СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание развивающей образовательной среды раскрытия способностей учащихся в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен опыт рабооты по созданию развивающей образовательной среды через внеурочную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Создание развивающей образовательной среды раскрытия способностей учащихся в условиях ФГОС»

Создание развивающей образовательной среды

раскрытия способностей учащихся

в условиях ФГОС

(из опыта работы

учителя начальных классов

МАОУ «СОШ № 8»

Лащёвой С. О.)

(слайд 1)

ФГОС предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Метапредметные результаты отражают уровень сформированности универсальных учебных действий, обусловливающих успешность образования в любой предметной области.

Важным механизмом успешности реализации требований ФГОС в начальной школе является создание педагогически комфортной образовательной среды. Образовательная среда – это все то, что окружает ребенка. Она не является одномерной, а включает в себя много компонентов, которые находятся в состоянии интеграции, взаимопроникновения. К определению образовательной среды существует множество подходов. Так, например, в педагогическом терминологическом словаре образовательная среда - это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Л. И. Божович среду определяет как «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих и динамику развития, и новые качественные образования» (слайд 2).

Очень важно сформировать у ребёнка умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей, научить использовать различные способы поиска, обработки и передачи информации, обеспечить овладение учащимися различными логическими действиями. 

Работу с детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому главнейшей целью обучения и воспитания в начальной школе является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности (слайд 3).

У чителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена должны продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Создание особой среды, способствующей поддержанию и развитию индивидуальности ребенка и развитии его талантов, - в этом я вижу главную задачу учителя, работающего со школьниками. Схема образовательной среды развития личности ребёнка перед вами (слайд 4).

Сегодня я поделюсь опытом своей работы по созданию развивающей образовательной среды через внеурочную деятельность.

Задача внеурочной работы состоит в том, чтобы создать поле продуктивной совместной деятельности педагогов и обучающихся, обеспечить личностное развитие всех обучающихся (слайд 5).

Внеурочные занятия являются одним из компонентов единого образовательного пространства (образовательной среды), которое предлагается ученику в качестве условия его развития. Внеурочные формы деятельности школьников – важный элемент образования. Именно они позволяют расширить социальное поле опытности обучающихся, найти каждому интересные виды деятельности.

Внеурочная деятельность конструируется на основе сотрудничества педагога с учащимися, ориентирована на конечный продукт, на презентацию этого продукта в группе учащихся. Деятельностно-творческая среда способствует личностному росту обучающихся. Совместные творческие дела создают атмосферу сотрудничества, интеллектуального напряжения и духовных усилий.

Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования не только здорового образа жизни, но и условием для проявления и развития способностей каждого ребенка.

Эта задача прослеживается и в образовательных стандартах нового поколения, ведь в них весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся: кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

Сейчас необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Поэтому, одной из актуальных задач является развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого обучающегося.

Поиск новых форм и методов обучения позволил мне более широко применять в учебной деятельности активные методы обучения в тесной связи с современными образовательными технологиями. Например, создание условий для повышения мотивации ребят к участию в олимпиадах, конкурсах и конференциях. С ребятами мы принимаем участие в мероприятиях разной направленности.

Обычно интеллектуальные конкурсы рассчитаны на детей с хорошей и отличной успеваемостью по предметам. Но, что же делать тем, кто учится на «3»? Эти дети не остались без моего внимания. Конечно же, я увидела в каждом троечнике его «изюминку». Кто- то прекрасно рисует, кто - то имеет интересное увлечение, кто- то умеет интересно и выразительно читать. Для них я нашла конкурсы в режиме онлайн, помогла оформить работы в электронном виде. За два с половиной года мои учащиеся приняли участие в следующих конкурсах, не считая школьных (слайд 6):

Муниципальный

Конкурс чтецов «Живая классика»

Научно-практическая конференция дошкольников и младших школьников «Я - исследователь»

Конкурс рисунков, посвящённый Дню Спасателя

Конкурс рисунков «Профессия моих родителей»

Фестиваль детской прессы «Солнечный город», конкурс домашней газеты

Фестиваль детской прессы «Солнечный город», конкурс классной газеты

Конкурс «Моя мама - водитель»

Конкурс ЛЭПбуков «Моя родословная»

Открытый фестиваль по LEGO-роботехнике

Коллективно-творческая игра «Город детства»

Муниципальный этап олимпиады «Неболит»

Конкурс творческих работ «Новогодняя ёлочка»

Краевой

Губернаторский конкурс рисунков «Новогоднее Забайкалье», 2018

Губернаторский конкурс рисунков «Новогоднее Забайкалье», 2019

Региональный этап Олимпиады «Неболит»

Всероссийский

Всероссийская заочная олимпиада «Олимпис»

Всероссийский конкурс исследовательских проектов «Престиж»

Всероссийская интеллектуальная игра «Знайки»

Всероссийский конкурс для детей и молодёжи «Творческий поиск»

Всероссийский конкурс творческих работ «Волшебная аппликация»

Всероссийский конкурс творческих работ «Новогодняя мастерская»

Всероссийский конкурс творческих работ «Дорожная безопасность»

Всероссийский конкурс творческих работ «Застывшая картина. Поздняя осень»

Международный

Международный конкурс «Олимпиксик» от проекта «Уроки начальной школы»

Международный конкурс детско-юношеского творчества "Живой символ России - моя малая родина"

И вот они первые грамоты и первые победы! Вот огромный стимул стараться учиться лучше! (слайд 7)

Своей педагогической деятельностью стараюсь создать такую воспитательную среду, которая, отвечая индивидуальным наклонностям каждого ребёнка, содержала бы максимально возможный спектр средств и способов применения его способностей, являлась бы открытой, потому процесс воспитания учащихся не ограничивается стенами школы. Важным резервом считаю учреждения дополнительного образования, с которыми стараюсь налаживать тесные и заинтересованные партнерские отношения. Дети моего класса активно посещают различные учреждения дополнительного образования (слайд 8):

ДЮСШ № 1 (плавание – бассейн СОШ № 5, № 6) - 2 чел.

ДЮСШ № 3 (дзюдо, художественная гимнастика, бокс, «Контакт», «Бриз») –2 чел.

ДЮСШ № 4 (СДЮСШОР - футбол, велоспорт, каратэ) -2 чел.

ДХШ – 1 чел.

ДШИ – 2 чел.

«Даурия» - 6 чел.

«Аргунь» (хореография, каратэ) – 0 чел.

ДЮЦ - 5 чел.

Показателем результативности взаимодействия с учреждениями дополнительного образования являются участие и победы моих обучающихся в районных и областных конкурсах и соревнованиях.

Одной из эффективных форм работы с учащимися является дистанционная форма дополнительного образования. С целью продемонстрировать свои знания на всероссийском уровне мои ученики каждый год принимают участие во Всероссийской олимпиаде «Олимпис», марафонах от «Учи. ру», олимпиадах на образовательном портале «Яндекс. Учебник», в интеллектуальном турнире «Знайки», где ребята играют командами. (слайд 9) Этот конкурс объединяет учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

Такие конкурсы дают участникам возможность соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения и региона, а также сравнить уровень своих знаний с уровнем других участников конкурса.

Особую роль в создании развивающей среды я отвожу сотрудничеству с родителями. Именно в начальной школе закладывается успех ребёнка, вера в свои силы и без помощи родителей один учитель с этим не справится. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Поэтому я постоянно обращаюсь за помощью к родительскому коллективу. В своей работе использую следующие эффективные способы вовлечения родителей в жизнь класса для создания развивающей образовательной среды:

- совместная деятельность (уборка территории, ярмарка «Дары осени», «Битва хоров», праздники);

- совместное участие в проектах (предметные, внеурочные);

- творческая деятельность (готовность поддержать и оказать помощь своему ребёнку) (слайд 10).

Традиционным стало проведение ежегодной мастерской Деда Мороза для родителей. Наши мамы и папы накануне Нового года своими руками готовят сладкие символы года для детей. В прошлом году это были снеговики, в позапрошлом – весёлые обезьянки, в этом году – забавные мышки. Вот такие забавные мышки получились у родителей в этом году (слайд 11).

Основными показателями результативности моей профессиональной деятельности в этом направлении можно считать:

• Высокий процент детей, принимающих участие в мероприятиях воспитательного характера;

• Постоянное участие учеников класса во Всероссийских и международных конкурсах;

• Постоянное результативное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей;

• Большой процент учащихся, вовлеченных в дополнительное образование.

В заключение можно сделать вывод: погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию обучающимися своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию различных групп способностей, саморазвитию, личностному становлению. Особенно важным является формирование субъектных качеств личности, её самоутверждение и стремление к самосовершенствованию.


Литература:


1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

2.Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.

3. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.

4. Выготский Л. С, Избранные психологические исследования. - М., 1956