СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направлено на развитие личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Создание коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ»

   

























СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ

УЧАЩИХСЯ С ОВЗ







Подготовила: Пахомова Н.А.,

учитель начальных классов

















  В 1 классе для детей с ОВЗ обучается 12 детей. Из них 11 мальчиков и одна девочка. Это очень сложный детский коллектив. Все ученики класса состоят на учете у врача невролога и психиатра. Специалисты ТМПК в рекомендациях указали необходимость индивидуальной и групповой работы с детьми учителю логопеду и учителю – психологу школы. Начиная работать с детьми, мы понимали, что всем специалистам школы предстоит большая и сложная работа. Но в августе мы даже не могли представить те трудности и проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться.

Учащиеся класса обладают низким уровнем учебной мотивации. Школьная деятельность не стала ведущим видом деятельности у 50 % ребят. Ведущим видом деятельности у них продолжает оставаться игра. У двоих учащихся адаптация проходит в тяжелой форме. Еще 2 учащихся просто не успевают адаптироваться к школьной жизни, распорядку и коллективу по причине частых и продолжительных болезней.

Все обучающиеся класса испытывают значительные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и поведения. Так же у всех детей отмечаются нарушения зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Все учащиеся класса имеют проблемы речевого развития, испытывают затруднения в  речевом оформлении своих мыслей. Словесные ответы недостаточно точны, так как словарный запас резко ограничен, беден. Эти причины препятствуют полноценному общению, приводят к замкнутости, неуверенности в себе.

  Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание,  связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. (слайд ) Еще  В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Уже  на первой неделе обучения детей в школе мы заметили ряд трудностей, которые присущи детям класса и показывает недостаточный уровень развития моторики.

        К ним относятся:

  • Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша.

  • Трудности с овладением навыкам письма.

  • Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).

  •  Очень медленный темп письма, рисования.

Мы понимаем, что недостаточное развитие мелкой моторики и сенсорики приводит к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Чтобы помочь ребенку учиться, повысить мотивацию к обучению, необходимо создать для него условия, позволяющие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде.

Мы понимали, что коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направлено на развитие личности ребенка.

Создание КРС способствуют развитию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, эффективной адаптации школьника к учебной деятельности; а так же профилактике школьных неврозов и созданию психологического комфорта.

Именно поэтому, мы решили создать в нашем классе среду, обеспечивающую не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направленную на развитие личности.         

Нам хотелось создать такую обстановку и атмосферу в кабинете, чтобы переступая порог класса дети оказывались вовлечены в развивающую деятельность.

Мы понимали, что создание развивающей среды невозможно осилить без помощи родителей. Родители –наши главные помощники. Родители всегда будут помогать педагогам, если увидят искреннюю заинтересованность в их ребенке, желание помочь.

На первом же родительском собрании мы рассказали родителям о том, что хотим сделать для детей. И, самое главное, показали, что для этого совсем нет необходимости вкладывать какие-то материальные средства. Ведь у каждого ребенка дома, в достаточном количестве есть настольные игры, игрушки, конструкторы, книжки. И, чаще всего, дети в эти игрушки дома уже не играют. А вот для другого ребенка класса - эти игрушки незнакомы и интересны. Мы предложили приносить их в школу. Таким образом, у нас оказалось много настольных развивающих игр: бродилки, конструкторы, мозаика.

Как только мы столкнулись с тем фактом, что у всех ребят в классе выраженное в той или иной степени недоразвитие руки, мы пригласили на консультацию мам и предложили их вниманию пособия, которые можно сделать своими руками. Родители охотно откликнулись и стали помогать нам. Следует отметить, что к этому процессу быстро подключились папы. И мы можем вам продемонстрировать результаты их труда.

(Презентация)

Для развития руки учащихся мы используем: конструкторы, лепку из пластилина, работу с нитками, проволокой, шнурками, аппликации, графические упражнения.

 Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» ребёнок, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Данные игры мы проводим на каждом уроке или коррекционном занятии 2-3 минуты.

Самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга. В течение урока всегда находим 1-2 минуты для того, чтобы ребята могли выполнить самомассаж пальчиков.

Мы считаем, что нашим учащимся для развития социального опыта и творческих навыков необходимо дополнительное образование.

Для учащихся класса открыты :

- кружок «Развитие», где их учат основам конструирования.

- 2 раза в неделю посещают занятия секции плавания в школе.

-на базе школы работают специалисты СЮН . «Зоопарк на ладони» - уникальный кружок, грамотные педагоги которого вводят ребят в мир животных, тем самым расширяя представления об окружающем мире и прививая любовь к животным.

Так же мы обратились в один из центров детского творчества, рассказали об особенностях детей. Руководитель центра пошла нам на встречу и специально для ребят 1 к класса была создана программа, включающая в себя занятия живописью, лепкой, аппликацией и работу с песочком. Еженедельно, по субботам, родители приводят ребят на 1, 5 - часовые занятия, в результате которых дети не только осваивают новые техники, развивают моторику, творческие способности, но и учатся общаться, и дружить.

(презентация)

У ребят класса отмечается быстрая утомляемость, истощаемость, которые серьезно тормозят их обучение и развитие. Дети очень устают на уроках, устают друг от друга , от потока информации. Ученики знают, что если они устали, то им можно посидеть в «ленточках», или полежать на диване в игровой, чтобы отдохнуть, переключиться. Надо отметить, что дети не злоупотребляют, и как только им становится легче, возвращаются в класс.

В течение дня обязательно проводим для ребят «час чтения». Современные родители практически не читают детям дома. Поэтому мы, компенсируем это родительское упущение. У детей расширяется кругозор, знания об окружающем мире. Большое внимание мы придаем и работе с календарем природы. Дети класса плохо ориентируются в определении времени года, месяце, недели. (раскрыть)

Воспитатель ГПД – творческий, инициативный педагог, имеющий большой опыт работы с детьми с ОВЗ. Она владеет многими техниками: кляксография, пластилинография и т.д. Занятия с воспитателем позволяет не только развивать творческие способности детей. Но и способствует развитию руки. На каждого ребенка оформлено портфолио работ. В кабинете еженедельно оформляются выставки детских работ. Выставки - особая гордость, как ребят, так и родителей, и исподволь формируют ситуацию успеха у учащихся. Родители фотографируют работы детей, посылают их родственникам и друзьям.

Значительное место в процессе обучения и воспитания учащихся класса имеют коррекционно-развивающие игры. Игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Коррекционно-развивающая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

      Коррекционно-развивающая игра – средство воспитания и  обучения, поэтому она может быть использована в  усвоении любого программного материала и проводиться как на уроках, так и на занятиях воспитателя, а так же родителями в домашних условиях.

Игровое упражнение «ЗАПОМНИ ПРАВИЛЬНО»

Цель: Развитие логической, и смысловой памяти учащихся

    Ребенку взрослый  читает три слова, объединенных по смыслу, при этом  нужно обратить внимание на логическую связь, существующую между словами.

НАПРИМЕР: лес – медведь – берлога.

а) весна – солнце – ручей                        

дуб – желудь – свинья                          

река – рыболов – уха                                                    

праздник – песни – веселье

пчела – улей – мед

мост – река – вода

    прочитав в слух 6 строк, взрослый предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребенок должен написать второе и третье слово в строке.

 Пример карточки:

              весна…                         мост…                                                дуб…

             пчела…                          река…                                      праздник…

Игра «КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ»

Цель: развитие объема памяти, развитие слуховой памяти

          Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже 2 предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое:школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, т.е. обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз.

Игра «ЧИСЛА».

Цель: Развитие концентрированности и устойчивости внимания.

    Ведущий говорит: «Сейчас будем все вместе считать числа от 1до30. Будьте внимательны, т.к. числа,  содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо хлопнуть. » Вариантов этой игры много.

Игра «ПОЕМ ВМЕСТЕ».        

Цель: Развитие концентрированности и устойчивости внимания

    Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. При этом один хлопок – начинаем петь. Два хлопка – продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок снова поем вслух. И так несколько раз, то кто ошибается, выбывает из игры.

Игра «ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДВИЖЕНИ».

Цель: Развитие произвольности внимания

   Дети за ведущим повторяю все движения, кроме одного н., руки вперед. Можно ускорять темп.

Игровое упражнение «НАЙТИ СПРЯТАННОЕ СЛОВО»

Цель: Развитие концентрированности и устойчивости внимания

   Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти их и подчеркнуть.

НАПРИМЕР:

Бсолнцерпавекиропсаустолдовкасмивакупдеревопрдщацокноноваперсмвлрозаитрсвысоньблддевочкамиторавуыюдкнигаольбюмячвсмнртболотонгорпвавсмикарандашоьбдкамирвмидшльек

Игра «МУХА».

Цель: Развитие устойчивости и концентрация внимания.

    На игровом поле из 9 клеток следует перемещать «муху» (для начала фишку), с одной клетки на другую вверх-вниз, вправо-влево по заданию ведущего. Исходное положение – центр, перемещение – по одной клетке, ведущим подается 5-7 команд. Затем ребенок должен указать на какой клетке оказалась «муха».



Мы уверены, что созданная нами развивающая среда решит проблему не только развития руки учащихся и подготовки к овладению навыкам письма, но и косвенным образом повлияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.