СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье прослеживаются системно -деятельностные подходы в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно»

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Совсем недавно мы боялись даже вслух произнести слово «СТАНДАРТ», а сегодня мы видим, как успешно осуществили этот переход учителя начальных классов.

Все мы знаем, что внедрение ФГОС НОО не возможно без ряда условий. А системно- деятельностный подход является основой введения Новых стандартов. Переход к обновленной системе начального образования требует от нас умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим появляется необходимость использования  в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность  ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Немецкий педагог А. Дистервег ещё в 19 веке говорил: «Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»

Но тем не менее, долгие годы в наших школах было именно такое обучение. Лишь некоторые (Эльконин–Давыдов, Занков) ведущую роль отводили проблемному обучению.

Структура проблемного урока такова:

  1. Постановка проблемы (Мотивация);

  2. Поиск решения (Исследование: работа в малых группах);

  3. Выражение решения (Обмен информации, её классификация),

  4. Реализация решения (Применение),

  5. Подведение итогов рефлексия.

Сегодня нам хочется остановиться на этапе мотивации и показать несколько способов создания проблемной ситуации на уроке.

Основные приемы создания проблемной ситуации.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Что Вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось?

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

Вы сначала как думали? А как на самом деле?

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?


«Плюсы» проблемного урока

  • Проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”.

  • Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить.

  • Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».

  • Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию»  (термин С.Ю. Курганова).

«Минусы» проблемного урока

  • Не со всеми дети можно использовать данную технологию

  • Объём классной работы в тетрадях очень мал, т. к. много обсуждений

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

Ш. А. Амонашвили