Изобразительное искусство. 7 класс.
ТЕМА. Создание композиции «Город будущего».
Учитель: Селезнёва Л.В.
Дата 11.02.2025
Цель: учебная: закреплять знания учащихся о стиле архитектуры, язык архитектуры, учить изображать закономерности строения необычной формы; расширить знания учащихся по архитектурного искусства, ознакомить с классификацией архитектурных объектов по назначению, предоставить исходные сведения о градостроительстве; закреплять у учащихся умения воспринимать, различать и анализировать характерные особенности архитектурных сооружений, формировать умение сравнивать, навыки изображения архитектурных объектов;
развивающая: развивать у детей комбинаторные способности, образное, логическое, пространственное мышление, творческое воображение, фантазию, сообразительность; творческий подход к работе; замечать красивые элементы в архитектурных сооружениях; способствовать формированию у детей умения анализировать, обобщать; учить рассуждать, стимулировать развитие любознательности;
воспитательная: воспитывать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира, экологическую культуру; опрятность, внимание, прививать детям любовь к родному городу, умение видеть красоту и гармонию.
Методы и методические приемы:
Беседа, объяснение;
Сравнение образов;
Демонстрация, анализ.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, видео обзор, образцы работ.
Материалы и инструменты: альбом для рисования; простой карандаш; стирательная резинка; гуашь; кисти; емкость для воды; салфетки для вытирания рук и кистей; палитра, клеенка.
Основные понятия: «градостроительство».
Тип урока: комбинированный, урок развития практических навыков.
Архитектура-бесценное богатство.
(Л.Альберти).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка подготовки учащихся к уроку, наличие художественных приборов.
2. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня у нас необычный урок - урок творческого воображения, мысли, фантазии, развития творческих способностей. Послушайте стихи.
Иду вдоль этих древних стен. Года вмурованы в столетья... О нет, не всё на свете тлен - Есть в мире место для бессмертья. | Средь канувших эпох и драм Людская жизнь сродни мгновенью. Но нашей веры светлый храм Стоит в веках назло забвенью. |
Взмывают в небо купола - И слева слышен звон, и справа... Не говорите - Русь была И что её вся в прошлом слава. | Народы разные, пыля, Шагают по своим дорогам... А Русь, пока стоит земля, За всех заступница пред Богом. |
Александр БЫВШЕВ
догадались о чем пойдет речь на уроке?
Что же такое архитектура?
3. Объявление темы и цели урока.
Эпиграф урока:
Архитектура-бесценное богатство.
(Л.Альберти).
Сегодня на уроке создадим композицию «Город будущего». Будем учиться пространственно мыслить, представлять композицию, строить город за законами фронтальной перспективы.
4. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Жанр «фэнтези» - жанр изобразительного искусства, в котором изображают выдуманные и фантастические эпизоды, города, сказки, приключения, волшебный мир. Неудивительно, что архитекторы конца XIX и начала XX в. попытались бы представлять будущее города, отталкиваясь от развития технического прогресса, инженерии.
Архитектура - искусство создания сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности человека (для быта, труда, отдыха, культуры и общения).
- Какое, по вашему мнению, назначение строительства?
- Какие составные части дела произведения архитектуры?
(Римский архитектор Витрувий в своем произведении «Десять книг по архитектуре» определил такие требования, предъявляемые к сооружениям: польза, прочность и красота.)
Градостроительство - теория и практика планировки и застройки городов.
Упорядочению планировки и застройки городов служат регулярную планировку (прямоугольное, радиально-кольцевую, веерное и др.), Учет местных условий, строительство архитектурных ансамблей, ландшафтная архитектура и др.
- Кто главный в строительстве?
Архитектору нужно уметь рисовать, чертить, владеть цветным пространственным представлениям, уметь смело и интересно фантазировать.
На создание города будущего может вдохновить ː художественные и фантастические произведения, горные вершины, средневековые замки или современные архитектурные сооружения.
Есть много известных архитекторов Антонио Гауди, Росс Мак Кола, Антонио Сант-Элиа, Фридрих Штовассер и др ..
Невозможно перечислить все многообразие проектов архитекторов-футурологов. (В.Йонас. Швейцария. Город-лейка; Н.Курокава. Япония. Спиральный город; Й.Фридман. Франция. Город - мостик и др.).
По замыслу болгарского архитектора Цветана Тошка в городах будущего должны подняться в небо огромные города-цветы с большим количеством солнечного света и зеленью. (Просмотр видео материала).
Физминутка
Работа в группах.
Ученики объединяются в три группы.
Для каждой группы учитель раздает темы: город будущего под водой, над водой, в небе. В группах определяют докладчика, который будет представлять результаты работы группы. Каждый член группы создает собственную композицию.
Последовательность выполнения рисунка:
- определить линию горизонта;
- Построить сооружения (фронтальная перспектива)
- Нарисовать второстепенные элементы композиции;
- Завершить рисунок карандашом;
- обратить внимание на пропорции, форму;
- определить цветовое решение композиции;
- Детализировать передний план.
VI. Практическая работа.
Работа в группах.
Индивидуальное консультирование учащихся. Исправление ошибок во время работы. Проведение фронтальных инструктажей.
VII. Итог урока.
Оценивание работ по алгоритму:
1. Анализ работ учащихся. Анализируется завершенность работы, идея, размеры, опрятность исполнения.
2. Оценка работ (работы оцениваются по критериям: композиционное решение, цветовое решение, оригинальность и аккуратность исполнения).
Демонстрация ученических работ.
Итог урока: с работой почти все ученики справились, рисунки опрятные; подавляющее большинство учеников очень творчески подошли к выполнению композиции и обнаружили собственную фантазию.
Интерактивное упражнение «Интервью».
- Какими цветами лучше изображать архитектурные объекты?
- Каким вы видите будущее город?
- Чтобы вам хотелось в городе будущего?
- Будет людям комфортно и безопасно жить в нем?
- Будет ли город чистым, будет отличаться от современного?
Задание на дом.
Наслаждаться красотой архитектурных объектов родного края.