Создание условий для трудовой деятельности дошкольников
Выполнила:
Попова Екатерина Александровна
Трудовое воспитание - является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Задачи
Задачи
Виды труда
Самоослуживание
Младший возраст
Средний возраст
Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)
Старший дошкольный возраст
Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду )
Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой;
самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)
Ой лады лады, лады Не боимся мы воды Чисто умываемся Друг другу улыбаемся
Самоослуживание
Нужно очень постараться побыстрее одеваться
Хозяйственно-бытовой
Младший возраст
Средний возраст
Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.
Старший дошкольный возраст
Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.
Старшие дошкольники помогают разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, наводят порядок в групповой комнате(1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
Хозяйственно-бытовой
.
Оказывают посильную помощь взрослым, бережно относятся к результатам их труда. Помогают накрывать стол к завтраку, обеду, ужину.
« Органайзер дежурства »
Пособие представляет собой панно (пластиковая сетка, на которое крепятся цветные круги с символьным обозначением дней недели. Под каждым кругом располагается 3 кармашка с 2 отделениями в каждом ( на пару детей и на определенное время суток : утро, день, вечер, в данных кармашках размещаются фото детей. За один день могут подежурить 6 детей . Цикл дежурства составляет 3-4 дня , в зависимости от количественного состава группы.
«Щи да каша пища наша»
«Делу время, а потехе час»
«Любить трудиться в жизни пригодится»
Труд в природе
Младший возраст
Средний возраст
С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц
Старший дошкольный возраст
Проявляют интерес к жизни растений и животных.
Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи.
Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки)
Труд становится систематичным, объем его увеличивается.
Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. Собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай).
С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
Труд в природе
Труд в природе
Труд в природе
Труд в природе
Труд в природе - в уголке природы, в цветнике ,
на огороде
Ручной труд
Старшая группа
Подготовительная группа
В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.
Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам
Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).
Пришивают пуговицы.
Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.
Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).
Ручной труд
Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.
Труд в семье
- увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Совместный проект «От зернышка до булочки»). Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.
- Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
- Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.) Встречи с интересными людьми (из числа родителей).
Формы и методы работы с родителями