Создание ситуации успеха на уроке
Успех
Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Что такое Успех?
- это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания.
- это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.
- это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан , прежде всего, самому себе . Помощь учителя , какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой . Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть»
(В. А. Сухомлинский).
Деятельность
мотивация
«+»
«-»
1. Я хожу в школу для того, чтобы…
2. Я учу уроки потому, что…
3. Если я получаю хорошую оценку – это значит, что...
4. Если я получаю плохую отметку – это значит, что...
5. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...
6. Я хорошо веду себя в школе потому, что…
мотив
достижения успеха
избегания неудачи
Люди, мотивированные на успех:
- ставят перед собой положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех;
- предпочитают ставить задачи повышенной степени трудности;
-отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов, у них установка – на успех;
- ищут такую деятельность, в которой однозначно могут добиться успеха;
- умеют организовывать свою деятельность;
- активно включаются в деятельность;
- сама деятельность вызывает положительные эмоции;
- рассчитывают на одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели;
- характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания;
- интерес в случае неудачи только возрастает .
Люди, мотивированные
на избегание неудачи :
- ставят цель не добиться успеха в деятельности, а чтобы избежать неудачи;
- не верят в успех деятельности ;
- боятся критики;
- с такой деятельностью связаны лишь отрицательные эмоции – страх, тревога, подавленность, гнев, злость и т.д.;
- не заинтересованы в результатах;
- Безынициативны и неактивны;
- не берутся за смелые, инновационные проекты;
- как правило, не умеют ставить задачи и выполнять их;
- интерес в случае неудачи гаснет, быстро «поднимают лапки».
Учитель может :
– подготовить учащихся к правильному восприятию нового материала, настроить на правильное выполнение задания;
- подбодрить в случае неудачи;
- использовать на уроке
задания, приемы, методы, которые оказывают влияние на формирование интереса к учебе;
- подобрать посильные виды работы, выполняя которые можно добиться успеха;
Франсуа де Ларошфуко:
«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»
- формировать у учащихся положительную
«Я -концепцию»
Положительная «Я-концепция»
(я нравлюсь себе и другим, я многое могу)
способствует успеху
Для этого необходимо:
– видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ( « Все дети талантливы») ;
– создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;
– понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);
– помогать детям реализовывать себя в деятельности (« В каждом ребенке – чудо, ожидай его» ).
«Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен».
Ж.Лабрюйер
Похвала
Авансирование
«Холодный душ»
«Эмоциональное
поглаживание»
«Эврика»
- Какие приемы организации ситуации успеха используются при опросе, изучении нового материала, в ходе закрепления, при сообщении домашнего задания?
- Какими способами учитель создает благоприятный психологический климат в классе?
- Оценка знаний и умений учащихся.
Успех школьнику может создать учитель,
который сам переживает радость успеха
Успехов вам, коллеги!