«Создание развивающей среды в группе
как средство для познавательной активности».
Из опыта работы : «…Я делаю так ».
Мы все знаем, что под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными материалами.
В целях достижения максимального педагогического воздействия любые занятия с детьми организуются при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребёнка. Чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью, для выполнения дидактических принципов: наглядность, сознательность, систематичность и др. назрела необходимость специального оформления группы, т. е. создания такой среды, где дети с интересом и целенаправленно будут развивать достоинства и компенсировать свои недостатки.
Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане назрела необходимость создания специальной среды развития . Создание коррекционной среды позволяет решать такие проблемы, как наглядность, доступность, создание доброжелательной атмосферы.
Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.
Цель коррекционно - воспитательной работы умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и на производстве простую работу.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы: 1.Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков. 2.Воспитание и формирование у детей правильного поведения.3 3.Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание. 4Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.
Кроме того создавая коррекционно-развивающую среду группы, воспитатели стремятся к тому ,чтобы окружающая обстановка была эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельности
В нашей группе организованы специальные центры для разнообразной детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-иследовательская,коммуникативная,трудовая,воспиятие художественной литературы.
В нашей группе оформлены уголки (центры):
1.Уголок книги (книги, предметные картинки, наглядные материалы).
2.Уголок здоровья (наглядный материал).
3.Уголок изобразительного творчества (Краски, фломастеры, карандаши).
4.Уголок природы (картинки о временах года, стихи, пословицы и поговорки).
5.Центр развивающих игр ( альбомы, пазлы, конструктор, шашки, настольные игры, домино)
6.Центр творчества(бисероплетение ,вышивание, вязание).
7.Центр трудовой деятельности (инструменты).
8Центр двигательной активности (мячи,кегли,скакалки)
Чтение художественной литературы является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей, обогащает эмоции детей. Поэтому в нашей группе собрана небольшая библиотека ,где ребята могут выбрать и почитать понравившуюся им книгу.
Для продуктивной деятельности в группе есть материал для изобразительной деятельности : бумага разных цветов, природные и бросовые материалы, а также доска для рисования маркером.
Мальчики любят подходить к уголку здоровья и сами разучивают и делают самомассаж. В уголке природы читают поговорки и пословицы, разучивают стихи, загадки о временах года.
Мальчики любят рисовать (рисуют природу, времена года). Денис З., Данил , Сергей Г.(развитие фантазии) .Андрей С., Паша С удовольствием играют играть в шашки.(развитие внимание, памяти) В нашей группе есть мальчики с нарушением речи (Данил, Витя) .С этими детьми я читаю и разучиваю стихи, поём песни. Совместная деятельность способствует совершенствовать речевого общения детей, помогает расширению запаса пассивной и активной лексики.
Центральная часть группы застелена ковром, где дети играют в различные игры и отдыхают. Развивается коммуникативная деятельность – процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на решение задач совместной деятельности, но и на установку личностных отношений. В общении дети обмениваются информацией, планируют и организовывают совместную деятельность, воспринимают и понимают партнёра. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом сделать процессе. Самостоятельность и мотивированность действий развивается в труде, что является необходимым условием успешной коррекционно-развивающей работы в группе.(Антон, Влад ,Сергей могут сделать мелкий ремонт мебели.
В свободное время дети занимаются рукоделием плетут из бисера ,вышивают картины, вяжут. На этих занятиях дети учатся работать в коллективе. Воспитание аккуратности, усидчивости, терпению. Развивается внимание целенаправленность, критичность, эстетический вкус, волевые качества. Для двигательной активности , в группе имеется необходимый материал. В коррекционно-развивающей среде группы созданы условия для сознательно- регулируемой деятельности детей ,которое несёт в себе направленность на психическое развитие детей. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально- личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.