Современные воспитательные концепции
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях той или другой мерой присутствуют:
идеи гумманизации;
осуществления воспитания в контексте культуры;
создания открытых воспитательных систем;
поддержка и развитие индивидуальности;
альтернативность и гибкость методов и организационных форм воспитания.
Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности школьника. Ученик становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы.
Высокая культура поведения нужна человеку не меньше, чем мастерское владение основами наук, профессией. Современная система образования уделяет большое внимание формированию именно морально-этических качеств человека.
Морально-этическое воспитание - это воспитательная деятельность школы и семьи , формирование стойких моральных качеств, чувств, привычек и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, а именно:
-осознанная любовь к Родине, стойкий интерес к прошлому, настоящему и будущему родного края;
-чувства любви и уважения к родному народу, языку, заботливое отношение к природе и увеличению ее богатств;
-гордость за отечественные достижения в науке, технике и культуре;
-потребность активно участвовать в общественной жизни своего класса, школы, города, страны;
-осознания основных принципов гумманизма;
-понимания высокой ценности человеческой жизни, стремления строить свои взаимоотношения с людьми по законам совести, добра и справедливости;
-способность к сопереживанию, благородству и щедрости;
-потребность защитить слабого, помочь отстающему, проявлять заботу о родителях и других членах семьи, умения уважать честь и достоинство человека;
-заботливое и человечное отношение к природе, животному и растительному миру;
-понимания сознательной дисциплины как основы нормальной, организованной жизни и деятельности человека;
-соблюдения установленных норм и правил поведения в школе, дома и в общественных местах;
-добросовестное выполнение своих обязанностей;
-умения руководить своим поведением, своими потребностями и желаниями;
-способность сдерживать себя и других от недисциплинированных поступков;
-понимания морально-этической основы культуры поведения, гармонического объединения культуры поведения с моральной воспитанностью;
-потребность знать основные правила повседневного этикета и желание выполнять их, умения вести себя согласно правилам культуры поведения;
-чувства меры и такта в общении с людьми, умения преодолевать противоречие и конфликты в отношениях с ними;
-стремления говорить на родном языке, обогащать свой словарный запас, совершенствовать свой вкус;
-потребность в изготовлении волевых черт характера, способность ставить перед собою цель и выполнять ее, объективно оценивать себя;
-умения отстаивать свою точку зрения и выслушивать других;
-моральная стойкость и способность противостоять глупым влияниям;
-стремления и готовность заниматься моральным самовоспитанием;
-понимания сущности гуманных, высоконравственных отношений между юношами и девушками;
-стремления к честности и скромности, красоты и благородства во взаимоотношениях;
-осознания морального идеала семьи, взаимосвязи моральных качеств семьянина и гражданина;
непримиримое отношение к отклонениям от норм морального поведения, к проявлениям эгоизма, жестокости и равнодушия.
Одним из основных задач нашей школы - формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них - доброта, любовь к ближнему, уважение к окружающим. В центре морально-этического воспитания находится личность ребенка. Поэтому научить уважать человека - значит дать представления о морально-этических принципах поведения.
Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский писал: "Нравственность не является обязательным следствием учености и умственного развития. Мы еще убеждены и в том, что воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и вторых общественных сил, может иметь сильное и решающее влияние на воспитание морального достоинства в человека. Кроме того, мы смело, высказываем убеждение, которое моральное влияние представляет главная задача воспитания, значительно важнее, чем развитие ума вообще, наполнение главы знаниями и разъяснение каждому его личных интересов".
Внутренний мир человека, ее интеллект, ум и чувства отображаются в ее внешности, глазах, чертах лица, а также в осанке и поведении. Богатому внутреннему мира должна отвечать и высокая культура поведения.
"В человеке должны быть все прекрасным: и лицо, и душа, и мысли..." - писал А. П. Чехов.
Чтобы этого добиться, надо формировать моральное сознание школьников. Это и есть одной из главных проблем морально-этического воспитания в нашей школе . Осуществляется оно в процессе этического образования и должно вооружить знаниями моральных норм и правил культурного поведения. Формирование морального сознания и поведения школьников - единый нераздельный процесс. Вся работа школы, направленная на воспитание нравственности, эффективна , соединяется с разнообразной общественной коллективной деятельностью - учебной, трудовой, эстетичной, спортивно-оздоровительной, в процессе которой ученики овладевают опыт морального поведения. Учителя при разработке конкретного содержания морального образования учитывать вековые и психологические особенности школьников. Например,у подростков появляется "чувство взрослости", какое обусловленное переходом морального сознания и самосознания на новую ступеньку, особенно активно развивается чувство коллективизма, стремление занятий достойное место в классном коллективе, в коллективе ровесников. У детей появляется стремление к самоутверждению, хотя иногда пути его достижения могут быть неправильными, а иногда и аморальными. Большую роль в моральном становлении подростков начинает отыгрывать моральная самооценка. Взаимопонимание и взаимопомощь, уважение к достоинству школьника, вера в возможности каждого ученика помогают формировать моральное сознание.
Основной формой морального образования есть этическая беседа, т.е. диалог учителя и ученика, детей между собой. В беседе создаются условия для выявления активности и самостоятельности учеников, для высказывания и отстаивание своих взглядов и суждений, для развития логического мышления.
Очень часто классные руководители проводят такие беседы: "Твоя готовность помочь людям", "Учи быть организованным", "Твоя жизненная позиция", "Настоящая дружба. Как ты ее понимаешь?", "Единство слова и дело - норма поведения честного человека", "Придерживайся норм справедливости в коллективе", "В чем опасность равнодушия?", "Точность, надежность человека", "Охрана и улучшения окружающей среды - обязанность каждого школьника", "Будь отданным другом".
Не ограничиваются учителя лишь беседами, а используют другие формы работы. Интересными и содержательными были конференции и лекции "Этика - наука о морали", "Моральные качества, особенности их проявления в разных сферах деятельности человека", "Моральная мотивация"
Очень живо прошли диспуты, дискуссии, проводимые классными руководителями: "Моральный идеал и его место в жизни человека", "Мысль коллектива или мысль личности", "Закон общества", "Обязанность. Ответственность. Совесть", "Моральные основы взаимоотношений юношей и девушек", "Культура - уважение к людям и к себе. Считаешь ли ты себя культурным человеком?".
Детям очень нравятся игровые формы работы. Проводятся соревнования ораторов, ролевые игры по темам: "Богатство нашей души" (культура общения, вежливость, внимательность), "Эстетика поведения и этикет", "Интеллигентный человек. Какой он ?", "Взаимопонимание. На чем оно основывается?", "Время, вкус, стиль", "Культура личности, ее способность к самосовершенствованию", "О вкусе и моде"; игра-тренинг по культуре общения, игра "Словарь вежливых слов".
Для младших школьников проведены уроки красивого поведения "Умей слушать", "Расскажи мне о себе", "К дружбе надо дорасти", "Быть воспитанным. Что это значит?", "Добрый человек - какой он", "Раздели печали и радости другого", "Как надо вести себя в школе, дома, на улице" и прочее.
Тем не менее, решить все проблемы школа самостоятельно не сможет. Лишь при тесном сотрудничестве с семьей это станет реальным. Так как ничто так не убеждает детей и не вызывает в них нужды подражать, как личный пример родителей. Выдающийся педагог Макаренко писал: "Ваше собственное поведение - решающая вещь. Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или учите его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни". На детей оказывает большое влияние моральный климат семьи и их мировоззрение. Чтобы подготовить родителей к этому, для них прочитано много лекций: "Влияние моральной атмосферы и психологического климата родителей на формирование личности ребенка", "Язык взрослых - образец для наследования", "Моральные основы семьи".
Часы общения: "Дверь души" (из цикла "Быть человеком"), "Школа общения", "Мир не без добрых людей", турнир рыцарей вежливости, "Познай себя".
Только привлечения ребенка к правильному общению, только перестройка взаимоотношений ведут к развитию морально-этических качеств.
Таким образом, на основе принципа гумманизации образования важнейшей функцией воспитания в современных условиях становится привлечения воспитателей и воспитанников к ценностям гуманной культуры, и на основе этого - воспитания духовности и нравственности.