СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание школьной газеты- лучший способ формирования коммуникативных УУД

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации представлен опыт работы по созданию школьного печатного издания. 

Просмотр содержимого документа
«Создание школьной газеты- лучший способ формирования коммуникативных УУД»



Богданова Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Менделеевская СОШ»

Карагайский район, Пермский край

[email protected]

Лучший способ формирования коммуникативных УУД – создание школьной газеты

Сегодня перед школой стоит важная задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Важным направлением воспитательной работы является формирование коммуникативной культуры школьников как основы для овладения нравственными ценностями личности.

Актуальную задачу формирования коммуникативной культуры личности подрастающего поколения сегодня успешно решает школьная журналистика, которая соответствует социальному заказу общества и школы.

Мне предложили организовать работу кружка «Юный журналист», под моим руководством была организована деятельность школьной газеты «Школьный вестник».(сейчас «Ритм школы»)

Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами и традициями, поэтому наша задача – рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала учеников, и учителей, и родителей.

Воспитательный потенциал школьных печатных изданий широк: они приобщают подростков к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служат важным каналом передачи информации, средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир. Одновременно в процессе создания школьной газеты происходит воспитание таких качеств личности, как добросовестность, прилежание, дисциплинированность, ответственность, наблюдательность и т.д. При издании школьной газеты создается уникальная творческая обучающая среда, которая не только стимулирует интерес подростков к развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет приобретенные ранее умения и навыки, но и помогает развить коммуникативные способности. Работа в школьной газете направлена на социализацию учащихся, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить  их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.

Ребята, занимающиеся выпуском газеты, осваивают навыки коллективного журналистского труда. Это развивает их творческие и организаторские способности, обучает культуре общения, способствует воспитанию в растущем ребенке толерантности, активной жизненной позиции, формирует положительный взгляд на мир. В ходе работы над газетной статьей дети развивают устную и письменную речь, осваивают навыки диалога, интервьюирования, овладевают навыками работы с компьютером.

Школьная газета – это эффективное средство вовлечения ребят в живую, результативную, интересную для их возраста общественную работу

Создание школьной газеты – один из самых трудоемких наших проектов, требующий владения сразу несколькими компьютерными программами: Word (тексты), Publisher (верстка) и техникой (цифровой фотоаппарат, видеокамера, сканер, диктофон)

Первые классные газеты мы начали создавать ещё в 2013 году.

Задачи школьной газеты:

  • освещение в газете школьной жизни;

  • содействие в воспитании информационной культуры школьников;

  • повышение интереса к учёбе, а также к общественной жизни школы, района, страны;

  • развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;

  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;

  • формирование стремления к здоровому образу жизни;

  • реализация гражданско-патриотического воспитания;

  • формирование у учащихся толерантного сознания

Процесс создания школьной газеты – творческий и увлекательный, с одной стороны, и трудоемкий, с другой. Он включает в себя такие этапы работы:

  1. Создание творческой группы.

  2. Распределение функциональных обязанностей.

  3. Определение стиля и названия газеты.

  4. Сбор и обработка информации.

  5. Составление макета газеты.

  6. Работа над выпуском номера школьной газеты.

  7. Презентация готового издания.

Юные журналисты постоянно пополняют необходимый уровень умений и навыков, составляющих  коммуникативную и информационную компетенции:  овладевают  устной речью, приемами оформления текста ( созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации). Эффективно  работают  в группе, ищут и   находят  компромиссы. Пользуются в работе способами работы с информацией: поисковых системах; извлечением информации с различных носителей; систематизацией, анализом  и отбором  информации; техническими  навыками  сохранения, удаления, копирования и преобразования информации. Критически  относятся к получаемой информации, учатся выделять главное, оценивать степень достоверности.

Были определены обязанности членов редакции.

  • Группа - «Досуг» - рассказывает о школьных и внешкольных мероприятиях, проводит интервью с участниками, призерами и победителями конкурсов.

  • Группа - «Спорт и здоровье» - пишет статьи о спортивных соревнованиях в школе; берет интервью у лучших спортсменов школы; ведет работу по пропаганде здорового образа жизни.

  • Группа– «Проба пера» - издает литературную страницу с публикацией творческих работ учащихся.

  • Группа– «Обо всем понемногу» - размещает интересный материал различного содержания.

  • Рубрики нашей газеты:

  • Это интересно

  • Жить здорово

  • Эрудитам

  • Внимание конкурс!

  • Проба пера

  • Встреча с интересным человеком

  • Поздравляем

  • Вести из классов

  • Где были, что видели

  • Спорт и здоровье

  • Сами добились



Отчетом о проделанной работе творческих групп становится выпуск очередного номера газеты, каждый из которых отражает знаменательные и памятные события месяца.

  • Выпуск №1, сентябрь, посвящен началу учебного года

  • Выпуск №2 (спецвыпуск),октябрь – ко Дню Учителя –.

  • Выпуск №3, октябрь – ко Дню толерантности, дню пожилого человека

  • Выпуск №4, ноябрь– ко Дню народного единства и Дню Матери.

  • Выпуск №5, декабрь – подведение итогов уходящего года, встреча Нового года.

  • Выпуск №6, январь посвящен Татьяниному дню, дню школяра, традиционному КВН

  • Выпуск №7, февраль – праздничный номер ко Дню защитника Отечества,

  • Выпуск №8, март– посвящен главному празднику весны – Международному женскому Дню 8 Марта.

  • Выпуск №9, апрель – посвящен дню здоровья, космонавтике,

  • Выпуск № 10, май – посвящён Дню Победы, окончанию учебного года

С журналистами мы продолжаем работать в летнем лагере «РИТМ» и выпускаем ежедневный бюллетень –отчет о мероприятиях в лагере

Электронная версия школьной газеты размещена на сайте школы

Мы стараемся делать школьную газету востребованной и интересной, получить признание читателей. Ведь успех газеты зависит именно от связи с аудиторией. Но самым главным достоинством в этом направлении считаю воспитательную функцию. Школьная газета является в первую очередь средством создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, формированием общественного мнения. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к жизни школы.

У каждого школьного пресс-центра есть свое лицо, отличающее его. «Визитка» нашей газеты— это работы ребят, в каждой из которых есть своя «изюминка». Для меня, как для учителя русского языка, важно, чтобы дети интересно излагали материал, избегали грамматических, речевых ошибок, придумывали интересные заголовки к текстам. Таким образом, ненавязчиво идет работа над развитием речи ребенка. Они приобретают опыт владения словом, грамотного построения текста, учатся общаться со сверстниками, взрослыми. В планах у нас расширить штат журналистов, привлечь ребят всей школы, чтобы они помогала в создании газеты, писали свои статьи на какие - то волнующие их темы и приносили их нам, а так же расширить наличие различных рубрик.

В каждый номер мы пытаемся вложить частичку своей души и тем самым сделать его познавательным, интересным и развлекательным. Чтобы материал о проходящих в школе мероприятиях не был похож на сухие отчёты, стараемся находить ребят, которым это мероприятие понравилось, которых оно  чем-то зацепило, чтобы статья получилась эмоциональной и  интересной. 

Возможно, у нас ещё не так профессионально сделана газета, требуется коррекция дизайна, вёрстки, но самое главное – есть к чему стремиться, а значит, работа продолжается.

Таким образом, общешкольная газета – еще и способ самореализации, развития ученика, способ привлечения подростков к участию в работе СМИ, в частности, к изданию школьной периодики. Реализация данной программы позволяет создать базу для развития творческого потенциала учащихся.

Работа в данном направлении нами совершенствуется: в перспективе планируем освоить графические редакторы Acrobat Reader, Adobe
PhotoShop, Corel Draw, Abode Page Marker, глубже изучить основы журналистики,

Посетили редакцию районной газеты «Приобвинский край» , краевой газеты «Звезда»

В прошлом году наш редакторский коллектив прошел обучение в очно-заочной школе «Арт-журналистика», мы побывали на краевом медиафоруме «Юнпресс», конкурсе «Прыткопишущее перо»

Мы не только занимаемся выпуском газеты, но и отдыхаем вместе: посетили спектакли в Пермском Тюзе и Кудымкарском драмтеатре, «Театре-Театре», побывали в музее современного искусства в Перми, в кинотеатрах «Колизей» и «Кристалл». Совершили экскурсию на «Кондитер-8», и Кондитерскую фабрику «Пермская», ходим на каток, проводим конкурсно-игровые программы, отмечаем дни рождения и праздники, приняли участие в флешмобе и акции «Отпусти вредные привычки».

Впечатлениями обо всем увиденном и услышанном журналисты делились на страницах газеты.

В декабре 2014 мы отправляли на Межрегиональный конкурс «Школьный вестник». За участие в номинации «Лучшая газета сельской школы» нам прислали свидетельство. (в конкурсе участвовали 186 газет со всей России), а наш спецкор. Данил Смирнов получил свидетельство в номинации «Лучший школьный корреспондент»

Замечаю личностный рост членов кружка. Они активные участники всевозможных конкурсов. Так, например, в неделе филологии из 17 команд края диплом за 1 место получила моя команда 6в кл. благодаря Носкову Виталию и Хлебниковой Кристине. Они и Лиза Суполова, Смирнов Данил – участники конкурса « Гражданское звучание» (Хлебникова К.-призер, победитель школьного и участник районного конкура).

В декабре выступали на районном семинаре педагогов, редактор с презентацией, а остальные кружковцы давали мастер-класс по созданию макета новогодней газеты, участвовали 13 учителей

Редактор Виталий Носков участвовал в муниципальной НПК «Новые горизонты» по теме «Журналист – важная профессия».

В апреле в ГИБДД проходил районный конкурс детских молодежных газет «Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой» наша газета заняла 2 место.

Среди членов кружка проводились разные конкурсы: конкурс на лучшую заметку, заголовок, новогоднюю страницу, вопросов для интервью, сочинения в разных жанрах, оформления газеты

Все члены объединения являются дипломантами и лауреатами Всероссийского конкурса по русскому языку «Альбус» и «Олимпус» (от3места до 8)

Занятия кружка сопровождались различными тренингами, играми.

Руководитель кружка принимала участие:

- в муниципальном конкурсе программ дополнительного образования

-в муниципальном конкурсе профессионального мастерства «учитель-мастер» то теме «Создание школьной газеты как средство развития ууд» (диплом 3 степени)

- в муниципальной НПК «Новые горизонты»

- в 13 муниципальной НПК «ФГОС: результаты реализации, проблемы и перспективы» мастер-класс по теме «Формирование коммуникативной компетенции в процессе создания школьной газеты» (Диплом 1 степени)

Возможно, кто-то из ребят и свяжет свою судьбу с журналистикой, а опыт владения словом и компьютерная грамотность пригодятся в любой профессиональной сфере. Ведь вся наша жизнь – общение!













Использованная литература



  1. Александрова О. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку/ О. Александрова // Учитель в школе. - 2009. - N 4. - С. 60 – 65.

  2.   Галлямова Н. Ш.  Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции/ Н. Ш. Галлямова //Русский язык в школе. - 2008. - N 7. - С. 22 - 25. 

  3. Голуб И. Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.— М.: Международные отношения, 1993.

  4. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (7—8 кл.) / Сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.— М.: Просвещение, 1990.

  5. Смирнова Е.О. Особенности общения с подростками: Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.



  1. Интернет-ресурсы



ПРИЛОЖЕНИЕ

Немного истории


Слово «журналистика» ввел в русский язык Н. А. Полевой, создавший рубрику под таким названием в очень популярном журнале второй половины 1820 гг. «Московский телеграф». В это же время журналистика становится видом профессиональной деятельности (ранее труд авторов и редакторов материально не вознаграждался). Первым в России профессиональным редактором был Н. М. Карамзин, руководивший изданием журнала «Вестник Европы» (его жалование составляло 3 тысячи рублей в год). Журналистской деятельностью весьма плодотворно занимались ПётрI, ЕкатеринаII , Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой. Сегодня на этот путь вступите и вы, и вам придется работать с информацией. Слово «информация» от латинского «разъяснение», «изложение». Журналисты работают с той информацией, которая важна для общества, - социальной информацией.




Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.