Приступая к разработке...
Многие педагоги хотят и пытаются создать свой сайт, однако отсутствие "знаний, умений и навыков", как говорят в педагогике, необходимость профессиональной помощи для обновления своих страниц фактически свели "на нет" централизованные попытки последних лет активизировать сетевую деятельность педагогов в этом направлении. Изучая сервисы Google, нельзя не обратить внимание на службу Сайты Google
, используя которую мы вместе создадим сайт. В процессе работы вы увидите, что обновлять и изменять такой сайт достаточно просто, и делать это вы сможете без посторонней помощи.
Проанализировав сайты педагогов общей (средней) школы, можно заметить, что в основном они представляют методические "копилки" учителей:
методические разработки учителей;
дидактические материалы для учащихся;
лучшие работы учеников;
подборки ссылок на ресурсы Интернета по предмету, преподаваемому учителем;
рекомендации к использованию информационных психологопедагогических электронных ресурсов сети и литературы для родителей.
168 Часть II. Создание сайта
В иную сторону направлена работа педагогов, имеющих свои странички на ресурсе Vkontakte.ru. Общение со своими учащимися и выпускниками они ставят на первое место. Для того чтобы иметь доступ к этим страничкам, не обязательно быть членом данного сообщества, но полностью возможности ресурса доступны, конечно, только имеющим свою страницу в Vkontakte.ru и добавленным в друзья к владельцу странички. Но фактически информация закрыта! Даже если педагог представляет свои разработки на этом ресурсе, мы можем их увидеть, только зная об их существовании заранее. Это полностью исключает возможность объективного анализа качества представленных учителем материалов, их тиражируемость.
Цель этой книги — помочь педагогу создать один сетевой электронный кабинет многофункционального назначения. В предыдущей главе мы рассмотрели, как создать закрытый или частично открытый другим пользователям сетевой ресурс. Эта глава будет посвящена созданию открытого всем сайта педагога, на страницах которого найдется место практически всем службам Google и предназначенного как для представления своего педагогического опыта, так и для организации общения со своими учениками, их родителями, коллегами.
С
айт/веб-сайт (англ. Website: Web — паутина, сеть и Site — место, букв. "место в сети") — место в Интер-
нете, которое определяется своим адресом (доменным именем или IP-адресом), имеет своего владельца и состоит из веб-страниц, доступных в Интернете по протоколу HTTP. Веб-страницы сайта объединены: общей тематикой, оформлением, единой навигацией и связаны между собой ссылками. Веб-страница — гипертекстовый документ, включающий тексты, графику, аудио, видео, скрипты и т. д., размещенный в сети, имеющий свой URL.
Вернемся к сервисам Google. Вот как представляет службу Сайты справка Google.
Сайты Google — это интернет-приложение, делающее процесс создания коллективного веб-сайта таким же простым, как ре-
Глава 10. Приступая к разработке...
дактирование документа. С помощью Сайтов Google пользователи могут быстро собрать в одном месте различную информацию (например, видео, календари, презентации, приложения и текст) и легко поделиться ею для просмотра и изменения с небольшой группой людей, целой организацией или просто со всем миром. Чтобы начать работу с Сайтами Google, перейдите по ссылке http://sites.google.com/site.
Основные характеристики продукта:
возможность настроить интерфейс сайта таким образом, чтобы он вписывался во внешний вид группы или проекта пользователя;
создание новой подстраницы одним нажатием кнопки;
выбор видов страниц из постоянно растущего списка: вебстраница, объявления, картотека;
централизованный обмен информацией: возможность вставлять богатое информационное содержимое (видео, документы из службы Документов Google, электронные таблицы, презентации, слайд-шоу фотографий Picasa, гаджеты iGoogle) на любую страницу, а также загружать приложения;
управление параметрами доступа, позволяющими сделать сайт настолько закрытым или доступным для изменения и просмотра, насколько нужно;
поиск по содержимому Сайтов Google с использованием технологии поиска Google.
Все перечисленные возможности службы Сайты Google будут рассмотрены в этой главе.
Постепенно при знакомстве со службой Сайты у кого-то появятся следующие вопросы.
Откуда возьмется адрес создаваемого сайта в службе Google?
Адреса всех веб-сайтов начинаются с обозначения протокола http://www... Адрес сайта связан с местом в сети, где размещаются все его материалы. Адрес вашего персонального сайта будет сформирован автоматически, при регистрации вашего аккаунта в службе Сайты.
170 Часть II. Создание сайта
Кто предоставит услуги хостинга?
Процедура размещения/выделения места под какие-либо материалы в сети называется хостингом, иначе, хостинг — услуги предоставления пространства для хранения информации и обеспечение ее доступности в Интернете.
Хостинг, как и адрес сайта, тоже может быть бесплатным. Бесплатность, в данном случае, следует понимать как доступность (любой пользователь может зарегистрировать аккаунт и создать сайт) и наличие ограничений (длинный и неудобный адрес сайта и небольшой размер места, выделяемого для хранения материалов аккаунта и сайта). Специальные организации регистрируют (за отдельную плату) короткое доменное имя и хостинг.
Теперь перейдем к описанию сайта, Это следует сделать, прежде чем мы приступим к процедуре его создания. Описание сайта включает информацию о:
структуре сайта — количестве и назначении его страниц, их уровнях вложенности;
дизайне сайта и его управлении — едином стиле страниц, системе переходов между страницами;
функциональном описании страниц сайта.
Если вы начнете с разработки описания сайта, то в результате вы фактически будете иметь план-проект его создания, что значительно облегчит дальнейшую работу, которая сведется к технической реализации возможностей службы Сайты Google. Указанные три раздела описания определят логику нашей совместной работы, а по сути, алгоритм разработки и создания сайта.
Структура сайта может быть представлена в виде графа или списка, чтобы наглядно показать последовательность страниц и их вложенность. Пример, приводимый на этих страницах, включает два уровня страниц, для того чтобы показать, как такие страницы сайта организовать. В своем персональном сайте аналогично можно создать три уровня страниц или вообще не создавать вло-
женных страниц.
Глава 10. Приступая к разработке...
Предполагая круг вопросов, решаемых педагогом в сети, рекомендую вам на сайте выделить двухуровневую иерархическую структуру сайта, с обозначенными далее страницами:
главная страница сайта;
новости из жизни школы и класса; актуальные вопросы:
учебная работа; внеклассная работа; банк учителя:
методические разработки учителя;
в помощь ученику материалы сети по предмету, конкурсы и олимпиады;
вопрос — ответ;
родителям на заметку; наши достижения.
Вы можете остановиться на другой структуре страниц, подобрать наиболее интересные для них названия, найти свое творческое решение.
Особенностью службы Сайты, с помощью которой построим сайт, является то, что начать работу по созданию сайта можно, даже если проект вашего сайта состоит только из 2 страниц, не очень задумываясь о его дизайне. Что и предлагаю сделать вам с целью побыстрее увидеть результат и убедиться, что вы можете сделать сайт сами.