«Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада»
подготовила: Пантьелеева Н.В.
музыкальный руководитель
МБДОУ «д/с № 26»
Выкса
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ:
Статья 48. Педагогические работники обязаны:
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности;
• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) ;
• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. (Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей)
Рекомендации:
Создание творческой зоны в группе необходимо для развития музыкальных и творческих способностей дошкольника. Это неотъемлемая часть всего педагогического процесса, которая очень важна для воспитания в ребёнке эстетических, культурных и нравственных качеств, а также для выявления и развития у него творческих и музыкальных способностей.
С чего начать создание такой творческой зоны?
I. Изучить рекомендацию для воспитателей по организации и оформлению музыкального уголка в группе.
II. Совместно с музыкальным руководителем подобрать оборудование по разделам, которые соответствует данной возрастной группе, в частности определить наполняемость музыкальных уголков дидактическими играми и материалами.
Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ УГОЛКУ
- Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легкодоступном для детей месте;
- Кроме того, он должен быть по возможности изолирован. Почему?
С одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
- При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей.
- Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
- Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
- В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.
- В углу лучше поставить музыкальный центр, с помощью которого дети прослушают музыку, песни. а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
- Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.
- В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудочка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки.
- Можно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон
- Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.
- Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.
- Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. Почему?
На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами ДОУ. На нижнюю – все остальные инструменты, пособия, игры.
- На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
В музыкальных уголках должны находиться
- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр
- мягкие игрушки;
- мягкие музыкальные игрушки;
- куклы - неваляшки;
- образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки
- Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)
- Музыкально — дидактические игры:
- Иллюстрации. В них входят:
- пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками.
- Всевозможные картинки :
- Книжки-малютки «Мы поем»,
- Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,
- Иллюстрации по теме «Времена года»,
- Иллюстрации музыкальных инструментов,
- Картинки с изображением людей поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах,
- Альбомы «Мы рисуем песенку»
- Альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира»,
- Графическое пособие «Эмоции»
- Не озвученные (плоскостные) детские музыкальные игрушки и инструменты
- Озвученные музыкальные инструменты и игрушки
- игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты
- игрушки-инструменты, издающие только один звук
- игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
- игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования
- Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром
- Атрибуты к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества
Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности.
Спасибо за внимание!