Отчет по стажировке
Тема: «Создание системы внутреннего мониторинга в образовательном учреждении как условие повышения качества образования»
Краткая характеристика образовательного учреждения
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей в Мытищинском муниципальном районе Московской области (далее по тексту – Лицей) осуществляет образовательную деятельность на основании Устава и лицензии Министерства образования Московской области. В 2013 году Лицей успешно прошел государственную аккредитацию, подтвердив свой статус (имеется соответствующее свидетельство). Данный Лицей – это образовательная организация, где каждого ученика знают по имени; родители, дети, учителя совместно преодолевают жизненные проблемы, радуются успехам друг друга.
Статус Лицея образовательное учреждение получило в 2003 году, где с 5-го класса основным профильным направлением является физико-математическое.
Лицей расположен в обособленном районе города Мытищи, ограниченного с одной стороны железнодорожной полосой, с другой – Ярославским шоссе. Лицей не имеет хорошей транспортной связи с районами города. В его микрорайоне отсутствуют другие образовательные организации, центры развития творчества детей и организации досуга подростков.
Здесь обучается более 1300 учеников, средняя наполняемость классов 27 человек, более 50 классов комплектов. Педагогический коллектив – 83 человека (высшей квалификационной категории – 27 (32,5%), 1 катег. – 20 (24%)).
Более 80% обучающихся Лицея, заканчивая 9 класс, через вступительные испытания поступают в 10 классе и, заканчивая среднее образование, успешно поступают в ВУЗы Москвы, а также других городов.
Контингент учащихся самый разнообразный, как по социальному статусу родителей и семейному воспитанию, так и по способностям к обучению и физическому здоровью: 10-15% приходится на учащихся, проживающих в соседнем районе, это, как правило, мотивированные на учебу ребята. Есть 17-20% семей, составляющих «группу риска».
Цели и задачи своей деятельности педагогический коллектив Лицея определяет, исходя из указанных выше социально-географических условий.
В Лицее функционирует отработанная годами система внутреннего мониторинга качества образования, сформированная на основе Положения «О мониторинге контроля качества образования».
Цель данного мониторинга – исследование, обобщение и анализ информации об основных показателях функционирования состояния образовательного процесса, для оценки и прогнозирования явлений развития, принятия управленческих решений для достижения качественного образования в Лицее.
Задачи в Лицее сформулированы в соответствии с поставленной целью:
-
Совершенствование и расширение механизмов мониторинговых исследований.
-
Изучение качества подготовки обучающихся по предметам через систему мониторинга состояния учебно-воспитательного процесса.
-
Осуществление работы на всех этапах только с объективной информацией об условиях, организации, содержания и результатах образовательного процесса.
-
Систематизация и оптимизация информации для повышения ее оперативности и доступности через развитие информационной локальной сети.
-
Координация деятельности всех субъектов мониторинга образовательного процесса.
-
Своевременное внесение корректив в план работы Лицея на основе выявленных изменений.
Основу системы мониторинговых исследований качества образования составляют базовые оценочные показатели:
- уровень обученности школьников по образовательным программам;
- количество призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах;
- качество сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Для проведения мониторинга приказом директора назначается творческая группа, прописываются функциональные обязанности каждого члена группы.
Мониторинг качества образовательного процесса в Лицее включает в себя статистические, педагогические, дидактические, социологические, психологические и др. виды измерений.
Проверка состояния всех направлений содержания внутреннего мониторинга включает несколько этапов:
-
Подготовительный этап:
- определение цели контроля;
- установление объектов контроля;
- составление плана проверки;
- инструктаж участников контроля;
- выбор форм и методов контроля.
-
Диагностический этап:
- констатация фактического состояния образовательного процесса;
- объективная оценка состояния проверяемого процесса;
- первичная обработка информации;
- анализ информации о состоянии образовательного процесса на основе мониторинга.
-
Оценочный этап:
- выводы, полученные на основе результатов проверки;
- рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию образовательного процесса;
- установление сроков для устранения недостатков и повторного контроля.
-
Этап принятия управленческого решения.
Аналитические материалы мониторинговых исследований готовятся на основе полученных результатов в соответствии с целью и задачами. Данные материалы, помимо аналитической информации, состоят из рекомендаций предложений, на основе которых администрация Лицея принимает управленческое решение для достижения качественного образования. Это могут быть следующие решения:
- издание соответствующего приказа;
- коллегиальное обсуждение итоговых материалов мониторинга;
- проведение повторного мониторинга с привлечением соответствующих экспертов;
- привлечение к дисциплинарной ответственности работников;
- поощрение работников;
- другие решения в соответствии со своей компетенцией.
По итогам мониторинга проводятся заседания педагогического совета и школьных предметных методических объединений.
Результаты данного мониторинга являются объективной документальной основой для составления ежегодного отчета самооценки деятельности Лицея и публикуются на сайте образовательной организации. Проведенный мониторинг представляет администрации Лицея системную, актуальную и разностороннюю информацию о состоянии дел и способствует повышению эффективности управления образовательной организацией в целом.
Малый педсовет по плану ВШК
«Классно-обобщающий контроль в 5-х классах»
(итоги внутреннего мониторинга в 5-х классах)
Методическая разработка педагогического совета «Классно-обобщающий контроль в 5-х классах»
Тема педагогического совета: «Итоги классно-обобщающего контроля в 5-х классах». (Малый педсовет)
Цель: анализ уровня адаптации пятиклассников к обучению на уровне основного общего образования на основе анализа внутреннего мониторинга и психологического исследования.
Повестка педсовета:
-
Результаты классно-обобщающего контроля в 5 классе (заместитель директора по УВР).
-
Результаты психологической диагностики (педагог-психолог).
-
Выступления:
- классных руководителей 5-х классов.
- учителей начальных классов.
- учителей-предметников, работающих в 5-х классах.
- заместителя директора по воспитательной работе.
-
Методические рекомендации для успешной адаптации обучающихся 5-х классов (Заместитель директора по УВР).
-
Выработка совместных решений.
Педагогический совет был проведен согласно плану внутришкольного контроля с использованием традиционных форм.
Весь педагогический совет состоял из выступлений его участников. Следует отметить, что все выступления были построены на глубоком педагогическом анализе. Заместитель директора провела сравнительный анализ внутреннего мониторинга достижений учащихся за два года, на основе которого были сделаны выводы об уровне адаптации и уровне обученности учащихся по итогам 4-го класса.
Педагог-психолог ознакомила педагогов с результатами психологического исследования уровня развития различных сфер учащихся. По итогам данных исследований была выявлена одна очень важная проблема: у 82% пятиклассников присутствует внешняя мотивация к учению. Отсутствие внутренней мотивации к обучению подтвердили в своих выступлениях и педагоги-предметники, работающие в данных классах и классные руководители.
В ходе беседы на педагогическом совете была выявлена еще одна проблема: учителя не в полной мере владеют методиками развития у учащихся внутренней мотивации, но при этом понимают, что именно внутренняя мотивация влияет на повышение качества знаний учащихся.
В связи с этим было принято решение провести для учителей лицея тренинг с элементами коучинга на тему: «Мотивация учебной деятельности как основное условие формирования познавательной активности учащихся». Это современная форма работы с практической направленностью, где у учителей появится возможность поучаствовать в мероприятии в роли учеников и самостоятельно найти пути решения выявленной проблемы.
Тренинг с элементами коучинга
Тема: | Формирование мотивации учебной деятельности обучающихся как необходимое условие развития их познавательной активности. |
Тренер: | Заместитель директора (УВР) |
Общие цели: | Учителя - будут знать определение «мотив», «мотивация»; - научатся отличать внешнюю мотивацию от внутренней; - назовут факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности обучающихся; - поймут, как мотивация влияет на формирование познавательной активности учеников. |
Результаты обучения: | Учителя знают: - основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся. Понимают: - что необходимо уделять особое внимание повышению мотивации, как основному условию повышения познавательной активности обучающихся. Готовы: - планировать урок творчески с учетом уровней развития мотивации учащихся в учебной деятельности. |
Ключевые идеи: | Заинтересованность учителей в повышении своей педагогической компетентности и формирование мотивации обучающихся. |
Ход тренинга |
Этапы тренинга | Время этапа | Содержание этапа |
1 этап 2 этап Задание 1 Теоретический материал Задание 2 Задание 3 | 10 минут | Приветствие участников тренинга. Создание благоприятной атмосферы. Упражнение «Плодовое дерево» Инструкция: Участники на заготовленных плодах дерева записывают свои успехи за летний период, прикрепляют их на крону нарисованного дерева, а затем презентуют свои достижения. Показ видеоролика «Любимые фразы учителей» Цель: обсуждение стиля общения учителя и учащегося для позитивного настроя. Деление на группы по жребию: в корзине находятся листочки разного цвета. Учителя, вытаскивая их из корзины, формируют команды красных, желтых, оранжевых и зеленых. |
5 минут | Работа в группах - Почему дети теряют интерес к школе? - Назовите причины снижения интереса к учебе. Ресурс: постеры, маркеры | Группы работают над одним и тем же заданием, при защите постеров дополняют друг друга. |
5 минут 15 минут 10 минут | Презентация «Формы мотивации учебной деятельности обучающихся» Цель: научить учителей находить отличия внутренней мотивации от внешней; определить основные факторы, которые влияют на формирование внутренних мотивов учебной деятельности учеников. Работа в группах с характеристиками на учащихся: (беспомощная Анна, осторожный Глеб и т.д.). На основе предложенной характеристики обсудить способ мотивации представленных учащихся. Составление и защита кластера. Цель: совместно найти способы, которые помогут повысить мотивацию конкретного ученика. Ресурсы: маркеры, бумага Учитывая проделанную работу и найденные вами приемы, которые, по вашему мнению, помогут повысить мотивацию учащихся на уроках, предлагаю создать благоухающий цветок. На лепестках запишите по одному приему, по одной рекомендации и прикрепите их (лепестки) к нашему цветку. Спикеры помогут избежать повторений. | Каждая группа работает над своим заданием. Затем делятся собственными находками с другими группами Прием «Гость в доме»: спикер от каждой группы представляет свой постер, переходя из группы в группу. |
Совместная работа: | Итого: 45 мин. | На протяжение всего занятия участники коучинга совместно обсуждают поставленные задачи, предлагают и принимают решения, презентуют свои работы. Происходит взаимное обучение. |
Рефлексия | | Рефлексия проводится в форме «Закончи предложение» сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для работы… мне захотелось… |
Проведение тренинга с элементами коучинга назрело после проведенного малого педагогического совета по теме «Адаптация учащихся 5-х классов». По итогам проведенной адаптации выявились проблемы, одна из которых связана с низким уровнем мотивации обучающихся, а если быть точнее, то наличие большого количества учащихся 5-х классов с внешней мотивацией, что существенно влияет на качество знаний в целом. В беседе с учителями выяснилось, что не все педагоги знают методики и способы формирования у учащихся внутренней мотивации. Анализ посещенных мною уроков показал, что многие учителя придерживаются традиционных методов работы. На уроках практически отсутствует групповая работа, и даже если она есть, то деление на группы происходит случайно, не интересно. Учителя не стремятся использовать на уроках современные эффективные формы и методы работы для достижения более высоких результатов.
В связи с этим было принято решение о проведении тренинга с элементами коучинга на тему «Мотивация учебной деятельности как основное условие формирования познавательной активности учащихся для повышения качества знаний».
Тренинг был разработан таким образом, чтобы учителя после участия в данном мероприятии
- четко сформулировали понятия «мотив» и «мотивация»;
- научились отличать внешнюю мотивацию от внутренней;
- определили факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников;
- поняли, как мотивация влияет на качество знаний.
Для достижения поставленной цели все мероприятия тренинга были составлены таким образом, чтобы учителя увидели эффективность работы в группе и самостоятельно пришли к выводу о необходимости использования современных подходов при проведении уроков.
На тренинге я ознакомила участников с тем, как правильно организовывать деятельность учеников внутри группы, как это влияет на результаты обучения и повышение мотивации на уроке.
На тренинге учителя не только сформулировали понятия мотива и мотивации, научились отличать внутреннюю мотивацию от внешней, но и определили основные факторы, которые влияют на формирование мотивов учения у детей.
Тренинг получился очень насыщенным и эффективным. Учителя получили положительный практический опыт.
После окончания тренинга учителя поделились тем, какие знания они получили и что для себя теперь ставят во главу угла при обучении учащихся – применение стратегий групповой работы как способа раскрытия потенциала обучающихся, создание на уроке условий, при которых ученики будут способны самостоятельно подойти к поиску решения.
Цель стажировки – систематизация и закрепление теоретических знаний по основам менеджмента, изучение нормативно-правовых документов и организационно-управленческой структуры лицея по данному вопросу для развития профессиональных навыков и приобретения практического опыта работы с подобными документами.
Во время прохождения стажировки я определила ряд задач:
-
Изучить существующую систему управления в лицее.
-
Ознакомиться с внутренней структурой лицея и способами административного управления деятельностью работников.
-
Научиться применять полученные в процессе обучения теоретические знания на практике.
Объект: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей.
Предмет: система внутреннего мониторинга в лицее.
Мониторинг – это систематический непрерывный процесс, который состоит из планомерного и последовательного сбора информации о качестве образования и созданных для него условий в образовательном учреждении, обработки полученной информации, ее систематизации, анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития и выработки своевременных решений по коррекции образовательного процесса.
За время прохождения стажировки я изучила основные документы лицея: основная образовательная программа начального образования, основного общего образования и среднего образования, устав лицея, организация педагогического процесса, внутришкольный контроль, локальные акты внутренней оценки качества образования и др. Проанализировала систему внутреннего мониторинга. В основе работы МАОУ Лицея лежит системно-деятельностный подход и требования ФГОС. Во время стажировки я использовала теоретические и практические формы и методы работы. Сбор информации осуществлялся на основе посещения и анализа уроков, собеседования с участниками образовательного процесса (учителя, учащиеся и их родители). Это главная составляющая современной образовательной системы в рамках внутреннего мониторинга.
Кроме изучения документов через посещение уроков и беседы с участниками образовательного процесса я выявила особенности педагогического мастерства учителей лицея. Также в ходе стажировки изучались интересы и способности учащихся: умение анализировать, делать выводы, выполнять и публично представлять индивидуальные творческие проекты. Я посчитала это важным для себя, ведь все эти компоненты влияют на уровень качества знаний учащихся.
Изучая основные вопросы функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в лицее, я увидела четко выстроенную систему, которая позволяет не только адекватно оценить состояние дел и принять своевременное решение, но и обеспечивает удовлетворение потребностей обучающихся образовательным учреждением.
Система внутреннего мониторинга качества образования в лицее строится на основных принципах:
-
Осуществление текущего контроля за успеваемостью и промежуточной аттестацией обучающихся, определение его формы, периодичности и порядка проведения.
-
Учет результатов освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с ФГОС.
-
Обеспечение качественного функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Во время прохождения стажировки я увидела, что главная идея концепции управления качеством образования в лицее – это организация внутреннего мониторинга качества образования, опирающаяся на общее представление о системе внутреннего мониторинга как технологическом процессе и потому постоянно меняется с целью совершенствования.
Также, внутренний мониторинг качества образования в лицее рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение принятия администрацией своевременных и обоснованных решений. Особое внимание в лицее уделяется информированию всех участников образовательного процесса о последствиях принятых решений, о ходе и результатах деятельности учреждения. То есть, внутренний мониторинг качества образования позиционируется как вид информационного управления образовательным учреждением, который дополняет объем получаемой в ходе мониторинговых исследований информации о реальном положении дел в учреждении.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- структура и содержание мониторинга качества образования в лице полностью отражает специфику данного учреждения, особенности его образовательной деятельности;
- не наблюдается нарушений требований и правил к организации и осуществлению мониторинговых исследований;
- администрация понимает необходимость четкого соблюдения данных требований, т.к. в противном случае это может свести на нет все затраченные усилия.
Выстроенная система внутреннего мониторинга в лицее способствует компетентному решению основных вопросов, возникающих перед управленцами лицея в области формирования, совершенствования и функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования и обеспечивает наличие наиболее полной информации, необходимой для управления образовательным учреждением.
Внутренний мониторинг качества образования в лицее – это целенаправленная деятельность информационного обеспечения управления образовательным учреждением, которая основана на всестороннем и систематическом изучении состояния основных процессов.
Внутренний мониторинг в лицее осуществляется с целью качественного управления лицеем. Система внутреннего мониторинга, не только охватывает все основные процессы и объекты деятельности лицея, но и соответствует определенной периодичности, т.е. многократность и повторяемость соответствующих измерений.
Таким образом, основными характеристиками качественного управления образованием в лицее следует выделить следующие направления мониторинга:
- целенаправленность, продолжительность, непрерывность изучения педагогического явления;
- систематичность его отслеживания исходя из целей образовательной деятельности;
- способность выявлять динамику изменений изучаемых педагогических явлений.
Стажировка дала мне возможность на практике закрепить теоретические знания по основам менеджмента, изучить организационную и управленческую структуру лицея, что, в свою очередь, помогло не только сформировать мои профессиональные навыки, но и получить неоценимый опыт работы в педагогическом коллективе.
Я уверена, что знания и опыт, полученные мною за период стажировки, помогут мне в дальнейшем, учитывая непростую специфику нашей работы, и помогут достичь высоких результатов в плане создания благоприятных условий для обучения и воспитания обучающихся в современном мире.
Практическое изучение опыта образовательных учреждений является одним из важных этапов в плане подготовки будущего специалиста-управленца, т.к. дает возможность применения полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков на практике для понимания того, как много зависит от грамотно созданной системы управления в образовательном учреждении. Благодаря стажировке я смогла понять, что руководителю важно разработать индивидуальную, подходящую именно его образовательному учреждению систему управления начиная от правильно подобранных кадров до эффективной работы с информацией.
Считаю, что полученные мною знания очень ценны для моего развития как специалиста.
Список используемой литературы
-
Друкер П.Ф. Эффективное управление. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2008.
-
Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород:НИМБ, 2007.
-
Лобейко Ю.А. Управление человеческими ресурсами (учебное пособие). М.: Илекса, 2012.
-
Никитин С.В. Менеджмент в детском саду. - СПб.: Нев. просп.,2003. -128с.
-
Мурашко Н.И. Управление персоналом организации. К.: Компас, 1997.
-
Одегов Ю.Г., Карташов Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности: Уч. пос. – М.: Экзамен, 2004. -256с.
-
Управление персоналом организации: Учебник. Под ред. А.Я.Кибанова. М.: Инфра