию

  • Уроки «открытия» нового знания
  • Уроки рефлексии
  • Уроки общеметодологической направленности
  • Уроки развивающего контроля
Урок «открытия» нового знания

Урок «открытия» нового знания

  • Метапредметная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
  • Предметная цель: формирование системы математических понятий.
Урок рефлексии

Урок рефлексии

  • Метапредметная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
  • Предметная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
Урок общеметодологической направленности

Урок общеметодологической направленности

  • Метапредметная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
  • Предметная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса математики основной школы и построение обобщенных норм учебной деятельности.
Урок развивающего контроля

Урок развивающего контроля

  • Метапредметная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.
  • Предметная цель: контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов.
Плюсы современного урока

Плюсы современного урока

  • Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
  • Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
  • Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
  • Знание типологии урока
  • Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
  • Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся .
Плюсы современного урока

Плюсы современного урока

  • Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
  • Планирование воспитательной функции урока.
  • Комплексное планирование задач урока (стр. 40)
  • Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
  • Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
  • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
Плюсы современного урока

Плюсы современного урока

  • Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
  • Практическая направленность учебного процесса.
  • Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
  • Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
  • Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
  • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными .
Плюсы современного урока

Плюсы современного урока

  • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
  • Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
  • Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
  • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
  • Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
Плюсы современного урока

Плюсы современного урока

  • Включение компьютеров в педагогические технологии.
  • Дифференциация домашних заданий.
  • Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
  • Обеспечение благоприятных гигиенических учловий.
  • Обеспечение эстетических условий
  • Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
  • Имидж учителя.
  • Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
  • Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства