Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Мурманска 50 Создание сенсорно-моторной среды как условие организации развивающего пространства для детей с тяжелым НОДА в дошкольной образовательной организации Учитель-дефектолог: Молодова Н.Л. Воспитатель: Гринченко О.К. 2023г.
Ценность сенсорно-моторной среды
Доступность обогащения среды
Нет возрастных ограничений
Полифункциональность
Взаимозаменяемость
Возможность разнообразного выбора
Безопасность
Развивающее пространство обеспечивает:
- Развитие и совершенствование у детей всех видов восприятия.
- Обогащает их чувственный опыт.
- Развивает тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику.
Вертикализаторы и ходунки
Цель:
Формирование вертикального положения
Формирование правильной осанки, фиксация головы, шеи и ног в правильном положении
Укрепление мышц спины и шеи
Формирование навыков правильной ходьбы
Укрепление мышечного тонуса и развитие чувства равновесия
Развитие ориентировки в пространстве
Специальные мягкие модули Гамак «Капелька»
Цель:
Формирование вертикального положения головы, поворота туловища в положении лежа
снятие гипертонуса мышц
формирование возможности свободной ориентации в пространстве
Тренировка вестибулярной и проприоцептивной систем
Активизация внимания, ловкости.
Специальное спортивное оборудование Цель: Развитие равновесия и координации движений. Повышение чувствительности стоп. Тренировка тонкого управления мышцами баланса. Развитие физической ловкости и навыков владения телом
Утяжеленное одеяло и шарф
Цель:
Развитие ощущения собственного тела
Расслабление, успокоение, улучшение сна
Усиление концентрации внимания и снятия напряжения
Регуляция мышечного тонуса
Сухой бассейн
Цель:
Удовлетворяют потребность ребенка в движении.
Стимулируют перцептивную и тактильную чувствительность, поисковую активность.
Фибероптический модуль «Тучка» со светящимися волокнами, имитирующими струи дождя
Цель :
Придает визуальную, тактильную стимуляцию, чувства спокойствия .
Интерактивная панель «Волшебный свет» с разноцветными маркерам и
Цель: Снижает у детей эмоциональное напряжение, повышает познавательную активность, стимулирует инициативу.
Световой стол для песочной анимации с разноцветной подсветкой
Цель:
Позволяет восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции.
Вместо песка можно использовать: различные крупы, разноцветные камешки и палочки, гелевые шарики, элементы мозаики, трафареты.
Песочницы с кинетическим песком
Цель:
Укрепление мышц рук и разработки суставов в работе с детьми. Способствует снятию мышечных зажимов.
Звуковые развивающие коврики
Цель:
Развитие слухового восприятия.
Развитие навыков быстрого произвольного
переключения внимания.
Развитие зрительно-моторной координации.
- Детям нужно быстро ударить молоточком по герою, который «выпрыгивает». - Наступить на тот квадратик, который загорелся и зазвучал.
Сенсорное- моторное пространство способствует: - Обогащению сенсорного и моторного опыта (получение различных ощущений) через воздействие на органы чувств. - Преодолению проблем сенсорного восприятия (дискомфорта, вызываемого конкретным стимулом – раздражителем) - Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия. - Развитие мелкой и крупной моторики у детей, ощущения своего тела. - Развитие самостоятельности и саморегуляции.