СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для объективной оценки качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для объективной оценки качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт развития образования»






Тема «Создание условий для объективной оценки качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов»









Написал:

Аксёнова Л.А. учитель

Осокина Т.В. учитель


Проверил:

Морозов И.В.

















Челябинск, 2023

Оглавление


Введение……………………………………………………………………3


Глава 1………………………………………………………………………4


Глава 2………………………………………………………………………20


Заключение…………………………………………………………………20


Список литературы………………………………………………………...22


































Введение

С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях, осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:

Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:

• обучение совместно с другими обучающимися,

• обучение в отдельном классе обычной школы,

• обучение в специальной школе,

• индивидуальное обучение на дому,

• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),

• дистанционное обучение.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

        

Глава I

   

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Задачи:

• обеспечение условий для реализации прав, учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей, учащихся с ОВЗ;

• совершенствование системы кадрового обеспечения.

В образовательной организации созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

• школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;

• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-логопедическая служба;

• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

           

 Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

            Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».

            В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю: Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Первый заместитель Министра Н. Третьяк. Нормативно - правовые документы по введению ФГОС с ОВЗ:

 1.  Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

 2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Локальные акты школы:

• Положение об инклюзивном образовании

• Положение об организации индивидуального обучении на дому

• Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:

- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и фор­ми­ро­ва­ние базовых учебных действий;

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

- предусматривать оценку достижений, обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;

- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений, обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений, обучающихся с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­ту­аль­ны­ми нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества об­ра­зо­вания обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов це­лесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

Эти принципы отражают целостность системы образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.

При разработке системы оценки достижений, обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

Обеспечение дифференцированной оценки достижений, обучающихся с умственной от­сталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оце­н­ки качества образования.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные, предметные ре­зуль­та­ты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

На основе требований, сформулированных в Стандарте1, Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и ин­ди­ви­ду­аль­ных особенностей обучающихся, которая утверждается ло­каль­ными актами ор­га­ни­за­ции. Программа оценки включает:

1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице 1:

Таблица 1. Программа оценки личностных результатов

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрос­лы­ми

способность инициировать и поддерживать ком­му­ни­ка­цию с взрослыми

способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях


способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверс­т­ни­ками

способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства ко­м­муникации согласно ситу­ации


адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

способность правильно при­менить ритуалы социаль­но­го взаимодействия согласно ситуации


3) систему бальной оценки результатов;

4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений, учащихся __ класса);

5) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных ре­зуль­татов освоения АООП обуча­ю­щи­мися с ОВЗ необходимо, что­бы балльная оценка свидетельствовала о качестве ус­во­енных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.

Таким образом, ус­во­енные предметные ре­зультаты могут быть оценены с точки зрения до­сто­вер­нос­ти как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) сви­детельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных при­чинах их появления, способах их предупреждения или пре­о­до­ле­ния. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше по­казатель надежности полученных результатов, что дает основание оце­ни­вать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.


Глава II Функции, цели и задачи внутренней системы оценки качества образования.



Внутренняя система оценки качества образования обучающихся с ОВЗ:

        • функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и внутреннего мониторинга системы качества образования

        • направлена на обеспечение соответствия процедуры и содержанию внешней оценки качества образования;

        • учитывает федеральные требования к порядку проведения образовательной организацией процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.

Проведение мониторинга качества образования ориентируется на основные аспекты системы ВСОКО:

- качество образовательных результатов:

  • оценка динамики образовательных результатов,

  • соотношение результатов внешней и внутренней оценки,

  • комплексный и критериальный подход к оцениванию,

  • наличие системы и общепринятых установок в вопросах оценивания

  • качество условий:

    • материально-технические условия (организация образовательной среды, архитектурная доступность, наличие и оснащение кабинетов, учебные пособия и электронные ресурсы);

    • организационные условия (наличие специалистов, курсовая подготовка педагогов, методическая работа);

    • специфические условия (система психолого-педагогического сопровождения, оценка уровня взаимодействия участников образовательных отношений).

  • качество реализации образовательного процесса:

    • оценка содержания АООП;

    • контроль качества реализации календарно-учебных графиков, планов, рабочих программ через оценку соответствия ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС О обучающихся с УО (ИН);

    • контроль деятельности ППк (проектирование ИОМ, СИПР);

    • контроль формирования жизненных компетенций, социализации обучающихся с ОВЗ;

    • оценка степени удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса.

Критерий - признак, на основании которого проводится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольно- измерительных материалов (далее – КИМ), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

Мониторинг - комплексное динамическое, аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения в объекте.




Основные функции внутренней системы оценки качества образования:

      • обеспечение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС обучающихся с УО (ИН) и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех участников образовательных отношений;

      • аналитическое и информационное сопровождение управления качеством обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, в том числе через систему информирования внешних пользователей;


Целью внутренней системы оценки качества образования является по лучение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.

Задачи ВСОКО обучающихся с ОВЗ:
      • создание единой системы диагностики и контроля состояния образования, обучающихся с ОВЗ, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования

      • обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования, обучающихся с ОВЗ;

      • обеспечение оценки уровня индивидуальных образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ;

      • аналитическое и информационное сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников, в том числе через систему информирования внешних пользователей;

      • получение объективной информации о состоянии качества образования, обучающихся с ОВЗ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих

на его уровень для достоверной оценки/самооценки;

      • определение степени достаточности, создаваемых специальных образовательных условий в соответствии с требованиями государственных стандартов;

      • определение степени соответствия АООП с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям, заключению ЦПМПК, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО;

      • получение информации об уровне архитектурной доступности и специализированной пространственно-временной организации образовательной среды в соответствии с потребностями обучающихся с ОВЗ;

      • содействие повышению уровня квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования, а также определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся организации и сопровождения образовательного процесса, обучающихся с ОВЗ;

      • экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития Учреждения.



При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.

К методам проведения мониторинга относятся:
  • экспертное оценивание,

  • тестирование, анкетирование,

  • проведение контрольных и других квалификационных работ,

  • статистическая обработка информации, ранжирование и др.

Достижение поставленных задач требует построения системы оценки качества образования в Школе на основе следующих принципов:

      • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

      • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

      • инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ;

      • учета индивидуальных особенностей развития при оценке результатов обучения и воспитания;

      • доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей;

      • преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

      • рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериaльный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;

      • повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

      • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в Школе.

Оценка качества образования осуществляется посредством:

      • системы внутришкольного контроля качества образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, соответствия структуры и содержания АООП требованиям федеральных государственных стандартов; качества условий и качества образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ через мониторинговые исследования;

      • общественной экспертизы качества образования, обучающихся с ОВЗ;

      • государственной аттестации выпускников.

В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

      • внешний мониторинг образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ 1-11 классов МЦКО;

      • мониторинговые исследования, проводимые в соответствии с направлениями ВСОКО:

  • образовательная статистика;

  • результаты ОГЭ, ЕГЭ;

  • данные промежуточной и рубежной аттестации (триместровая, полугодовая, итоговая за учебный год), внутреннего мониторинга образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ 1-11 классов;

    • посещение и анализ уроков, элективных курсов и курсов по выбору, внеурочных мероприятий, занятий системы дополнительного образования, коррекционно- развивающих занятий и коррекционно-развивающих курсов;

    • результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников, Московской олимпиаде школьников;

    • анализ деятельности специалистов сопровождения и деятельности психоло- го- педагогического консилиума (ППк);

    • результаты аттестации педагогических и руководящих работников;

    • результаты анализа материально-технического обеспечения.

ВСОКО включает следующие компоненты:



      • сбор данных контроля по всем направлениям;

      • обработка полученных данных: анализ, оценка;

      • обеспечение информационной доступности аналитических данных для всех пользователей ВСОКО.



Объекты оценки ВСОКО

Образовательная среда:

      • контингент обучающихся

      • кадровое (педагогическое) обеспечение образовательного процесса



Обучающийся:

1. Качество образовательных результатов:

  • предметные результаты обучения;

  • личностные и метапредметные результаты;

  • степень адаптации к обучению обучающихся 1-х, 5-х классов

  • уровень обученности обучающихся (по всем предметам);

  • достижения, учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;

  • результаты проектной деятельности.



Педагогические работники:
  • кадровое обеспечение;

  • уровень профессиональной компетентности (включая повышение квалификации и итоги аттестации);

  • качество и результативность педагогической работы;

  • уровень инновационной и научно-методической деятельности;

  • анализ педагогических затруднений;

  • самообразовательная деятельность.



Образовательный процесс:

Качество реализации образовательного процесса:

        • условия реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы (соответствие контингенту обучающихся);

        • реализация учебных планов и рабочих программ;

        • качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;

        • качество внеурочной деятельности (включая классное руководство).



Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:

        • материально-техническое обеспечение;

        • информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно- методическое обеспечение);

        • санитарно-гигиенические и эстетические условия;

        • обеспечение безопасных условий

        • медицинское сопровождение и общественное питание;

        • обеспечение психологического комфорта, доступности образования;

        • общественно-государственное управление (педагогический совет, управляющий совет) и стимулирование качества образования;

        • документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая Программу развития образовательного учреждения)



Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса:

  • диагностика специалистов службы психолого-педагогического и социального сопровождения;

  • профориентационная работа;

  • профилактическая работа;

  • динамика реализации программы коррекционной работы.


Организация и технология внутренней системы оценки качества образования.



Руководство ВСОКО осуществляют заместители директора



Организационной основой осуществления процедуры внутренней системы оценки качества образования является план внутреннего мониторинга, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения внутренней системы оценки качества, ответственные исполнители.

План внутреннего мониторинга рассматривается на педагогических советах, заседаниях психолого-педагогического консилиума образовательной организации:

      • мониторинг образовательного процесса: качество адаптированных основных общеобразовательных программ, качество образовательного процесса, качество коррекционно-образовательного процесса;

      • мониторинг достаточности созданных специальных образовательных условий потребностям обучающихся с ОВЗ;

      • мониторинг условий образовательного процесса: кадровое обеспечение, обеспечение учебниками, оснащение учебных кабинетов, оснащение кабинетов специалистов, создание специальной организации пространственно- временной среды с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ, соблюдение норм СанПиН;

      • анализ эффективности реализации ИОМ и/или ИУП обучающихся в соответствии с вариантом АООП;

      • анализ эффективности сопровождающей деятельности ППк образовательного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью;

      • мониторинг (внутренний и внешний) - стартовый, рубежный, итоговый образовательных достижений обучающихся 1-11 классов;

      • тематические контрольные работы по разделам программы;

      • промежуточная аттестация;

      • научно-практическая конференция учащихся по проектной деятельности.

Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации.

Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре, заместителе директора.

По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется планирование и прогнозирование развития образовательной организации.


Измерители ВСОКО:

В целях получения объективной информации о качестве образования в Школе для проведения письменных (диагностических, контрольных) и устных работ могут быть использованы контрольно-измерительные материалы (Далее – КИМ).



Инструментами ВСОКО являются локальные акты, обеспечивающие регламент процедур и регламент предоставления результатов мониторингов и специальных исследований, программа реализации ВСОКО, план внутришкольного контроля, графики проведения мониторингов (внутренних и внешних) образовательных достижений обучающихся, банк данных КИМ, критерии оценивания результатов, индикаторы оценки, анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).

Порядок осуществления ВСОКО:
      • Анализ результатов деятельности школы осуществляется в соответствии с направлениями деятельности:

      • планирование объектов контроля;

      • определение методов контроля;

      • составление регламента процедур;

      • составление графика проведения мониторингов и специальных исследований;

      • назначение исполнителей и ответственных за проведение оценочных процедур;

      • анализ результатов;

      • использование полученных показателей для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся;

      • представление результатов в форме документа;

      • принятие управленческого решения;

Организационная структура внутренней системы оценки качества образования включает:
      • педагогический совет

      • администрацию школы,

      • целевые аналитические группы (комиссии).



Для проведения мониторинга назначаются ответственные, состав которых утверждается распоряжением по образовательной организации. В состав группы мониторинга могут входить:

      • заместитель директора по управлению содержанием образования, заместитель директора по вопросам качества образования, заместитель директора по воспитанию и социализации, заместитель директора по управлению ресурсами;

      • учителя – предметники;

      • классные руководители;

      • специалисты службы психолого-педагогического и социального сопровождения;

      • кураторы.

Регламент ВСОКО для участников образовательного процесса

Администрация

      1. Ежегодно проводит самообследование

      2. Анализирует и утверждает АООП, рабочие программы, рабочие программы коррекционно-развивающих курсов, ИОМ обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью.

      3. Формирует план реализации ВСОКО, планы внутришкольного контроля.

      4. Составляет график мониторинга результатов освоения, адаптированных основных общеобразовательных программ.

      5. Анализирует результаты и представляет выводы для принятия управленческих решений.

      6. Организует и проводит процедуры экспертизы образовательных результатов по заявлению родителей.

      7. Организует аттестацию педагогов и специалистов сопровождения.

      8. Формирует план повышения квалификации учителей по вопросам инклюзивного образования, образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.



Учитель

  • Разрабатывает рабочие программы

  • Повышает свой профессиональный уровень в соответствии с требованиями Ф3- №273 «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС О УО, ФГОС НОО ОВЗ, осваивает современные образовательные технологии и подходы к обучению детей с ОВЗ.

  • Осуществляет самоконтроль за рубежными результатами освоения программы коррекционной работы и адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с содержанием планирования.

  • Своевременно (в соответствии с Положением об оценивании) вносит оценки в ЭЖ, проводит регулирование полученных результатов.

  • Предоставляет для ознакомления копии работ учащихся по запросу родителей и обучающихся, при необходимости дает комментарий оценок.

  • Принимает участие в анализе результатов ОГЭ, ЕГЭ, внешней экспертизы, внутреннего контроля.

  • Выполняет управленческие решения по регулированию полученных результатов обучения.

  • В текущей работе формирует у учащихся умения самоорганизации, самоконтроля, саморефлексии.

Система оценки образовательных достижений учащихся



Основу образовательных достижений учащихся составляют личностные достижения. Показателями достижений учащихся являются личностные приобретения у учащихся, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе.

Адаптация подходов в обучении подразумевает под собой:

      • увеличение времени на адаптационный период;

      • дробная подача текста;

      • отбор текстов в пользу менее объёмных;

      • дополнение существующей наглядности дополнительной в разных видах (изображение, видео, интерактивные модели, схемы, модели) и стимулирование создания самим ребенком дополнительной визуализации (рисунки, подзадачного форматирования текста);

      • увеличение времени обучения какому-либо умению;

      • увеличение времени на автоматизацию любого навыка;

      • специально выделенная часть урока на развитие речи (наполнение словаря, построение предложений разного типа, как коммуникационного, так и информативного);

      • необходимость большего количества повторений,

      • разбиение материала на короткие смысловые фрагменты, более частый «возврат» к прошлому материалу (его актуализация в памяти);

      • сокращение учебного материала за счет исключения теоретических предпосылок и сложных правил,

      • помощь в выполнении задания при первых признаках утомления,

      • специальные усилия на развитие коммуникативных умений (собственное фразовое обращение к человеку, речевое реагирование на обращение к ребенку человека, формирование умения запросить помощь и т.п.);

      • дробность проведения проверочных и контрольных работ;

      • оказание организующей помощи во время выполнения заданий разного вида;

      • адаптация инструкций для выполнения заданий в сторону выделения учителем в крупной задаче ряда мелких подзадач и постепенного обучения этому умению самого ребенка.

Адаптация учебно-содержательного материала осуществляется в соответствии с коллегиальным заключением психолого-педагогического консилиума, отражается в индивидуальном образовательном маршруте обучающегося, имеющего статус ОВЗ.



Коррекционно-развивающий модуль в обязательном порядке включает в себя:

  • Занятия с учителем-логопедом;

  • Занятия с педагогом-психологом

  • Занятия с учителем дефектологом

  • Коррекционно-развивающие занятия по предметам.



Система оценки достижений педагогов



Процедура оценки достижений педагогов по обеспечению качества образования включает в себя:

  • систему аттестации;

  • отношение к инновационной работе (участие в экспериментах, проектах различного уровня, работа по новым программам и учебникам, работа по новым методикам); - использование современных образовательных технологий, в т.ч. информационно - коммуникационных, применение компьютерной техники, презентационного оборудования, ресурсов Интернет, доски Smart, мультимедиа- продукции при проведении занятий, наличие авторских электронных разработок);

  • проведение открытых уроков (на уровне школы, округа, города);

  • выступления различного рода (совещаниях, семинарах, творческой группы, семинарах, круглых столах и т.д.);

  • участие в развитии содержания образования;

  • публикации;

  • уровень реализации работы (распространение, внедрение, апробация, разработка);

  • образование (курсовая переподготовка (обучение в ВУЗе)), работа в методических объединениях различных уровней, посещение семинаров, уроков коллег, посещение занятий творческой группы (школа, округ, район, город);

  • участие в профессиональных конкурсах;

  • позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя; образовательные достижения обучающихся (учебные достижения, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей и т.д.).



Заключение



Результаты ВСОКО могут быть обобщенными и персонифицированными.



Обобщенные результаты ВСОКО являются открытыми данными, они размещаются в открытых источниках и могут быть использованы в работе всеми участниками образовательных отношений.



К персонифицированным результатам ВСОКО относятся мониторинги (стартовый, рубежный, итоговый) образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью 1-11 классов, результаты тематических контрольных работ по разделам программы, результаты промежуточной аттестации.

При этом некоторые персонифицированные результаты ВСОКО носят закрытый характер и предназначены для служебного пользования сотрудников образовательной организации, а также для учащегося и его родителей (законных представителей). Такие результаты не публикуются в открытом доступе, сотрудники, имеющие доступ к таким данным, строго исполняют правила их хранения.

К закрытым персонифицированным результатам ВСОКО относятся результаты исследования состояния здоровья обучающихся, уровня психофизического развития, результаты психологического тестирования, мониторинга - стартовый, рубежный, итоговый - образовательных достижений обучающихся 1-11 классов, авторизованных социологических опросов, авторизованного анкетирования пользователей ВСОКО, результаты тематических контрольных работ по разделам программы.

Результаты промежуточной аттестации обучающихся относятся к открытым персонифицированным результатам. При этом передача и тиражирование данных результатов регламентируется законодательством и возможно только при письменном разрешении учащихся и (или) их родителей (законных представителей).



Результаты ВСОКО могут быть использованы для принятия решения по аттестации педагогического работника, по утверждении результатов работы педагогического работника для аттестации на первую и высшую категории, по начислению стимулирующей части заработной платы, а также для принятия других управленческих решений, связанных с основной деятельностью Школы.





































Список литературы

Правовая литература

1. Приказ МИНОБРНАУКИ от 19.12.14г. Об утверждении федерального образовательного государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).- М., 2014

2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4/15

Учебные пособия:

1.Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. – М., 2006

2.Венгер А.А. Психологическая готовность к обучению детей в школе. –М., 1985.

3.Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе.- СПб., 2015.

4 .Михайлова Е. К. Контроль и оценка в обеспечении качества обучения в общеобразовательной школе. – Братск , 2010.

5.Муштавинская И.В., Лукичева Е.Ю. Современная оценка образовательных достижений учащихся. - СПб., 2015.

6.Поварова И.А., Гончарова В.А., Иванова Е.А. От курсовой работы к диплому. – СПБ., 2008.

7.Тряпицына Н.П., Родионова. Модернизация общего образования: оценка образовательного результата. - СПб., 2002.




1 Часть 4 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.