Создание на уроке математики условий для реализации творческого потенциала школьников посредством учёта сферы их личных интересов и увлечений
Участие школьников в процессе проектирования и проведения урока позволяет им в полной мере проявить творческий подход к анализу знаний и умений полученных в сфере своих интересов и увлечений, в контексте их связи с темой учебного занятия, интеграции соответствующего материала в его содержание. При этом следует учитывать, что осуществление полноценного сотрудничества «учитель-ученик» требует от педагога грамотного руководства деятельностью учащихся, построенного с учетом уровня сформированности интереса к математике у каждого из них.
Рассмотрим вопросы организации такой работы с различными категориями обучающихся .
Как правило, опорой для учителя математики являются учащиеся, проявляющие особый интерес и способности к предметам физико-математического цикла. Именно они успешно выполняют роль учеников-консультантов на уроке.
К уроку стереометрии ученикам, проявляющим особый интерес к занятиям по информатике, можно предложить создание презентации к решению задачи, по теме построение сечений многогранников
Построение многогранников и их сечений в программе «Компас-3D»
Математика- достаточно сложная и, по мнению многих, «сухая» наука. В связи с этим увлечение ею присуще далеко не всем. В наибольшей мере эта проблема касается тех, кто имеет интерес к школьным предметам гуманитарной направленности, к занятиям спортом, музыкой, изобразительным искусством.
Ученика данной категории можно назначить помощником учителя, соавтором урока, поручив ему подготовить задания, тематика которых соответствует его «нематематическим» интересам.
Таким образом, учащийся получит возможность не только проявить творческие способности при отборе материала интегрированного характера, но и овладеть математическими понятиями, научиться решать предложенные задания, формулировать вопросы по теме и самому отвечать на них, т.е повысить качество своих знаний по предмету.
В сотрудничестве с учеником, являющимся воспитанником хореографического коллектива, учитель может подготовить и включить в содержание урока материал по теме «Геометрия танца»
Углы. Градусные меры
Поворот на 360ᵒ
Геометрические фигуры. Рисунок танца.
Симметрия танца
Математический танец
Геометрический танец
Ученики 6 класса, особенно девочки, делающие первые шаги в качестве кулинаров, с интересом отнесутся к такому заданию, как составить задачу на тему «Мой любимый рецепт пирога».
Составив задачу, они предложат её решить одноклассникам на уроке математики, а на уроке технологии приготовят пироги по данному рецепту и угостят одноклассников.
Пироги с капустой
Для теста: 1л молока, 2ст ложка сахара, 1ч ложка соли, 0,5 стакана растительного масла, 2 кг муки, сливочное масло – 10% массы муки, дрожжи – ¼ массы муки, 1 куриное яйцо.
Для начинки: капуста – 500г, сливочное масло – 10% массы капусты, 1 головка репчатого лука, 0,5ч ложки соли, 1,5ч ложки сахара
Вовлечение в процесс выполнения заданий творческого характера на этапах проектирования и проведения урока, обучающихся различных категорий, как увлеченных математикой, так и проявляющих интерес к другим областям знаний и сферам деятельности, позволяет учителю реализовывать одно из направлений работы по формированию у учащихся креативного мышления, наличие которого является важной составляющей функциональной грамотности личности в современном мире.
Спасибо за внимание!