СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие общеобразовательные технологии позволяют эффективно формировать у школьников комплекс УУД?

 Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и следовательно, у них активнее формируется мышление и речь?

Когда учащиеся осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают свою позицию, рискуют, проявляют инициативу?

Просмотр содержимого документа
«Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира»

«Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира»

«Создание

проблемных ситуаций на уроках окружающего мира»

- Какие общеобразовательные технологии позволяют эффективно формировать у школьников комплекс УУД?  Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? - Когда учащиеся осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают свою позицию, рискуют, проявляют инициативу?

- Какие общеобразовательные технологии позволяют эффективно формировать у школьников комплекс УУД?

  • Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и следовательно, у них активнее формируется мышление и речь?

- Когда учащиеся осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают свою позицию, рискуют, проявляют инициативу?

«Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира»

«Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира»

КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК 1. Отобрать необходимый учебный материал к уроку. 2. Определить цель и задачи урока. 3. Определить «конфликтную» составляющую содержания урока. 4. Продумать мотивацию учащихся, т.е. определить прием создания проблемной ситуации на уроке. 5. Продумать личную и социальную значимость решаемой проблемы. 6. Продумать формы организации, обеспечивающие взаимодействие учителя и уч-ся в разных режимах (Принцип единства формы и содержания). 7. Определить приёмы создания рефлексивного этапа урока (контроль, рефлексия)

КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК

1. Отобрать необходимый учебный материал к уроку.

2. Определить цель и задачи урока.

3. Определить «конфликтную» составляющую содержания урока.

4. Продумать мотивацию учащихся, т.е. определить прием создания проблемной ситуации на уроке.

5. Продумать личную и социальную значимость решаемой проблемы.

6. Продумать формы организации, обеспечивающие взаимодействие учителя и уч-ся в разных режимах (Принцип единства формы и содержания).

7. Определить приёмы создания рефлексивного этапа урока (контроль, рефлексия)

Проблемная ситуация  - это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие и вызывающий разные (зачастую противоположные) позиции при его решении.

Проблемная ситуация - это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие и вызывающий разные (зачастую противоположные) позиции при его решении.

Проблемно- диалогическая технология          Автор - Мельникова Елена Леонидовна

Проблемно- диалогическая технология

Автор - Мельникова Елена Леонидовна

Что нужно учителю для освоения технологии?  ЗНАНИЯ ЖЕЛАНИЕ ПРИМЕНЯТЬ ТЕХНОЛОГИИ

Что нужно учителю для освоения технологии?

ЗНАНИЯ

ЖЕЛАНИЕ ПРИМЕНЯТЬ ТЕХНОЛОГИИ

Структура урока (по Е.Мельниковой) Постановка проблемы. Поиск решения. Выражение решения. Творческое применение «открытых» знаний.

Структура урока

(по Е.Мельниковой)

  • Постановка проблемы.
  • Поиск решения.
  • Выражение решения.
  • Творческое применение «открытых» знаний.
Основные методы Побуждающий от проблемной ситуации диалог   Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Основные методы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог  

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Прием 1    Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?  о теориях: что вас удивило?   Сколько существует точек зрения?  Прием 2    Сколько же в нашем классе мнений?  Прием 3    Вы сначала как думали? А как на самом деле?  Прием 4    Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?  Прием 5     Вы смогли выполнить задание? Почему не получается ? Чем это задание не похоже на предыдущие?  Прием  6     Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?    Выбрать подходящее:  Какой возникает вопрос?  Какова будет тема урока?

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1    Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: что вас удивило?   Сколько существует точек зрения? Прием 2    Сколько же в нашем классе мнений? Прием 3    Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4    Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5     Вы смогли выполнить задание? Почему не получается ? Чем это задание не похоже на предыдущие? Прием 6     Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?

  

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

Приёмы создания проблемной ситуации (по Е.Л.Мельниковой) Тип проблемной ситуации Тип противоречия       Приёмы создания проблемной ситуации  С удивлением С затруднением 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. между житейским представлением учащихся и научным фактом между двумя (или более) положениями 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. между необходимостью и невозможностью выполнить задание 3. Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим 6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Приёмы создания проблемной ситуации

(по Е.Л.Мельниковой)

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

 

 

 

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

С затруднением

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

между житейским представлением учащихся и научным фактом

между двумя (или более) положениями

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

между необходимостью и невозможностью выполнить задание

3. Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе»

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе»

Приёмы создания проблемной ситуации (по Е.Л.Мельниковой) Тип проблемной ситуации Тип противоречия       Приёмы создания проблемной ситуации  С удивлением С затруднением 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. между житейским представлением учащихся и научным фактом между двумя (или более) положениями 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. между необходимостью и невозможностью выполнить задание 3. Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим 6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Приёмы создания проблемной ситуации

(по Е.Л.Мельниковой)

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

 

 

 

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

С затруднением

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

между житейским представлением учащихся и научным фактом

между двумя (или более) положениями

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

между необходимостью и невозможностью выполнить задание

3. Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме « Культурные и дикорастущие растения »

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме « Культурные и дикорастущие растения »

Приёмы создания проблемной ситуации (по Е.Л.Мельниковой) Тип проблемной ситуации Тип противоречия       Приёмы создания проблемной ситуации  С удивлением С затруднением 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. между житейским представлением учащихся и научным фактом между двумя (или более) положениями 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. между необходимостью и невозможностью выполнить задание 3. Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим 6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Приёмы создания проблемной ситуации

(по Е.Л.Мельниковой)

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

 

 

 

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

С затруднением

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

между житейским представлением учащихся и научным фактом

между двумя (или более) положениями

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

между необходимостью и невозможностью выполнить задание

3. Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Урок окружающего мира во 1-м классе по теме «Насекомые»

Урок окружающего мира во 1-м классе по теме «Насекомые»

Приёмы создания проблемной ситуации (по Е.Л.Мельниковой) Тип проблемной ситуации Тип противоречия       Приёмы создания проблемной ситуации  С удивлением С затруднением 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. между житейским представлением учащихся и научным фактом между двумя (или более) положениями 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. между необходимостью и невозможностью выполнить задание 3. Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим 6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Приёмы создания проблемной ситуации

(по Е.Л.Мельниковой)

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

 

 

 

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

С затруднением

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

между житейским представлением учащихся и научным фактом

между двумя (или более) положениями

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

между необходимостью и невозможностью выполнить задание

3. Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Рефлексия участников Чему вы научились на Мастер- - классе? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что у вас лучше всего получилось?

Рефлексия участников

  • Чему вы научились на Мастер- - классе?
  • Что нового вы узнали?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Что у вас лучше всего получилось?