Создание условий, способствующих повышению мотивации к изучению иностранного языка
"Учитель на уроке, как артист на сцене, должен быть всегда достоин своего места и роли".
Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию.
В наши дни особенно актуальна проблема преподавания иностранного языка в школе, так как изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность и мобильность будущих специалистов.
Сейчас, при обучении иностранному языку, основной вопрос не только о содержании курса, его структуре, приемах обучения, но и социально – психологическом климате, о создании ребенку таких условий обучения, чтобы ему было максимально комфортно обучаться в данном коллективе.
Сложность обучения усугубляется тем, что овладение иностранным языком осуществляется в учебных условиях, а не в языковой среде. Однако все мы знаем, «Научить человека чему-то невозможно, пока он сам этому не захочет научиться" (В.Э. Мейерхольд). Чтобы учащийся захотел изучать иностранный язык нужно создать такие условия, когда ему хочется слушать иностранную речь, говорить на иностранном языке, когда ему нравится выполнять упражнения и задания по ситуациям, теме и тексту, когда ученик чувствует внимание учителей и товарищей к себе, когда он вовлечен в иноязычную деятельность и получает удовольствие от того, что он делает.
Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Опыт показывает, снижение мотивации к изучению иностранного языка происходит от класса к классу.
Приступая к занятиям иностранным языком, у учащихся наблюдается высокая мотивация к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 7-8 классу он пропадает у 80 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.
Существует много способов стимулирования учащихся к изучению иностранного языка. Рассмотрим некоторые из них.
1. Создание благоприятной атмосферы на уроке
Необходимым условием создания благоприятного психологического климата на уроке является установление отношения доверия между учителем и классом, и между учащимися в группе.
Благоприятные условия для речевого общения нужно создавать с самого начала урока. Для этого целесообразно проведение речевых разминок, тематически связанных с изучаемым на уроке материалом.
Самыми трудными, с точки зрения установления хороших взаимоотношений, является такие этапы урока как проверка домашнего задания и этап актуализации знаний. Они задают темп урока и структуру взаимоотношений на нем. Многие учителя на этих этапах проводят индивидуальный опрос по журналу, с вызовом к доске. А между тем, доказано, что это порождает чувство тревожности, иногда чувство страха и, как результат, серьезный стресс у ученика. Опрос домашнего задания отменить нельзя, но можно изменить порядок его проведения. Например, разрешить отвечать с места. Данный метод опроса способствует уверенности в себе, позволяет ребенку избавиться от насмешек в случае, если его ответ будет неправильным или он ошибется в ходе ответа. Ученик не чувствует себя обособленным от своих одноклассников. Несмотря на то, что ребенка спрашивают индивидуально, он психологически ощущает себя защищенным за счет того, что является неотделимым звеном коллектива и за счет возможности обращения к учебнику или тетради.
Иногда без работы у доски не обойтись, поэтому можно предложить такой вариант: ответ с помощником. К доске выходит слабый ученик с любым учащимся класса, который помогает ему и проверяет результат до учителя. Эффективность этого метода, как и в предыдущем, заключается в искусственном создании ситуации комфорта, которая позволяет ученику уверенно отвечать, зная, что ему помогут, если он будет затрудняться.
Часто ученик воспринимает вопрос учителя как вопрос «на засыпку», т.е. присутствует элемент субъективности. Поэтому психологи рекомендуют обращаться к тестам. Тесты одинаковы для всех, условия работы известны заранее, субъективность не присутствует.
Для создания благоприятного психологического климата на уроке иностранного языка предлагается использовать следующие методики.
1. «Похвала». Суть этой методики в том, чтобы внушить ребенку веру в себя. Поэтому, похвала должна быть адекватной и соразмерной ситуации, заслуженной.
2. «Авансирование». Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: повторить слова темы, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем еще раз разобрать сложные места работы и т.п
3. «Холодный душ». На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда затормаживает и ослабевает. Слабое место этих школьников – быстрое привыкание к успеху, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен. Суть метода в том, чтобы по мере необходимости указывать ребенку на совершенные им ошибки, не преминув заметить, что он может все исправить, что это в его силах.
4. «Эврика». Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
5. «Умышленная ошибка» Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя! Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
2. Работа с аутентичными материалами
Обучение иностранному языку преследует важную образовательную цель – ввести учащихся в мир культуры страны изучаемого языка, подготовить их к общению на межкультурном уровне. Для этого современные УМК по иностранным языкам включают аутентичные материалы, что позволяет приблизить содержание учебных материалов к реальным ситуациям, в которых учащиеся могут оказаться в повседневной жизни.
В переводе с греческого языка "аутентичный" означает "подлинный". Этот термин чаще всего используют для характеристики текстов, применяемых на уроке. Аутентичным традиционно принято считать текст, который не был изначально предназначен для учебных целей. Однако понятие "аутентичность" распространяется на другие стороны учебного процесса.
В качестве аутентичных материалов, нацеленных на формирование коммуникативной компетенции, используются письмо, открытка, объявление, страничка из дневника, программа телевидения, рецепт, рекламный текст, анкета, интервью, научно-популярные и страноведческие тексты.
Использование аутентичных материалов повышает интерес к изучению иностранного языка, помогает активизировать все виды речевой деятельности, приобщает к культуре страны изучаемого языка.
3. Применение информационно-коммуникационных технологий
Одной из ключевых компетенций современного учителя является умение применять на уроках информационные и коммуникационные технологии. Информационно - коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Использование ИКТ позволяет:
1) обеспечить положительную мотивацию обучения; 2) проводить интегрированные уроки с использованием музыки, анимации;
3) обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
4) усовершенствовать контроль знаний;
5) рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока; 6) формировать навыки исследовательской деятельности учащихся.
Известно, что почти каждый учитель использует на своих уроках интерактивные презентации и видеосюжеты. Они содержат задания в виде вопросов, игр, кроссвордов, а также используются как средство наглядности и результат проектной деятельности. Основными достоинствами компьютерной презентации является то, что она позволяет работать с большим числом таблиц и схем (не надо рисовать на доске), позволяет всем участникам принимать участие в диспутах с речевыми опорами (работа в рабочих группах). Использование презентаций вносит разнообразие в ход урока и повышает интерес учащихся к преподаванию предмета, помогает учащимся эффективнее усваивать материал, экономит время учителя на оформление наглядности для демонстрации материала.
Ещё одна из возможностей разнообразить учебный процесс – это использование электронных тестов. Глобальная сеть Интернет предлагает множество полезных ресурсов для работы с аутентичным материалом, который можно адаптировать к конкретным учебным задачам урока. Электронные тесты можно использовать как при введении, так и закреплении материала, можно использовать дистанционные формы такой работы с той категорией детей, которые пропускают занятия по болезни или готовятся к олимпиадам или конкурсам. А можно создать такой тест и распечатать, если не всегда есть возможность подключиться к сети Интернет.
Вообще интернет позволяет учителю иностранного языка эффективно решать целый ряд дидактических задач:
1)Формировать устойчивую мотивацию, например, можно использовать различные источники информации, показывающие значение владения ИЯ.
2) Обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур, учащиеся слушают и общаются с носителями языка.
3) Приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом при подготовке докладов, сообщений с активным использованием поисковых систем.
4) Привлекать пассивных учащихся. Раньше, проводя традиционные уроки, мы работали, в основном, с сильными учениками. Использование Интернет-ресурсов позволило нам реализовать личностно-ориентированный подход, с учетом способностей каждого ученика. А использование красочных мультфильмов, фонетических зарядок не оставляет в стороне и пассивных учеников.
Для обучения технике чтения в начальных классах можно использовать Youtube. В старших классах для обучения ознакомительному и поисковому чтению Интернет обеспечивает учителя страноведческим и аутентичным материалом.
Возможности Интернета помогают не только просматривать фильмы на языке оригинала, слушать аудиокниги, записанные лучшими британскими актерами, знакомиться с новостями, но и вести переписку с зарубежными сверстниками и общаться с ними в режиме реального времени посредством видеоконференций.
При подготовке к ЕГЭ помогают электронные тренажеры, которые можно найти на образовательных сайтах в сети Интернет. Вместе с преимуществом данные сайты создают и дополнительную нагрузку для учителя, так как нужно контролировать самостоятельную работу учащихся.
Основным препятствием использования Интернет-ресурсов в современной школе является недостаточное техническое оснащение учебных кабинетов и школы в целом. К сожалению, в то время, когда преподавание должно вестись на высоком техническом уровне, не каждый учитель имеет возможность пользоваться компьютерным кабинетом школы по необходимости. Для многих учителей электронная доска является пока мечтой.
4. Внеурочная деятельность
Основная задача педагога при организации внеурочной работы по иностранному языку - это развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения. Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.
Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Так, например, внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным направлениям.
- Научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и дискуссий.
- Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного и художественного искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на английском, немецком, французском и др. языках).
- Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением носителей языка - волонтеров из зарубежных стран, где в совместных добровольческих акциях возможна реализация социально значимых проектов.
5. Участие в сетевых конкурсах и олимпиадах
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся иностранным языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах.
6. Музыка
Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры. Каковы же методические преимущества песен в обучении иностранному языку?
Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.
В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации.
В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции
Песни способствуют совершенствованию навыков произношения
Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Песни дают возможность расслабиться, снимают напряжение и восстанавливают работоспособность.
7. Драматизация
Приемы драматизации способствуют развитию как основных видов речевой деятельности, так и формированию ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьника.
В процессе драматизации учащиеся совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты. Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать юным артистам, как правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям. Значение драматизации в овладении умениями и навыками речевой деятельности определяется тем, что она исключает механическое воспроизведение материала. В ходе драматизации устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения языкового материала и формирования способности общаться на изучаемом языке.
8. Игра
Среди разнообразных приемов наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, мотивируют высказывания учащихся и позволяют активизировать изучаемый языковой материал.. Одним из лучших способов создания игровых ситуаций на этапе тренировки являются языковые и речевые игры.
Игровые ситуации ценны не только тем, что мотивируют употребление конкретного языкового материала на каждом уроке, но и тем, что создают благоприятный психологический климат. В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: здесь необходимо быстро принять решение, проявить фантазию, сыграть роль, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, ощущение посильности заданий дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок; ученик может уже говорить наравне со всеми.
Во время игры учащиеся находятся в постоянной речевой готовности, внимательно слушают учителя и друг друга; могут многократно повторять речевые образцы и изучаемые слова без утомления и скуки. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее усвоение лексического и грамматического. Также в играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы. Игра эффективна не только на начальном и среднем, но и продвинутом этапах обучения.
Заключение
Безусловно, сам факт использования разнообразных приёмов и заданий ни о чём не говорит. Механическое увеличение количества ещё не означает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Какие формы работы на уроке выбрать и как их использовать решает сам учитель. Самое главное - помнить, что изучение языка должно быть удовольствием.
Мотивация учащихся к изучению иностранного языка является сложной задачей, которая требует многих усилий от ученика и творческого подхода со стороны преподавателя. Учащиеся, которые не являются мотивированными не будут учиться эффективно. Они не будут долго помнить информацию; они не будут участвовать в процессе изучения языка. И в то время как мотивация учащихся может быть трудной задачей, она может сделать процесс обучения намного эффективнее.
3