Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждает активность, стремление быть лучше.
Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха»
Создание ситуации успеха
Сиизова Н.Е.
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждает активность, стремление быть лучше.
Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к школе.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуации успеха. Поэтому, начиная с 1 –ого класса я развиваю адекватную самооценку. При оценивании задания - главное правильно сделать установку на успех. Нельзя никак давать им понять то, что у кого – то лучше, а у кого – то хуже! Дети получают учительскую оценку, но не отметку: «Смотрите, каждый из вас ( по своему), но очень хорошо сделал задание ». Теперь пусть каждый из вас сравнит, как он это делал раньше и как сейчас. Видите, насколько лучше стало получаться. Теперь пусть каждый из вас, кто считает, что у него получилось выполнить задание, наградит себя – нарисует линеечку успеха. Если кто – то считает, что он сделал больше того, что требовалось в задании. То, когда будете сдавать тетради, можете поставить свою тетрадь на полочку успеха. Так у детей развивается самооценка особых достижений. Необходимо развивать эмоциональную рефлексию. Поэтому в конце урока или рабочего дня дети вспоминают, что они делали, что у него особенно хорошо получалось и если ты доволен, то рисуем солнце или улыбающееся личико. Если на уроке тебе временами было не просто, не все получалось, то рисуем удивленное личико. Если тебе на уроке было сложно, то рисуем грустное личико или тучку.
Таким образом, каждый день ребята задумываются, что у них получалось, а что нет. Так они психологически готовятся к следующему шагу. Следующий шаг - устанавливаем порядок самооценки. Меняем плакат со шкалой эмоциональной оценки на новый плакат. Работаем, учимся признавать свои ошибки.
Из всего изложенного можно заключить, что ситуация успеха - это эффективное средство формирования положительного отношения к учению, воспитанию.