Создание в группе для детей младшего дошкольного возраста предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию.
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями.
Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России.
Нематериальное культурное наследие — обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России в регионах проходят фестивали, ярмарки, тематические выставки, лекции, мастер-классы, а также концерты творческих коллективов. Традиция — та часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее.
Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает все, и прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. При знакомстве детей с культурным наследием русского народа используем в своей работе богатый зрительный ряд.
Задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью в группе организуем мини выставки тряпичных кукол, гжели, хохломы, матрешки, проводятся занятия. Эти выставки интересны и детям, и их родителям, и педагогам. В работе с детьми и взрослыми нужно добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активно включались в работу. Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счёт в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Народное декоративно прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера, игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.
Матрёшка - русская красавица. Она привлекает своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.
Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
А еще много дидактических игр для детей можно придумать, где участвует матрешка. Например: в нашей группе есть такие игры: «Найди вторую половинку», « Форма – цвет» , найди отличие».
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.
Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.