З.М.Рамазанова,
доцент кафедры ФиРОО ДИРО,
г.Махачкала
Создание инновационного пространства
как фактор развития учителя
Новая школа сегодня – это, прежде всего, новый стиль профессионального педагогического мышления, ориентация на будущее. В связи с этим необходимо, на наш взгляд, менять сложившиеся подходы к образованию, изменить позиции и педагога и учащихся к результатам своей деятельности.
Прежде всего, в свете концепции о сущности новой школы важно сформировать инновационное содержание образовательного процесса школы, наполнить предоставленные условия инновационным контекстом. Составляющими инновационного образовательного пространства являются: материальная база, высококвалифицированные кадры, применяемые технологии, в том числе компьютерные с целью реализации ФГОС и постоянное саморазвитие учителя. Рассмотрим каждую составляющую отдельно.
1. Школе необходимо предоставить самые современные материальные составляющие учебного процесса. Это:
- современные УМК, которые могут обеспечить работу по ФГОС, в том числе и зарубежные учебники.
- компьютеризованные рабочие места с обязательной интернет - связью у каждого преподавателя, ученика с целью организации коммуникации с носителями языка;
- интерактивные доски, телевизоры, компьютеры с локальной сетью с целью создания ситуаций общения, проектных, творческих работ;
- наглядные пособия со страноведческим материалом с целью знакомства учащихся с культурой страны изучаемого языка;
- электронные библиотеки на иностранных языках.
2. Кадры – это учителя иностранных языков, владеющих иностранными языками на высоком коммуникативном уровне и владеющими на теоретическом и практическом уровнях подходами к обучению в современной школе. Роль учителя сегодня резко изменилась. Поменялись прежде всего:
- подход к обучению: от информативного к мыследеятельностному;
- предмет работы учителя: от развития памяти и речи ученика к мышлению и деятельности ученика;
- стиль работы учителя на уроке: от авторитарного стиля к отношению партнерства.
Инновационность в кадровой политике заключается в том, чтобы создать такие условия работы, которые обусловливали бы возможность творческой деятельности учителей. Сюда входит:
- наполняемость классов, языковых групп;
- обеспечение достойной заработной платы;
- создание условий для непрерывного повышения квалификации, самообразовательной работы учителей.
3. Использование новых технологий и участие учителя в инновационных образовательных процессах, поскольку они ориентированы на качественное изменение системы образования, ее оптимизацию.
Сегодня школе нужны учителя нового поколения, нового типа, стоящие на ступень выше, а именно ступень профессионального мастерства, под которым понимают доведенную до высокой степени совершенства лингвистическую компетентность, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Для современного учителя иностранного языка приоритетным является использование инновационных технологий, развивающего чтения, метода проектов, личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, компьютерных технологий, Интернет-ресурсов и т.д.
Однако при освоении новых педагогических технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приемов, но и личностное саморазвитие педагога, его самоактуализация. Процесс самоактуализации выступает как основной механизм саморазвития.
Саморазвитие требует особых качеств личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Они включают: вариативность мышления, эмпатийность, толерантность (терпимость к инакомыслию, к особенностям традиций, обычаев других народов), коммуникативность (как культура диалога), рефлективность, способность к сотрудничеству и др.
Развитие этих качеств определяет высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическую и технологическую компетентность, креативные способности педагога.
Все перечисленные условия способствуют созданию инновационного пространства, повышению уровня готовности учителя к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности. Учитель обнаруживает способность решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности.
Высшим уровнем квалификации учителя иностранного языка является педагогическое творчество. Это уровень новаторства, когда учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приемы в процессе обучения и воспитания.
Для учителя проект – это реальная возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Наиболее значимыми проектами для учителя могут стать такие, как создание авторской программы обучения, проектирование индивидуальных программ по формированию учащихся УУД, проектирование плана воспитательной работы с «трудными» детьми и т.д.
Интернет-технологии также являются немаловажным фактором развития учителя. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике УВП, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоническому вхождению учителя в информационное общество.
В личностном развитии интернет-технологии выступают как фактор развития, прежде всего, познавательной самостоятельности в реализации требований ФГОС. Поиск информации в Интернет-ресурсах, активное отношение к овладению знаниями, а также активное использование знаний в практической деятельности, участие в вебинарах, on-line конференциях формируют свою мотивационную, эмоциональную, коммуникативную среду, дает определенную грамотность в работе с материалами.
В решении проблем модернизации общего и языкового образования возрастает объективная необходимость повышения квалификации педагогических кадров всех типов и видов образовательных учреждений в системе их непрерывного образования. Работа образовательных учреждений в новых условиях требует новых подходов к организации их научно-методического сопровождения.
Сегодня назрела необходимость взять курс на современное методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе и опережающее, непрерывное повышение квалификации учителей ИЯ, в том числе и самообразовательной работы как одним из важнейших условий инновационного пространства.
Огромную роль в организации методического инновационного пространства должны сыграть районные и городские методические центры, ассоциации, объединения учителей, которые призваны создать условия для удовлетворения информационных, учебно-методических потребностей педагогов, их профессиональных амбиций.
Таким образом, реализация перечисленных условий позволит создать инновационное пространство для развития учителя, что, в конечном итоге, будет способствовать значительному повышению качества лингвистического образования.
Список использованной литературы:
Аристова Л.П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников. Казань, 2005 г.
Клейман Т. Возмодности использования информационных технологий. М., Просвещение, 2006 г.
Материалы журнала ИЯГШ за 2010-2014 гг.
Хуторский А.В. Инновации в образовании. М., Издательство «Унц ДО», 2005 г.