СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание психологического комфорта на уроке, как условие развития личности обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма- Мастер класс

цель: анализ и разработка условий, способствующих созданию психологического комфорта на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Создание психологического комфорта на уроке, как условие развития личности обучающихся.»

Создание психологического комфорта на уроке, как условие развития личности

обучающихся.


Форма: мастер-класс

Цель: анализ и разработка условий, способствующих созданию психологического комфорта на уроках.

Задачи:

  • Расширить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.

  • Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.

  • Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта.

  • Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.

  • Продемонстрировать эффективные способы влияния на ребенка.

  • Сформировать представления о позитивных и негативных вербальных и невербальных проявлениях педагога на уроке.

   

Ход мастер — класса:

  • Психологический настрой  

  1. Тренинг 

              Уважаемые коллеги!     Посмотрите на рядом сидящих коллег. Глядя в глаза соседу,  скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите. 

             Принимающий должен кивнуть  головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.  

             И мне очень приятно с вами работать.

 

  1. Существует утверждение, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное — создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

            Тема нашего мастер-класса «Создание психологического комфорта на уроке»

  • Теоретический ввод

Разобраться в понятии «комфорт» нам поможет игра-ассоциация.

  • Игра-ассоциация. Что такое комфорт?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?


Культура, красота, качество образовательного процесса, критичность учителя к самому себе, компромисс, контроль

Обаяние, отношение, общение, ободрительный.

Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия.

Формирование, форма

Обогатить, образовать, обстановка.

Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие.

Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.



Существует три структурные составляющие данного понятия. 

Комфортность: 

Психологическая

Интеллектуальная

Физическая

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Как писал Борис Слуцкий

Не чему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит …

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребёнка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.


Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся. Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть свои характерные приёмы. Если учащиеся находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному.


Основная часть

- Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т.е. развить мотив достижения успеха.

- Сейчас я предлагаю вам послушать притчу и задуматься над её смыслом.

ПРИТЧА О ЛЯГУШКЕ, КОТОРАЯ ДОШЛА ДО ЦЕЛИ.

Собрались несколько лягушек и разговорились.
– Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте. Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! – проквакала одна лягушка.
– А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек, – мечтательно проквакала вторая лягушка.
– А вам-то что с этого? – огрызнулась большая жаба. – Всё равно вам туда никогда не добраться!
– Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? – сказала лягушка-мечтатель и добавила, – давайте докажем этой вредной жабе, что мы сможем перебраться в горы!
– Давайте! Давайте! Переберёмся в большой чистый пруд! – заквакали все лягушки на разные голоса.
Так они все стали собираться в дорогу. А старая жаба рассказала всем жителям болота о «глупой затеи лягушек». И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто остался в болоте, в один голос закричали:
– Куда вы, лягушки, это же невозможно! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше сидеть в своём болоте!
Но лягушки не послушали, и двинулись в путь. Несколько дней они шли, многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото. Все, кого встречали лягушки на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи. И так их компания становилась всё меньше и меньше. И только одна лягушка не свернула с пути. Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нём.
Почему именно она сумела достичь цели? Может, она была сильнее других?
Как потом оказалось, эта лягушка не была сильнее и настойчивее других. Просто была глухая! Она не слышала, что это «невозможно». Не слышала, как её отговаривали, и поэтому она легко добралась до своей цели.





Для того, чтобы мотивационный этап прошёл успешно, нужно, чтобы приёмы мотивации базировались на трёх принципах. 1. учитель может выбрать любые приёмы и методы, чтобы заинтересовать ученика, у ученика тоже должен быть выбор, какое задание делать, на какую оценку рассчитывать Первый принцип – ВЫБОР. 2. английский драматург Б.Шоу говорил: «Если у вас и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то что будет у Вас? а что у меня? (И у меня, и у вас останется по одному яблоку.) Если у Вас есть идея и у меня есть идея и мы обменялись этими идеями, то….» (У каждого из нас будет две идеи.) Урок будет эффективным, если и учитель, и ученик будут сотрудничать, вместе находить истину. Второй принцип - СОТРУДНИЧЕСТВО. 3. Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными. Третий принцип – УСПЕХ.



В целях положительного эмоционального настроя, снятия напряжения, стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу можно использовать разнообразные фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание.



«Созданию психологического комфорта также способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.




Перечень упражнений

Цель

Комплимент. Сделать с помощью электронной почты комплимент однокласснику.

Формирует уважительное отношение к окружающим, развивает рефлексию.

Печатная машинка. У каждого учащего слово от общего определения, дети по очереди поднимают нужное слово, чтобы в итоге получилось согласованное предложение.

Формирует чувство принадлежности к группе, сплоченность, развивает способность работать в группе.

Нарисуй настроение. С помощью paint нарисовать своё настроение. Как вариант настроение одноклассника.

Развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.

Ассоциации. Дети подбирают ассоциативный ряд к какому-либо определению, другая команда должна догадаться, о чём идёт речь.

Формирует адекватное понимание, восприятие партнёра, развивает активное внимание, групповую сплочённость.

Поменяйтесь местами те, кто ... Учитель называет, какой либо признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т.д. Как вариант, раздать карточки со словами и дать задание, например, «Поменяйтесь местами те, у кого на карточке свойство символов», «…свойства абзацев», «Поменяйтесь местами те, у кого на карточках автор родился в 20 веке», «…писал прозы»

Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание.

Давайте похлопаем. Дети располагаются по кругу. Учитель задаёт различные вопросы. Например, «Кто-нибудь спасал кошку или собаку?», «Кто хотя бы раз зашивал себе дырку». Можно использовать как одну из форм оценивания и поощрения, например, «Сегодня Ваня получил пятерку за контрольную работу», «Кто на уроке ответил на большинство вопросов учителя», «Маша была самой внимательной на уроке». Дети встают, а остальные ученики им аплодируют.

Помогает узнать друг друга, почувствовать себя увереннее и комфортнее в классе.

Улыбка. Первым знаком обращения должна быть доброжелательная улыбка. С какими бы мы словами не подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки. Между учащимися можно организовать диалог по теме урока.

Формирование уважения, чувства сплоченности и принадлежности к группе.

Окно. Учитель каждой группе дает, какой то материал по теме урока. Затем детям предлагается разделиться по парам и встать напротив друг друга. Дается задание: «Представьте, что вас с партнёром разделяет окно с толстым стеклом. Таким, что кричать бесполезно, вас не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему что-то важное. Попробуйте передать через стекло то, что вам нужно и получить ответ» После передачи сообщений партнёры обмениваются информацией о том, что сообщалось и что было понято.

Развивает наблюдательность, внимательность и способность понимать друг друга.

Сообщение. Ученикам предлагается встать в круг. Задача по кругу передать сообщение, как можно быстрее и без искажения (тему урока, новый термин и т.д.)

Формирует чувство принадлежности к группе.

Парный рисунок. Участники разбиваются по парам и с помощью рисунков, знаков, символов «разговаривают» друг с другом на заданную учителем тему. После обсуждается, получился ли разговор, поняли ли партнёры друг друга.

Формирует навыки взаимопонимания и взаимодействия.

«ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА» Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека…

ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА» Преподаватель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.

«ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ» Преподаватель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока. «ЭПИГРАФ» Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме.

«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА» Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков можно задать вопрос. Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

«ЛОВИ ОШИБКУ!» Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Учащийся получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

«СВОЯ ОПОРА – ШПАРГАЛКА» (КОНКУРС ШПАРГАЛОК)

Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке»,если: 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга; 3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей.



Техника «Проблемные вопросы» 

Начать можно с того, что при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать» 
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.

От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать.

Прием «Удивляй!»

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: (умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие). Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Пример. Урок географии зимой начинается с небольшого рассказа. Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

На уроках часто возникают проблемные ситуации, из которых учителю нужно быстро, не нарушая позитивного настроя, найти выход. Например:

(Педагогам предлагаются  проблемная  ситуация,  на которую необходимо найти варианты решения. Каждый вариант обсуждается.)

Ситуация: Ответы заранее не давать)

 

  1. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу сидеть  вместе с ним». Что Вы будет делать (как поступите, что скажете) в данной ситуации? 

Варианты: 

 

А) «Ну и что?», «Никуда не денешься, все равно придется», «Это глупо с твоей стороны», «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» 

 

Б) не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!»

 

В)  «Почему ты не хочешь сидеть за одной партой с Сашей? Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием, ты хорошо владеешь…, а Саша …. Думаю, у вас всё получится» При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем. 



  • Ты и я сообщение»

«Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику.

Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты» и « я» сообщение. 

«Ты» — сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…). 

«Я»-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)»

 

Практическое задание: переформулируйте ты-сообщение в я-сообщение.

Ты-сообщение: Ты сегодня опять забыл тетрадь?; Ты всегда плохо выполняешь задания; Тебе не надоело весь урок болтать? Ответы: « Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь», « Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам»…

 Формы обращения учителя к ученикам
1) Деловая форма обращения): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.

2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.

3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная?.. Тогда на уроке займемся интересным делом, спрашивать вас не буду.”Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику.



  • Вербальные  проявления педагога. Обсуждение с педагогами.

«Очень важным при общении с учащимися является то, какие вербальные  средства общения использует педагог. От этого будет зависеть эмоциональное состояние ребёнка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности»


 Позитивные проявления

Оценка поступка, а не личности

Похвала, улыбка, контакт глаз

Комплимент, ласковое слово

Поддержка

Выражение заинтересованности

Сравнение с самим собой

Одобрение, согласие

Доброжелательная интонация

Поощрение

Выражение своих чувств

Отражение чувств ребёнка (Мне кажется ты обижен,…)

Негативные проявления


Отказ от объяснений

Негативная оценка личности

Сравнение не в лучшую сторону

Указание на несоответствие

Игнорирование

Приказы

Подчеркивание неудачи

Угроза

Наказание

«Жесткая» мимика

Негативная интонация


Работа с таблицей.Задание: « В левой половине таблицы даны фразы, которые учителю говорить не стоит. Заполните правую колонку. Как,с вашей точки зрения, надо сказать?» (Проверить не все пункты, обсудить те, которые вызвали особые затруднения.)

Так говорить не стоит!

Ты какой  — то неуравновешенный, нервничаешь вечно!

Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?

Только бездельники и дураки списывают на контрольной

Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял

Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал

Ты должен относиться к урокам серьёзнее!

Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты  меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!

Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…

Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки

А вот так надо!

Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.

Ты сейчас очень громко говоришь

Мне неприятно видеть, как ты списываешь

Я думаю, что ты объяснял слишком сложными  фразами

Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно

Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке

Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали

Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.

Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать





 Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителя работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самих учащихся.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки у участников образовательного процесса, как один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами это арт-терапия.

Современная арт-терапия включает множество направлений, вот некоторые из них:

музыкальная терапия,
игровая терапия,
драматерапия,
сказкотерапия,
библиотерапия,
кинотерапия,
танцевальная терапия,
фототерапия,
изотерапия,
мандала-терапия.


Заключительный этап (вербализации и рефлексии)

- Когда вы последний раз рисовали “для себя”? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни.

- А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать один из методов арт-терапии. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса и не боятся выразить себя. Для этого я предлагаю вам, расположиться так чтобы вы почувствовали себя максимально комфортно. Закройте глаза и слушайте мой голос.

«Представьте себе какое-нибудь дерево, которое вы когда либо видели, либо которое рисует ваше воображение. Внимательно рассмотрите его. Что его окружает? Где находится ваше дерево…Оглянитесь вокруг… Какая погода вокруг вашего дерева? Ощутите, что чувствует ваше дерево под теплыми лучами солнца…или при сильном грозовом ветре Какое вы дерево? Большое? Маленькое? Подойдите к нему, потрогайте. Почувствуете его. Представьте себя этим деревом. Еще раз внимательно оглянитесь и запомните это место. Откройте глаза, нарисуйте свое дерево, которое вы увидели…»

 Индивидуальная работа

Предлагаю вам нарисовать дерево какое вы увидели в образе или то, которое для вас является значимым, оно может быть любым.

А теперь я немного расскажу вам о ваших деревьях с целью узнать что-то о себе, каждый что-то для себя отметит, примет или не согласится.

- Совместными усилиями и благодаря сотрудничеству, совместному творчеству обычный лист бумаги превратился в красивую картину «Чудесный лес». Каждое дерево в нашем «чудесном лесу» не одиноко рядом с ним растет много других «деревьев – друзей»! Вы тоже не одиноки. Поглядите вокруг, вас тоже окружают друзья. Вы вместе «один за всех и все за одного»!

        

  Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке: 

  • уважайте детей;

  • не навредите, ищите в детях хорошее;

  • замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;

  • не приписывайте успех себе, а вину -ученику;

  • ошиблись — извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;

  • на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;

  • не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;

  • хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;

  • только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;

  • не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;

  • оценивайте поступок, а не личность;

  • дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

 

Закончить сегодняшний разговор хотелось бы словами:

Когда постоянно находишься в позиции  обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить.  А.В. Мудрик











Приложение 1

Как делать замечания, чтобы на них реагировали дети?

Замечание необходимо строить следующим образом:

1. Необзывательное, неосуждающее описывание того, что неприемлемо для педагога, говорится о том, что является результатом поведения ученика, только описание фактов и ничего более.

Пример:

- Когда я вижу бумажки, лежащие на полу…

- Когда вы рисуете на парте…

- Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе…

- Когда меня перебивают во время объяснения…

Но, здесь не должно быть описания личного отношения к фактам, таких как:

- Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что оставили мусор на партах…

- Когда вы скачете по классу, как дикие звери…

2. Описывается эффект, который является результатом неприемлемого поведения школьника, ребенок должен понять, прочувствовать. Что его действия создают проблему для учителя.

Важно, здесь то, что большей части детей необходимо удовлетворить потребность в признании и принятии, и учитель, как значимый взрослый играет здесь важную роль. Именно потребность в признании и принятии мотивируют школьников на изменение поведения.

Пример:

- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект)…

- Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (1 часть, безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (2 часть, значимый эффект)…

3. Сообщение ученику о тех эмоциях и чувствах, которые испытывает учитель в результате того эффекта.



Пример:

- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект), и я боюсь, что могу простудиться (3 часть, чувства).

- Когда ты высовываешь ноги из-под парты (1 часть, безоценочное описание ситуации), я могу столкнуться о них (2 часть, значимый эффект), и я боюсь упасть и разбиться (3 часть, чувства).

Это важная последовательность, но не следует относится к ней, как к святыне. Возможно, и опускание какой-либо части трехчастного замечания. Общее правило здесь таково: желательно сообщить о неприемлемой ситуации и чувствах.

Когда учитель начинает применять данные замечания, школьник с удивлением открывает для себя, что учитель – не говорящая машина с разговорами, а настоящий человек, потому что он показывает свои чувства, сперва самому себе, а потом окружающим.

Чтобы научится пользоваться данной технологией, нужна тренировка. Попробуйте представлять ситуации на уроке или перемене, выводящую вас из равновесия и построить замечание по данной схеме.























Приложение 2

Рекомендации по созданию психологического комфорта К. Роджерса и Д.Карнеги.

Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Технология, приемы общения (Д. Карнеги):

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.