Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт развития образования»
Тема «Создание условий для объективной оценки качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов»
Написал:
Аксёнова Л.А. учитель
Осокина Т.В. учитель
Проверил:
Морозов И.В.
Челябинск, 2023
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1………………………………………………………………………4
Глава 2………………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………...22
Введение
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях, осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:
• обучение совместно с другими обучающимися,
• обучение в отдельном классе обычной школы,
• обучение в специальной школе,
• индивидуальное обучение на дому,
• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
• дистанционное обучение.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Глава I
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав, учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей, учащихся с ОВЗ;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В образовательной организации созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-логопедическая служба;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю: Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Первый заместитель Министра Н. Третьяк. Нормативно - правовые документы по введению ФГОС с ОВЗ:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Локальные акты школы:
• Положение об инклюзивном образовании
• Положение об организации индивидуального обучении на дому
• Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
- предусматривать оценку достижений, обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений, обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений, обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования.
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные, предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.
На основе требований, сформулированных в Стандарте1, Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице 1:
Таблица 1. Программа оценки личностных результатов
Критерий | Параметры оценки | Индикаторы |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | сформированность навыков коммуникации со взрослыми | способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми |
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях |
| способность обращаться за помощью |
сформированность навыков коммуникации со сверстниками | способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками |
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях |
способность обращаться за помощью |
владение средствами коммуникации | способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации |
| адекватность применения ритуалов социального взаимодействия | способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации |
3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений, учащихся __ класса);
5) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с ОВЗ необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Глава II Функции, цели и задачи внутренней системы оценки качества образования.
Внутренняя система оценки качества образования обучающихся с ОВЗ:
функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и внутреннего мониторинга системы качества образования
направлена на обеспечение соответствия процедуры и содержанию внешней оценки качества образования;
учитывает федеральные требования к порядку проведения образовательной организацией процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.
Проведение мониторинга качества образования ориентируется на основные аспекты системы ВСОКО:
- качество образовательных результатов:
оценка динамики образовательных результатов,
соотношение результатов внешней и внутренней оценки,
комплексный и критериальный подход к оцениванию,
наличие системы и общепринятых установок в вопросах оценивания
качество условий:
материально-технические условия (организация образовательной среды, архитектурная доступность, наличие и оснащение кабинетов, учебные пособия и электронные ресурсы);
организационные условия (наличие специалистов, курсовая подготовка педагогов, методическая работа);
специфические условия (система психолого-педагогического сопровождения, оценка уровня взаимодействия участников образовательных отношений).
качество реализации образовательного процесса:
оценка содержания АООП;
контроль качества реализации календарно-учебных графиков, планов, рабочих программ через оценку соответствия ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС О обучающихся с УО (ИН);
контроль деятельности ППк (проектирование ИОМ, СИПР);
контроль формирования жизненных компетенций, социализации обучающихся с ОВЗ;
оценка степени удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса.
Критерий - признак, на основании которого проводится оценка, классификация оцениваемого объекта.
Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольно- измерительных материалов (далее – КИМ), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Мониторинг - комплексное динамическое, аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения в объекте.
Основные функции внутренней системы оценки качества образования:
обеспечение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС обучающихся с УО (ИН) и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех участников образовательных отношений;
аналитическое и информационное сопровождение управления качеством обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, в том числе через систему информирования внешних пользователей;
Целью внутренней системы оценки качества образования является по лучение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
Задачи ВСОКО обучающихся с ОВЗ:
создание единой системы диагностики и контроля состояния образования, обучающихся с ОВЗ, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования
обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования, обучающихся с ОВЗ;
обеспечение оценки уровня индивидуальных образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ;
аналитическое и информационное сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников, в том числе через систему информирования внешних пользователей;
получение объективной информации о состоянии качества образования, обучающихся с ОВЗ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих
на его уровень для достоверной оценки/самооценки;
определение степени достаточности, создаваемых специальных образовательных условий в соответствии с требованиями государственных стандартов;
определение степени соответствия АООП с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям, заключению ЦПМПК, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО;
получение информации об уровне архитектурной доступности и специализированной пространственно-временной организации образовательной среды в соответствии с потребностями обучающихся с ОВЗ;
содействие повышению уровня квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования, а также определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся организации и сопровождения образовательного процесса, обучающихся с ОВЗ;
экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития Учреждения.
При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.
К методам проведения мониторинга относятся:
экспертное оценивание,
тестирование, анкетирование,
проведение контрольных и других квалификационных работ,
статистическая обработка информации, ранжирование и др.
Достижение поставленных задач требует построения системы оценки качества образования в Школе на основе следующих принципов:
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ;
учета индивидуальных особенностей развития при оценке результатов обучения и воспитания;
доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей;
преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериaльный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в Школе.
Оценка качества образования осуществляется посредством:
системы внутришкольного контроля качества образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, соответствия структуры и содержания АООП требованиям федеральных государственных стандартов; качества условий и качества образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ через мониторинговые исследования;
общественной экспертизы качества образования, обучающихся с ОВЗ;
государственной аттестации выпускников.
В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
внешний мониторинг образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ 1-11 классов МЦКО;
мониторинговые исследования, проводимые в соответствии с направлениями ВСОКО:
образовательная статистика;
результаты ОГЭ, ЕГЭ;
данные промежуточной и рубежной аттестации (триместровая, полугодовая, итоговая за учебный год), внутреннего мониторинга образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ 1-11 классов;
посещение и анализ уроков, элективных курсов и курсов по выбору, внеурочных мероприятий, занятий системы дополнительного образования, коррекционно- развивающих занятий и коррекционно-развивающих курсов;
результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников, Московской олимпиаде школьников;
анализ деятельности специалистов сопровождения и деятельности психоло- го- педагогического консилиума (ППк);
результаты аттестации педагогических и руководящих работников;
результаты анализа материально-технического обеспечения.
ВСОКО включает следующие компоненты:
сбор данных контроля по всем направлениям;
обработка полученных данных: анализ, оценка;
обеспечение информационной доступности аналитических данных для всех пользователей ВСОКО.
Объекты оценки ВСОКО
Образовательная среда:
Обучающийся:
1. Качество образовательных результатов:
предметные результаты обучения;
личностные и метапредметные результаты;
степень адаптации к обучению обучающихся 1-х, 5-х классов
уровень обученности обучающихся (по всем предметам);
достижения, учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
результаты проектной деятельности.
Педагогические работники:
кадровое обеспечение;
уровень профессиональной компетентности (включая повышение квалификации и итоги аттестации);
качество и результативность педагогической работы;
уровень инновационной и научно-методической деятельности;
анализ педагогических затруднений;
самообразовательная деятельность.
Образовательный процесс:
Качество реализации образовательного процесса:
условия реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы (соответствие контингенту обучающихся);
реализация учебных планов и рабочих программ;
качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;
качество внеурочной деятельности (включая классное руководство).
Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
материально-техническое обеспечение;
информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно- методическое обеспечение);
санитарно-гигиенические и эстетические условия;
обеспечение безопасных условий
медицинское сопровождение и общественное питание;
обеспечение психологического комфорта, доступности образования;
общественно-государственное управление (педагогический совет, управляющий совет) и стимулирование качества образования;
документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая Программу развития образовательного учреждения)
Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса:
диагностика специалистов службы психолого-педагогического и социального сопровождения;
профориентационная работа;
профилактическая работа;
динамика реализации программы коррекционной работы.
Организация и технология внутренней системы оценки качества образования.
Руководство ВСОКО осуществляют заместители директора
Организационной основой осуществления процедуры внутренней системы оценки качества образования является план внутреннего мониторинга, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения внутренней системы оценки качества, ответственные исполнители.
План внутреннего мониторинга рассматривается на педагогических советах, заседаниях психолого-педагогического консилиума образовательной организации:
мониторинг образовательного процесса: качество адаптированных основных общеобразовательных программ, качество образовательного процесса, качество коррекционно-образовательного процесса;
мониторинг достаточности созданных специальных образовательных условий потребностям обучающихся с ОВЗ;
мониторинг условий образовательного процесса: кадровое обеспечение, обеспечение учебниками, оснащение учебных кабинетов, оснащение кабинетов специалистов, создание специальной организации пространственно- временной среды с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ, соблюдение норм СанПиН;
анализ эффективности реализации ИОМ и/или ИУП обучающихся в соответствии с вариантом АООП;
анализ эффективности сопровождающей деятельности ППк образовательного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью;
мониторинг (внутренний и внешний) - стартовый, рубежный, итоговый образовательных достижений обучающихся 1-11 классов;
тематические контрольные работы по разделам программы;
промежуточная аттестация;
научно-практическая конференция учащихся по проектной деятельности.
Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации.
Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре, заместителе директора.
По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется планирование и прогнозирование развития образовательной организации.
Измерители ВСОКО:
В целях получения объективной информации о качестве образования в Школе для проведения письменных (диагностических, контрольных) и устных работ могут быть использованы контрольно-измерительные материалы (Далее – КИМ).
Инструментами ВСОКО являются локальные акты, обеспечивающие регламент процедур и регламент предоставления результатов мониторингов и специальных исследований, программа реализации ВСОКО, план внутришкольного контроля, графики проведения мониторингов (внутренних и внешних) образовательных достижений обучающихся, банк данных КИМ, критерии оценивания результатов, индикаторы оценки, анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).
Порядок осуществления ВСОКО:
Анализ результатов деятельности школы осуществляется в соответствии с направлениями деятельности:
планирование объектов контроля;
определение методов контроля;
составление регламента процедур;
составление графика проведения мониторингов и специальных исследований;
назначение исполнителей и ответственных за проведение оценочных процедур;
анализ результатов;
использование полученных показателей для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся;
представление результатов в форме документа;
принятие управленческого решения;
Организационная структура внутренней системы оценки качества образования включает:
Для проведения мониторинга назначаются ответственные, состав которых утверждается распоряжением по образовательной организации. В состав группы мониторинга могут входить:
заместитель директора по управлению содержанием образования, заместитель директора по вопросам качества образования, заместитель директора по воспитанию и социализации, заместитель директора по управлению ресурсами;
учителя – предметники;
классные руководители;
специалисты службы психолого-педагогического и социального сопровождения;
кураторы.
Регламент ВСОКО для участников образовательного процесса
Администрация
Ежегодно проводит самообследование
Анализирует и утверждает АООП, рабочие программы, рабочие программы коррекционно-развивающих курсов, ИОМ обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью.
Формирует план реализации ВСОКО, планы внутришкольного контроля.
Составляет график мониторинга результатов освоения, адаптированных основных общеобразовательных программ.
Анализирует результаты и представляет выводы для принятия управленческих решений.
Организует и проводит процедуры экспертизы образовательных результатов по заявлению родителей.
Организует аттестацию педагогов и специалистов сопровождения.
Формирует план повышения квалификации учителей по вопросам инклюзивного образования, образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Учитель
Разрабатывает рабочие программы
Повышает свой профессиональный уровень в соответствии с требованиями Ф3- №273 «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС О УО, ФГОС НОО ОВЗ, осваивает современные образовательные технологии и подходы к обучению детей с ОВЗ.
Осуществляет самоконтроль за рубежными результатами освоения программы коррекционной работы и адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с содержанием планирования.
Своевременно (в соответствии с Положением об оценивании) вносит оценки в ЭЖ, проводит регулирование полученных результатов.
Предоставляет для ознакомления копии работ учащихся по запросу родителей и обучающихся, при необходимости дает комментарий оценок.
Принимает участие в анализе результатов ОГЭ, ЕГЭ, внешней экспертизы, внутреннего контроля.
Выполняет управленческие решения по регулированию полученных результатов обучения.
В текущей работе формирует у учащихся умения самоорганизации, самоконтроля, саморефлексии.
Система оценки образовательных достижений учащихся
Основу образовательных достижений учащихся составляют личностные достижения. Показателями достижений учащихся являются личностные приобретения у учащихся, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе.
Адаптация подходов в обучении подразумевает под собой:
увеличение времени на адаптационный период;
дробная подача текста;
отбор текстов в пользу менее объёмных;
дополнение существующей наглядности дополнительной в разных видах (изображение, видео, интерактивные модели, схемы, модели) и стимулирование создания самим ребенком дополнительной визуализации (рисунки, подзадачного форматирования текста);
увеличение времени обучения какому-либо умению;
увеличение времени на автоматизацию любого навыка;
специально выделенная часть урока на развитие речи (наполнение словаря, построение предложений разного типа, как коммуникационного, так и информативного);
необходимость большего количества повторений,
разбиение материала на короткие смысловые фрагменты, более частый «возврат» к прошлому материалу (его актуализация в памяти);
сокращение учебного материала за счет исключения теоретических предпосылок и сложных правил,
помощь в выполнении задания при первых признаках утомления,
специальные усилия на развитие коммуникативных умений (собственное фразовое обращение к человеку, речевое реагирование на обращение к ребенку человека, формирование умения запросить помощь и т.п.);
дробность проведения проверочных и контрольных работ;
оказание организующей помощи во время выполнения заданий разного вида;
адаптация инструкций для выполнения заданий в сторону выделения учителем в крупной задаче ряда мелких подзадач и постепенного обучения этому умению самого ребенка.
Адаптация учебно-содержательного материала осуществляется в соответствии с коллегиальным заключением психолого-педагогического консилиума, отражается в индивидуальном образовательном маршруте обучающегося, имеющего статус ОВЗ.
Коррекционно-развивающий модуль в обязательном порядке включает в себя:
Занятия с учителем-логопедом;
Занятия с педагогом-психологом
Занятия с учителем дефектологом
Коррекционно-развивающие занятия по предметам.
Система оценки достижений педагогов
Процедура оценки достижений педагогов по обеспечению качества образования включает в себя:
систему аттестации;
отношение к инновационной работе (участие в экспериментах, проектах различного уровня, работа по новым программам и учебникам, работа по новым методикам); - использование современных образовательных технологий, в т.ч. информационно - коммуникационных, применение компьютерной техники, презентационного оборудования, ресурсов Интернет, доски Smart, мультимедиа- продукции при проведении занятий, наличие авторских электронных разработок);
проведение открытых уроков (на уровне школы, округа, города);
выступления различного рода (совещаниях, семинарах, творческой группы, семинарах, круглых столах и т.д.);
участие в развитии содержания образования;
публикации;
уровень реализации работы (распространение, внедрение, апробация, разработка);
образование (курсовая переподготовка (обучение в ВУЗе)), работа в методических объединениях различных уровней, посещение семинаров, уроков коллег, посещение занятий творческой группы (школа, округ, район, город);
участие в профессиональных конкурсах;
позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя; образовательные достижения обучающихся (учебные достижения, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей и т.д.).
Заключение
Результаты ВСОКО могут быть обобщенными и персонифицированными.
Обобщенные результаты ВСОКО являются открытыми данными, они размещаются в открытых источниках и могут быть использованы в работе всеми участниками образовательных отношений.
К персонифицированным результатам ВСОКО относятся мониторинги (стартовый, рубежный, итоговый) образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью 1-11 классов, результаты тематических контрольных работ по разделам программы, результаты промежуточной аттестации.
При этом некоторые персонифицированные результаты ВСОКО носят закрытый характер и предназначены для служебного пользования сотрудников образовательной организации, а также для учащегося и его родителей (законных представителей). Такие результаты не публикуются в открытом доступе, сотрудники, имеющие доступ к таким данным, строго исполняют правила их хранения.
К закрытым персонифицированным результатам ВСОКО относятся результаты исследования состояния здоровья обучающихся, уровня психофизического развития, результаты психологического тестирования, мониторинга - стартовый, рубежный, итоговый - образовательных достижений обучающихся 1-11 классов, авторизованных социологических опросов, авторизованного анкетирования пользователей ВСОКО, результаты тематических контрольных работ по разделам программы.
Результаты промежуточной аттестации обучающихся относятся к открытым персонифицированным результатам. При этом передача и тиражирование данных результатов регламентируется законодательством и возможно только при письменном разрешении учащихся и (или) их родителей (законных представителей).
Результаты ВСОКО могут быть использованы для принятия решения по аттестации педагогического работника, по утверждении результатов работы педагогического работника для аттестации на первую и высшую категории, по начислению стимулирующей части заработной платы, а также для принятия других управленческих решений, связанных с основной деятельностью Школы.
Список литературы
Правовая литература
1. Приказ МИНОБРНАУКИ от 19.12.14г. Об утверждении федерального образовательного государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).- М., 2014
2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4/15
Учебные пособия:
1.Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. – М., 2006
2.Венгер А.А. Психологическая готовность к обучению детей в школе. –М., 1985.
3.Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе.- СПб., 2015.
4 .Михайлова Е. К. Контроль и оценка в обеспечении качества обучения в общеобразовательной школе. – Братск , 2010.
5.Муштавинская И.В., Лукичева Е.Ю. Современная оценка образовательных достижений учащихся. - СПб., 2015.
6.Поварова И.А., Гончарова В.А., Иванова Е.А. От курсовой работы к диплому. – СПБ., 2008.
7.Тряпицына Н.П., Родионова. Модернизация общего образования: оценка образовательного результата. - СПб., 2002.
1 Часть 4 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.