СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий в ДОУ для проведения занятий по речевому развитию дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание условий в ДОУ для проведения занятий по речевому развитию дошкольников»

Создание условий в ДОУ для проведения занятий по речевому развитию дошкольников Подготовила: воспитатель МБДОУ №100  Бондарь Ю.Ю .

Создание условий в ДОУ

для проведения занятий по речевому развитию дошкольников

Подготовила: воспитатель МБДОУ №100

Бондарь Ю.Ю .

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева

Важнейшим условием для полноценного речевого развития детей является обеспечение предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада. Для реализации данной задачи необходима организация двух центров (уголков), стимулирующих речевую активность детей.  Это литературный центр (книжный уголок) и центр (уголок) речевого развития.

Важнейшим условием для полноценного речевого развития детей является обеспечение предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада. Для реализации данной задачи необходима организация двух центров (уголков), стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр (уголок) речевого развития.

 Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п.  Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций.

Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций.

В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря .     

В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря .  

Обязательными элементами содержания центра в старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.   В центре речевого развития также хранится наглядный дидактический материал (демонстрационный и раздаточный).

Обязательными элементами содержания центра в старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.  В центре речевого развития также хранится наглядный дидактический материал (демонстрационный и раздаточный).

Младший дошкольный возраст 1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. 2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.). 3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). 4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения). 5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей). 6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).  

Младший дошкольный возраст

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).

 

Средний дошкольный возраст 1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.  2.Наборы парных картинок типа «Лото» из 6-8 частей.  3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).  4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).  5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3)  6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).  7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).  8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.  9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).  10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).  11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).  12. Набор кубиков с буквами.  13. Набор карточек с изображением предмета и названием.  

Средний дошкольный возраст

1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. 2.Наборы парных картинок типа «Лото» из 6-8 частей. 3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу). 4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы). 5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) 6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты). 7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). 8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата. 9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). 10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). 11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей). 12. Набор кубиков с буквами. 13. Набор карточек с изображением предмета и названием.

 

   Старший дошкольный возраст  1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).  2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).  3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).  4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.  «Назови ласково»  «Один-много, много-один»  «Составь слово из двух»  «Добавь слово»  5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.  «Почему ты так думаешь?»  «Кто чем занимается»     

  Старший дошкольный возраст 1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки). 2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты). 3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.). 4. Игры для совершенствования грамматического строя речи. «Назови ласково» «Один-много, много-один» «Составь слово из двух» «Добавь слово» 5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. «Почему ты так думаешь?» «Кто чем занимается»

 

 При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:  • Азбука в картинках.  • Дидактическая игра «Буква за буквой»,  • Дидактическая игра «33 богатыря»,  • Дидактическая игра «Умный телефон»,  • Таблицы по обучению грамоте с рисунками.  • Звуковые линейки.  • Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте”  (автор Н. В. Дурова) .  • Дидактический материал “Ступеньки грамоты”  (авторы Н. В. Дурова, Л.  Н. Невская) .  • Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее  слово”  (автор Г. А. Тумакова)  и др.  • Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей  дошкольного возраста и др.    

При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть: • Азбука в картинках. • Дидактическая игра «Буква за буквой», • Дидактическая игра «33 богатыря», • Дидактическая игра «Умный телефон», • Таблицы по обучению грамоте с рисунками. • Звуковые линейки. • Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте”  (автор Н. В. Дурова) . • Дидактический материал “Ступеньки грамоты”  (авторы Н. В. Дурова, Л.

Н. Невская) . • Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее

слово”  (автор Г. А. Тумакова)  и др. • Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей

дошкольного возраста и др.

 

  Большое  влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок группы . Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.

Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок группы . Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.

Развитию речевой активности на занятиях способствуют  игры-драматизации. Театрализованная деятельность детей вообще является огромным стимулом для развития и совершенствования речи дошкольников. В таких играх вырабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Данные игры используются  при пересказе рассказов, сказок и диалогов.    Игры – драматизации помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной.

Развитию речевой активности на занятиях способствуют  игры-драматизации. Театрализованная деятельность детей вообще является огромным стимулом для развития и совершенствования речи дошкольников. В таких играх вырабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Данные игры используются  при пересказе рассказов, сказок и диалогов.   Игры – драматизации помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной.

  На занятиях по развитию речи можно применять и дидактические упражнения с конструктором . Так, кубики с буквами можно эффективно применять при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения. Конструктор «ЛЕГО» также используется для речевого развития детей. Он развивает  фантазию, умение составлять творческие рассказы.

На занятиях по развитию речи можно применять и дидактические упражнения с конструктором . Так, кубики с буквами можно эффективно применять при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения. Конструктор «ЛЕГО» также используется для речевого развития детей. Он развивает  фантазию, умение составлять творческие рассказы.

   Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является  лэпбук.   Лэпбук – тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается педагогом вместе с детьми или  родителями в течение какого-либо периода. Лэпбуки направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь), расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе. Данная форма работы способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.

Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является  лэпбук. Лэпбук – тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается педагогом вместе с детьми или  родителями в течение какого-либо периода. Лэпбуки направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь), расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе. Данная форма работы способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.

Основной формой организации процесса обучения в дошкольном учреждении является занятие, а ведущей деятельностью является игра . В данном контексте целесообразно включать в ход занятия по развитию речи включать элементы игр, например, сюжетно – ролевых. В таких играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.

Основной формой организации процесса обучения в дошкольном учреждении является занятие, а ведущей деятельностью является игра . В данном контексте целесообразно включать в ход занятия по развитию речи включать элементы игр, например, сюжетно – ролевых. В таких играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Мнемотехнику целесообразно вводить в занятия с 4 - 5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас . С их помощью на занятиях совершенствуется монологическая речь, а именно - умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания. Их используют для: • обогащения словарного запаса, • при обучении составлению рассказов, • при пересказах художественной литературы, • при заучивании стихов.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Мнемотехнику целесообразно вводить в занятия с 4 - 5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас . С их помощью на занятиях совершенствуется монологическая речь, а именно - умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания. Их используют для:

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при заучивании стихов.

Демонстрационный материал Необходимо помнить, что работа по развитию речи дошкольников – процесс постепенный. Для того, чтобы он протекал интересно, весело и без принуждений, педагогу нужно быть во всеоружии. В помощь педагогу на занятиях по развитию речи приходит демонстрационный материал. Его использование вызывает активную работу мышления, памяти и речи.   Он побуждает детей к активности, помогает включаться в совместную с взрослым деятельность.

Демонстрационный материал

Необходимо помнить, что работа по развитию речи дошкольников – процесс постепенный. Для того, чтобы он протекал интересно, весело и без принуждений, педагогу нужно быть во всеоружии. В помощь педагогу на занятиях по развитию речи приходит демонстрационный материал. Его использование вызывает активную работу мышления, памяти и речи.   Он побуждает детей к активности, помогает включаться в совместную с взрослым деятельность.

Раздаточный материал  Использование раздаточного материала на занятиях мобилизует активность ребенка, повышает интерес к получаемой информации, уменьшает утомляемость. Карточки учат сравнивать, описывать предметы и составлять рассказ по картинкам, а также способствуют развитию речи, пополнению словарного запаса.

Раздаточный материал Использование раздаточного материала на занятиях мобилизует активность ребенка, повышает интерес к получаемой информации, уменьшает утомляемость. Карточки учат сравнивать, описывать предметы и составлять рассказ по картинкам, а также способствуют развитию речи, пополнению словарного запаса.

 Бизикова О.А. предлагает дидактические игры с готовыми текстами.  «Так бывает или нет?» (Небылицы)   Цель игры: Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.   Ход игры:   Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает. В начале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.   —Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.  Сделали из снега горку и стали с нее кататься.   —Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.   —У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:  сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье. 

Бизикова О.А. предлагает дидактические игры с готовыми текстами.

«Так бывает или нет?» (Небылицы)  Цель игры: Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.  Ход игры:  Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает. В начале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.  —Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься.  —Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.  —У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье. 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!