Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани
Создание Адаптированной образовательной программы (АОП):
проблемы и пути решения.
Тумакаева Зухра Наилевна, учитель истории и обществознания,
высшей квалификационной категории
Закон об образовании
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Нормативно-правовое обеспечение
инклюзивного образования
Документы МО и Н
Документы министерств и ведомств
- СанПиН 2.4.2.2821-10
- ФЗ от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
- ФЗ от 24.11. 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
- Указ Президента РФ от 29.05.2017г. № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства"
- Профессиональный стандарт (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. №544н)
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 г. N 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным стандартам на дому»
- 273-ФЗ «Об образовании»
- Положение о ПМПК
- Приказ МО и Н РФ от 20.09.2013 г. №1082 г.
- ФГОС НОО ОВЗ от 19.12. 2014 г. № 1598
- ФГОС образования УО (ИН) от 19.12.2014г. № 1599
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования включает не только документы министерства образования и науки, но и министерства здравоохранения и социальной защиты
3
Что делать?
Школьный ППк
Составление АООП или АОП
ПМПК
Микрорайон
Варианты адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с ОВЗ
Варианты адаптированных основных образовательных программ начального образования обучающихся с ОВЗ
Вариант 1
образование обучающихся с ОВЗ образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения;
Вариант 2
образование обучающихся с ОВЗ образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения;
Вариант 3
образование обучающихся с ОВЗ образованию здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования . Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения;
Вариант 4
обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) в соответствии с АООП и получает образование которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с ОВЗ, не имеющих дополнительных ограничений .
Пояснительная записка
АООП
Целевой раздел
АОП
- Кроме целей; принципов и подходов; общей характеристики АООП
- психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ;
- описание особых образовательных потребностей группы детей
- Психолго-педагогическая характеристика конкретного учащегося с ОВЗ
- описание конкретных образовательных потребностей конкретного ребенка
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Содержательный раздел
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимся с ОВЗ АОП;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП.
- программа формирования базовых учебных действий обучающихся;
- программы отдельных учебных предметов,
- программы курсов коррекционно-развивающей области
- программы курсов внеурочной деятельности;
- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программа коррекционной работы;
- программа внеурочной деятельности
- Программы отдельных учебных предметов,
- программы курсов коррекционно-развивающей области
- программы курсов внеурочной деятельности;
- программа коррекционной работы;
Организационный раздел.
АООП
Учебный план
АОП
- Учебный план (может быть несколько),
- план внеурочной деятельности,
- система специальных условий реализации АООП (кадровое, материально-техническое обеспечение….).
В качестве организационного раздела можно рассматривать календарно-тематическое планирование для учащегося с ОВЗ
Предусматривает:
АОП разрабатывается в соответствии с учебным планом и количеством часов им предусмотренным.
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных предметов;
- обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ;
- увеличение учебных часов на изучение отдельных предметов;
- введение учебных курсов ...удовлетворения особых потребностей и необходимую коррекцию;
- Введение учебных курсов для факультативного изучения.
Программа отдельных учебных курсов
АООП
Программа коррекционной работы
Программы отдельных учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности
Каждая программа состоит из:
Должна обеспечивать:
Рабочие программы по предметам, являются приложениями к адаптированной основной образовательной программе.
Коррекционная работа должна быть предусмотрена в приемах и методах работы с учащимся с ОВЗ.
- краткая пояснительная записка;
- общая характеристики курса;
- определение места курса в учебном плане (сколько времени отводится на изучение курса в каждом из классов);
- результаты изучения курса (личностные, метапредметные и предметные);
- содержание курса (описать все разделы курса).
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК)
Что делать?
Составление АОП
по предмету
Реализация АОП
Составление АОП по предмету
Уточнение образовательного маршрута специалистами ППк
Получение заключения ПМПК
10
Структура заключения ПМПК
Особенности ребенка, определяющие статус «ребенок с ОВЗ» и необходимость создания СОУ
Фиксация статуса ребенка как «ребенок с ОВЗ»
Специальные образовательные условия (реализуемые образовательной организацией)
Дополнительные условия(реализуемые вне образовательной организации, в том числе, родителями/лицами их замещающими)
Рекомендации по определению образовательной программы
Обучение по адаптированной основной образовательной программе для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, 1 класс, вариант В
Рекомендации по режиму обучения
Обучение в образовательной организации совместно с другими обучающимися, очно, согласно учебном плану
Рекомендации по направлениям, методам и приемам …коррекции в рамках реализации программы
Формирование личности с учетом особых образовательных потребностей на основе индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности. Овладение чтением, письмом, счетом ит.д., навыками самоконтроля, культурой поведения и речи. Коррекционная работа по развитию общей и мелкой моторики. Логопедическая коррекция общего недоразвития речи, занятия по преодолению трудностей формирования письменной речи
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий
Наличие специально организованной образовательной среды; коррекция нарушения развития, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации, занятия логопеда, посадка за 1 парту
Объекты адаптации и модификации
при разработке АОП по предмету
Модификация учебных пособий
Методическая поддержка работы с учебником
Модификация организации учебной работы в классе
Модификация способов предъявления и выполнения заданий
Модификация работы с текстовыми материалами (чтение и письмо )
Модификация контрольных и тестовых материалов, способов оценки успешности
Модификация межличностных отношений и поведения всех участников инклюзивного образовательного процесса
Адаптация содержания образования
- Адаптация и модификация учебников и рабочих тетрадей, форм организации обучения, способов работы учащихся.
- Модификация учебных программ – предусмотреть частичное выполнение учебной программы (объем, глубину), снизить требования к усвоению второстепенного материала, предусмотреть пропедевтические периоды.
- Обеспечение двухуровневыми учебниками и учебными тетрадями, тетрадью с упрощенным содержанием.
- Методическая поддержка работ с учебником: маркировка, предоставление краткого содержания, предоставление списка слов непонятых учащемуся с ОВЗ, разработка и использование вспомогательных электронных ресурсов и т.д.
- Модификация учебного пространства .
- Модификация способов предъявления и выполнения заданий .
Структура АОП по предмету
- Психолго-педагогическая характеристика конкретного учащегося с ОВЗ
- Описание конкретных образовательных потребностей конкретного ребенка
- Учебно-методический комплекс по предмету истории в 5-9 классах:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Личностные результаты (обязательно включить элементы коррекционной работы):
Структура АОП по предмету
- Метапредметные результаты
- Предметные результаты освоения курса
- Содержание учебного предмета:
История России
Всеобщая история
- Тематическое планирование
- Планирование контроля
Изучение ПМПК, семьи учащегося
Консультации со специалистами
ППк Лицея
Разработка АОП (АООП) совместно с администрацией, специалистами ППк, учителями - предметниками, тьютором, ассистентом
Реализация АОП (АООП), корректировка программы
Алгоритм действий классного руководителя
Специалисты, реализующие АОП
Учителя предметники (специалист АФК, классный руководитель)
Специалисты сопровождения (тьютор, ассистент)
Специалисты ППк Лицея (психолог, логопед, социальный педагог и др)
Реализация АОП
Урочная деятельность (учителя-предметники, тьютор, ассистент)
Сотрудничество с семьей (классный руководитель, тьютор, ассистент, психолог, социальный педагог)
Коррекционная работа (учителя, тьютор, ассистент, ППк)
Внеурочная деятельность (классный руководитель, ассистент, ППк, ПДО)
АООП, АОП, СИПР, ИУП
Категории учащихся
АООП
Дети с ОВЗ, обучающиеся в специальном классе
Время , на которое разрабатывается
АОП
Дети с ОВЗ, обучающиеся в инклюзивном классе
Согласование
СИПР
На уровень обучения
ИУП
Родительский комитет
На учебный год
(кроме лиц с ИН)
Или на уровне ООО
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой УО (ИН), ТМНР
Дети с ОВЗ
На учебный год
Родители
Одаренные
До 1 года, не позднее 15 мая текущего учебного года
Родители
Имеющие академическую задолженность
Родители
и т.д
и учащийся