СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.В. Леоненко, преподаватель химии и биологии I квалификационной категории
ГАПОУ СО «Аткарский политехнический колледж»
г. Аткарск Саратовская область (Россия)
Ключевые слова: образовательная среда, практико-ориентированное обучение, система среднего профессионального образования, химия.
Аннотация: В данной статье рассматриваются возможные способы формирования образовательной среды с практико-ориентированной направленностью обучения.
В современных политических и экономических условиях, перед Россией наиболее остро встает вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов, которые будут востребованы на рынке труда.
Соответственно, образование должно быть направлено на формирование конкурентоспособного специалиста, способного реализовать себя не только в пределах страны, но и в мировом масштабе. На сегодняшний день востребованным является специалист-практик, умеющий самостоятельно решать профессиональные задачи, способный к креативному мышлению, саморазвитию и самообразованию.
Тем не менее, несмотря на необходимость прикладной направленности образования (прежде всего в активно развивающихся естественных науках: физике, химии и биологии) в учебном плане количество часов, отведенных на эти предметы, неуклонно сокращается, что является причиной недостаточного использования в учебном процессе практико-ориентированных технологий. В связи с этим, возникает вопрос: как при повышенной потребности в высококвалифицированных кадрах и при ограниченном количестве часов учебного плана, создать такую практико-ориентированную образовательную среду, которая будет способствовать развитию компетенций будущих специалистов?
Сегодня, в эпоху глобализации, перед образовательными учреждениями различных уровней стоит задача, связанная с созданием практико-ориентированной образовательной среды, отвечающую запросам общества и государства.
Важное значение здесь приобретает применение практико-ориентированных технологий обучения.
Технологии практико-ориентированного обучения не являются абсолютно новыми, но именно на них делается акцент сегодня Федерального государственного образовательного стандарта. Существует множество технологий обучения, которые можно отнести к практико - ориентированным:
технология критического мышления,
интерактивные технологии обучения,
проектные и исследовательские технологии,
технология проблемного обучения,
информационно-коммуникационные технологии и др.
Элементы этих технологий, различные приемы и методы обучения,
способствуют формированию практических умений и навыков.
Создание образовательной среды с практико-ориентированной направленностью обучения даст возможность построения целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособной личности.
Таким образом, практико-ориентированное обучение – это педагогический процесс, достижение целей которого проходит с непосредственным приобретением опыта практической деятельности. Обязательными требованиями для практико-ориентированного обучения являются: применение реальных практических задач в учебной деятельности; моделирование практической ситуации должно проходит в групповой форме обучения. Выполнение всех этих требований будет способствовать созданию в учебном процессе практико-ориентированной образовательной среды - образовательного пространства, которое осуществляет как учебные, так и профессионально-ориентированные функции. Осуществление практико-ориентированного обучения идет за счет использования в учебном процессе практико-ориентированных технологий обучения.
Преподаватель, использующий в процессе своей работы современные педагогические технологии, должен знать, что технология обучения химии – это особый вид методики, который предусматривает: тщательно продуманную модель учебного процесса; специально методически преобразованное в соответствии с замыслом химическое содержание; систему методов и средств обучения химии.
Химия – одна из важных областей естествознания. Без знаний по химии невозможно полноценное образование, формирование современного интеллектуального человека. Обучение химии должно способствовать воспитанию интереса к знаниям, самостоятельности, критического мышления, трудолюбия и добросовестности.
Одним из способов реализации практико-ориентированного обучения на уроках химии является решение практико-ориентированных заданий.
Решение практико-ориентированных задач происходит по схеме: понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Практико-ориентированные задания можно разделить на три группы:
- теоретические;
- экспериментально-теоретические;
- расчетные;
Теоретические задачи: основа рассмотрения количественных характеристик. Их решение дает возможность преподавателю развить логическое мышление учащихся, формировать химические понятия, связывать обучение с жизнью.
Экспериментально-теоретические задачи: при их выполнении опытным путем на основе имеющихся теоретических знаний разрешаются практические вопросы. Они могут использоваться как средство контроля.
При их выполнении происходит синтез логических, количественных и экспериментальных операций, приобретается умение решать комплексные задачи.
Расчетные задачи: Решая расчетные задачи, студенты уясняют количественные закономерности, приобретают навык применения математических приемов в изучении химии.
К практико–ориентированным заданиям можно отнести ситуационные задачи. Структура ситуационной задачи такова: она имеет интересное название, описание двух-трех ситуаций, которые выступают мотивационной формой для деятельности учащихся и заданий, которые учащиеся должны выполнить. Для ситуационной задачи необходимо брать темы, которые привлекают внимание студентов. Ситуационная задача должна быть актуальной. Задача должна быть настоящим живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся.
Хорошо составленная ситуационная задача вызывает чувство сопереживания с главными действующими лицами. Важно, чтобы в задаче была представлена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.).
В текст ситуационной задачи необходимо включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину.
Создавая ситуационные задачи, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, должна быть понятна студенту. Наиболее эффективно использовать систему взаимосвязанных ситуационных задач.
Таким образом, сегодня необходимо формировать в общественном сознании государственную и социальную значимость, карьерную перспективность среднего профессионального образования, повышать престиж и мотивацию молодежи в его получении. Для этого обязательно использовать современные образовательные технологии, ориентировать студентов на самостоятельный поиск решения проблемных ситуаций, на работу в сотрудничестве, применять в процессе проведения занятий нетрадиционных, интерактивных методов обучения. Именно такой подход к обучению (в том числе и на занятиях по химии) позволяет сегодня помочь студентам учреждений среднего профессионального образования самостоятельно добывать знания и пополнять их в течение всей жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии. Ермаков Д.С., Жарикова Е.А., Ленина О.Ф. Задачи с практическим содержанием на начальном этапе изучении.
Кузнецова Л.И. "Новая технология преподавания химии". М. 2010г.
Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример формировании ключевых компетентностей учащихся.
Кендиван О. Д.-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии.// Химия в школе. – 2009. Настольная книга учителя химии. АСТ "Астрель", М. 2012 г.
©