«Интеллектуальное развитие учащихся на уроках иностранного языка»
(Создание рассказов с детьми на уроках английского языка)
Учитель английского языка МБОУ гимназия № 30
Кондратьевой А.А.
Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время актуальна. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Но такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка.
Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникативность.
Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
Учитель всегда думает, как вовлечь учащегося в процесс активного изучения иностранного языка. Один из способов развития навыков говорения и письма – это создание вместе с учителем рассказов. Данный вид деятельности основан на способности учащегося написать рассказ, исходя из собственного опыта, но в рамках тех условий, которые заданы преподавателем.
Цель: дать возможность учащимся убедиться в том, насколько развиты их лингвистические возможности и над чем им необходимо работать.
Задачи:
1. Продемонстрировать учащимся уровень их лингвистических способностей.
2. Развивать умения самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой.
Творчество очень важно при изучении иностранного языка, т.к. творчество:
способствует развитию личности в целом;
играет одну из ключевых ролей в развитии ребенка;
творчество дает возможность и поощряет детей использовать ин. язык, играть с языком, чувствовать язык.
При создании рассказа могут возникнуть следующие трудности:
проблема беглости, спонтанности, готовность и желание выражать свои мысли;
недостаток у учащегося языкового ресурса для выражения своих мыслей;
точность и аккуратность использования грамматики. Важно, чтобы интересная, творческая идея была чётко передана с использованием правильной грамматики, спеллинга и пунктуации.
Существует 2 вида рассказов:
быстрый, короткий рассказ;
длинный, долгий по времени рассказ.
Короткие рассказы составляются в течение одного урока или даже части урока.
Рассказ-цепочка: Первый учащийся говорит предложение. Второй – повторяет предложение и добавляет своё. Третий – 2 предыдущих + своё предложение. Заранее оговаривается, что это д.б. связный рассказ, а не отдельные предложения. Тема зависит от темы урока.
«If- рассказ» - Используется при изучении сослагательного наклонения. Например, Если ты поедешь летом на море, ты будешь плавать в море. Если бы будешь плавать в море, ты встретишь дельфинов и т.д.
Рассказ по типу «Дом, который построил Джек». Это тоже повторение + включение новых фактов. Темы могут быть различными. Например: Вот то место, где мы были в прошлом году, в этом месте мы видели… встретили… играли… провели время… и т. д.
«В темном, темном доме». Такого типа рассказы хорошо использовать при отработке конструкции There is/are (местонахождение предмета, что-то где-то находится ).
«К счастью/ к несчастью (к сожалению)». Каждое предложение рассказа начинается со слов «К счастью…/ К несчастью...»
Длинные, долгосрочные рассказы требуют времени для подготовки. Возьмём, к примеру, Рождественский рассказ.
Основной вид деятельности:
создание истории;
развитие навыков диалогической речи (различные типы вопросов + лексика по теме «Праздники», страноведческий материал по теме «Рождество в Великобритании».
Время – 3 урока.
1 этап подготовки – мозговой штурм. Детям дается задание вспомнить, подобрать как можно больше слов по теме «Рождество».
Заранее оговаривается – кто будут действующими лицами рассказа;
где будет происходить действие;
когда, каким образом.
2 этап – создается вопросник. Каждый ученик должен ответить на 4 вопроса:
Что ты знаешь о Рождестве в Великобритании?
Что ты не знаешь о Рождестве в Великобритании?
Что ты знаешь о Рождестве в России?
Что ты не знаешь о Рождестве в России?
Дети собирают информацию (включая опрос родных и друзей).
3 этап – Дать характеристики основным участникам событий. В нашем случае:
Дед Мороз: очень старый; добрый; любит детей; с бородой; носит длинную шубу; есть внучка Снегурочка; путешествует на лошадях; кладет подарки под ёлку.
Санта Клаус: старый; носит одежду красного цвета; внучки нет; путешествует на оленях; кладет подарки в специальные рождественские чулки; к детям приходит через трубу.
Определяется место действия – Северный Полюс и сама фабула – встреча Санта Клауса и Деда Мороза в специальном магазине, где они покупают детям подарки на Рождество.
Итак Рождественский рассказ. CHRISTMAS STORY
Однажды Санта Клаус и Дед Мороз встретились в магазине, где они обычно покупают детям подарки. Санта Клаус очень торопился, он хватал с полок всё подряд. Дед Мороз делал всё медленнее.
«Почему ты так спешишь?» - спросил Дед Мороз.- «У нас ещё больше 10 дней, чтобы подготовиться к Рождеству.»
«Твой календарь неправильный. Рождество уже послезавтра, 25 декабря,» - ответил Санта Клаус.
«Нет, у нас Рождество 7 января.»
«Неужели? Я и не знал об этом. Извини, у меня нет времени, мне нужно на тренировку, я тренируюсь каждый день, чтобы быть сильным и без труда взбираться на крышу, затем спускаться через трубу, чтобы положить подарки в специальные красные чулки.» - сказал Санта.
«А зачем тебе взбираться на крышу? Я вот просто кладу подарки по ёлку. А у тебя есть помощники?» - спросил Дед Мороз.
«Мой главный помощник – олень Рудольф с красным, светящимся носом. Его нос светится в темноте, и я могу видеть дорогу. Он самый важный помощник из восьми, остальных зовут: Blitzer, Comet, Cupid, Dancer, Dasher, Donner, Prancer, Vixen.»
Дед Мороз: «А я путешествую на лошадях, моя лучшая помощница – моя внучка Снегурочка. Она мне помогает раздавать детям подарки и танцует весте с ними вокруг елки.»
«А сколько ей лет, Как она выглядит?»
«Это милая девочка лет 10-11. Она знает много песен и игр. Наши дети очень любят играть в игры и лепить Снежную Бабу.»
«А называем его Снеговиком. А какую песню вы обычно поете на Рождество?»
«Самая известная песня «В лесу родилась елочка». А вы?»
«У нас есть специальные Рождественские песнопения. А сейчас многие люди, в основном дети поют их на улице и собирают деньги на благотворительность. А что вы едите на праздник?»
«У нас на столе разные блюда: салаты, жареная курица, фрукты и овощи, и конечно, мы пьем шампанское. А я слышал, вы едите что-то специальное?»
«О, да. Рождественский ужин очень особый для нас. Мы обычно готовим индейку, жареный картофель, рождественский пудинг. А вы украшаете свои дома?» - спросил Санта.
Дед Мороз: «Конечно, мы обычно наряжаем сосну или елку (живую или искусственную). Мы вешаем шары, игрушки, свечи и помещаем звезду на верхушку.»
Санта Клаус: «Звезду? А мы помещаем на верхушку ангела. У нас нет живых ёлок или сосен в Великобритании. Мы украшаем наши дома праздничными венками, гирляндами, ветками омелы и плюща. Существует поверье, что с человеком, которого ты поцелуешь под омелой, вы будете навеки друзьями и никогда не расстанешься.
Каждый год жители Норвегии присылают в Великобританию живую прекрасную ель. Ее устанавливают на Трафальгарской площади в Лондоне.»
«Здорово!»
«Ну, извини. Мне пора бежать. Увидимся в канун Рождества в следующем году.»
«Удачи. До скорого!»
CHRISTMAS STORY
Once upon a time Santa Claus and Father Frost met in a special shop where they usually take toys for children. They received letters from all over the world in which the children asked to send different presents to them for Christmas.
Santa Claus was in a hurry; he took everything from the shelves. Father Frost was going much slower.
“Why are you in a hurry?” asked Father Frost,” we have more than ten days to prepare for Christmas.”
“Your calendar is wrong, Christmas is the day after tomorrow on the 25th of December,” replied Santa.
“No, we have Christmas on the 7th of January”, argued Father Frost.
“Really? I’ve never heard about it, but.”
“Sorry, I have no time and besides I have to train everyday to be strong enough to climb up the roofs and go through chimneys to put presents into the stockings,” said Santa.
“Why should you climb up the roofs, I simply put the presents under Christmas tree.” replied Father Frost.
Then he asked: «Do you have any helpers?”
“My only helper is Rudolph reindeer with a shiny red nose. His nose shines in the dark and I can see the way. He is the most important of the other eight: their names are: Blitzer, Comet, Cupid, Dancer, Dasher, Donner, Prancer, Vixen.
“I usually travel by horses but my best helper is my granddaughter Snowmaid. She helps me to give presents to children, to sing songs and dance with them around the fur-tree.”
“How old is she? What kind of girl is she?”
“She is a nice girl of about 10-11 years old. She knows a lot of songs and games. Our children are very glad to play games outside and make Snowwoman”
Santa:” But we call it Snowman, what songs do you usually sing on Christmas?”
Father Frost:” The most popular song is “A fur tree was born in a forest..” And what about you?”
Santa:” We used to sing Christmas Carols but now special groups (usually children) sing carols in the street and collect money for charity. What do you eat on this holiday?”
Father Frost: “Different things: salads, roast chicken fruit and vegetables and of course, drink champagne. I have heard that your dinner is very special”
Santa: “Oh, yes. Christmas dinner is very special for us. We usually cook turkey, roast potatoes, Brussels sprouts and Christmas pudding.”
Father Frost: “ Can you give me a recipe how to cook Christmas pudding?”
“ Sorry, the recipe is very complicated, there are many ingredients in it. I can send you the recipe by post.”
“ Thank you very much.”
Santa: “ Do you decorate your houses?”
Father Frost: “Yes, of course, we usually decorate fur trees (natural and artificial).
We put balls, toys, candles and a star on the top”
Santa: “ A star? We put an angel on the top of the fur tree. We don’t have natural trees in Britain; we decorate our homes with wreaths, holly, mistletoe and ivy. There is a belief that if you kiss someone under mistletoe you’ll be friends forever.
And also people from Norway send to the people of Britain a natural fur tree every year. We put it on Trafalgar Square.”
“ That’s very exciting. I like all this. What do you wish each other?”
“ We wish “ Merry Christmas”
“ We also wish “ Merry Christmas”
“ Oh, sorry I have to go as quickly as possible. See you! Good luck!”
“Good luck. See you again on Christmas Eve next year.