Особо хочется остановиться на работе с таблицами и схемами, которая приводит к результатам, указанным в п.6, 7,9 Гос.стандарта:
Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в котором все действия находятся в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.
Многие темы по русскому языку, распределена на несколько лет, работа с таблицами и схемами помогает реализовать достижение совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов); для примера можно рассмотреть тему "), Ё после шипящих и ц":
Впервые учащиеся сталкиваются с данной темой в 1й четверти 5 класса. К этому времени они уже умеют выделять морфемы в слове и понимают, что такое корень слова и как его найти. Шипящая и Ц – это показатель орфограммы, т.е. место, в котором возможна ошибка. Чтобы ее не допустить, необходимо обратить внимание на часть слова (морфему).
. Если это корень слова (а работаем в этот период мы именно с ним), то под ударением пишем О, а не Е. но есть из этого правила исключения, их немного и мы обязаны их запомнить. Надо отметить, что с 5 класса учащиеся начинают вести тетрадь-справочник, в которой они фиксируют пройденные темы.
Так как данная тема по учебной программе распределена на 3 года, то и работать по ней мы обязаны в течение 3х лет, постоянно возвращаясь к ней. Чтобы наша работа была максимально эффективна, мы начинаем работу с таблицей, состоящей из 7 колонок, заполняем 1ю колонку ,а к таблице вернемся позже. закрепление материала может произведено в разнообразных формах: различные типы диктантов: текстовый, выборочный, распределительный, творческий, графический, составление собственного, а также это может быть тест, либо разнообразные игры, вариантов множество.
Возвращаемся к этой таблице, когда изучаем тему «Имя существительное». Теперь мы сталкиваемся со случаем, когда гласная не в корне. В это время учащиеся узнают, что правописание в русском языке строится на морфологическом принципе, т.е.зависит чаще всего от части речи, к которой относится слово. Следовательно, необходимо обратить внимание на часть речи. К этому времени они уже знают, что такое морфология, что она изучает, какие морфологические признаки имеет имя существительное. Все оставшиеся колонки объединяем одним названием: «часть речи», одну из них посвящаем имени существительному.
Что еще необходимо знать для правильного написания данной орфограммы? Часть слова. В данном случае –окончание. И теперь ученики узнают, что морфология и морфемика тесно связаны между собой. Происходит попутное повторение раздела «Морфемика». 2 колонки таблицы мы оставляем под суффикс и окончание. Узнаем, что дальше мы должны обратить внимание на ударение в слове. От него, в конечном итоге, и зависит выбор правильной буквы. Продолжаем заполнять таблицу.
Вернемся к ней, когда будем изучать суффиксы существительных. Правило одно и то же. Главное, правильно определить часть речи и морфему.
Следующий этап работы при изучении прилагательного. Окончания прилагательных мы изучаем в 5 классе, суффиксы- в 6 классе. Но уже в 5 классе я даю эту тему с опережением, таким образом, в 6 классе нам нет необходимости ее изучать. Мы только повторяем то, что уже узнали в 5 классе. Правило – то одно и то же. Но при изучении этой темы в разделе «прилагательные», нам совершенно необходимо обратить внимание на то, как образовано слово, от чего и при помощи чего. Таким образом, тесно связываем морфологию, орфографию и словообразование, потому что в данном случае, мы говорим только о тех прилагательных, которые образованы от существительных. В 5 классе мы касаемся словообразования, в 6м – изучаем эту тему более глубоко.
Вернемся к этой таблице мы в 7 классе при изучении темы «наречие». Узнав, что это неизменяемая часть речи, следовательно, не имеет окончания, говорим о суффиксе. Продолжаем работу с таблицей. Правило, по-прежнему одно и тоже – под ударением О, без ударения Е.
Остается у нас еще одна колонка, которую мы заполним при изучении причастия. Здесь также необходимо уметь правильно определять, от чего образовано причастие. А оно образовано от глагола, и в данном случае привычное для нас правило не работает.
Следующий этап – знакомство с отглагольными прилагательными. Правило не работает. Глаголы? Правило не работает. Объединяем все эти части речи одним понятием «отглагольные образования» и заполняем последнюю колонку: О не бывает, только Е !
Работая над данной темой, мы сформировали
-
Необходимые знания и умения
-
5 класс
-
состав слова
-
-умение правильно выделять морфемы
-
6 класс
-
-формируется основа понимания, что правописание в р.я строится на морфологическом принципе,
для этого необходимо
-
-хорошо знать части речи, их морфологические характеристики
-
-формируется языковая компетенция(знание и использование лингвистических терминов)
-
-морфология и словообразование тесно связаны между собой, поэтому необходимо умение правильно определять образование слова
-
7 класс
-
-постоянная работа с таблицей вынуждает учащегося систематически повторять и закреплять пройденный материал по морфологии и словообразованию
-
-закрепляется языковая компетенция
-формируется стойкое умение анализировать и систематизировать материал
За время обучения (5-11 класс ) учащиеся прочно овладевают орфографической и пунктуационной грамотностью. Знания у них систематизированы, учащиеся владеют орфографическим и пунктуационным анализом, (обучать которому я начинаю еще в 5 классе). Они способны опознавать, дифференцировать орфографический и пунктуационные явления в разном по сложности языковом материале; владеют навыками правописания в условиях специфических форм письма (разные виды диктантов); владеют навыками естественного письма (свободный диктант, письменное переложение текста, собственное высказывание).