В нашей группе мы создали мини-музей народно–прикладного искусства.
У нас есть такие виды росписи: хохлома, жостовская роспись, особый акцент мы сделали на гжель.
-Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.
Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.
На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.
Актуальность данного музея в том, что в программах по обучению дошкольников все меньше и меньше времени уделяется знакомству с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой.
Цель: приобщение детей к истокам народно-прикладного искусства
Задачи:
1.Познакомить детей с декоративно - прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.
2.Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
-Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
-Приобщение детей к миру искусства.
-Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Развивать художественный вкус.
Совершенствовать умения выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине-голубой рисунок.
Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
Обогатить предметно-развивающую среду.
Обогатить воспитательно-образовательный процесс новыми формами.
Вовлечение родителей в совместную деятельность.
Мини-музей активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, гжельских мастеров. Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.
Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.
«Гжель» сегодня невероятно популярна. С ней ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с невероятно нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны, теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное. Гжель- колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Каждая работа авторская в каждом изделии душа ее творца.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие
речевое развитие
художественно-эстетическое развитие
Виды детской деятельности:
игровая
познавательная
музыкальная
изобразительная
коммуникативная
Группы экспонатов:
посуда
животные
птицы
наглядные пособия
поделки, сделанные родителями совместно с детьми
Расположение мини - музея:
отдельный стеллаж для демонстрации экспонатов.
Взаимодействие с родителями:
Родителям предлагается:
Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.
Активно интересоваться действиями ребенка в группе.
Изготовить поделки совместно с детьми из разных материалов и расписать гжельской росписью.
Тематический план работы
Формы и методы работы.
Чтение рассказов, сказок.
«Небесная лазурь Гжели», М. Боброва
(сказка)
«Небесная Гжель», И. А. Лыкова
(рассказ о промысле)
Чтение стихов.
«Сине-белая посуда», С. Вахрушева
«Гжель», П. Синявский
«Взял мастер в руки кисть», Н. Савченко
«Гжель», М. Шапиро
«Гжель», С. Ледкова
«Незатейливый узор», Н. Радченко
«Гжель», Н. Радченко
«Гжель лелеял мастер»
Просмотр художественных альбомов.
«Небесная гжель», И. А. Лыкова
«Гжель», С. Вохринцева
«Гжель», А. Н Дорофеева
Просмотр презентаций
«Русские народные промыслы «Гжель»
Декоративное рисование
«Знакомство с гжельским узором»
«Расписывание тарелочки»
«Расписывание чайника»
«Расписывание кувшина»
Расписывание матрёшки»
«Расписывание доски»
«Расписывание подноса»
Лепка
«Гжельский сервиз»
Взаимодействие с родителями.
Изготовление поделок совместно с детьми из разных материалов
Раскрашивание совместно с детьми поделок традиционной гжельской росписью.