Педагогический совет
Создание системы профилактики неуспеваемости как средство повышения качества образования в Православной гимназии
Доклад заместителя директора
по УВР
…не презирайте ни одного из малых сих…
(Мф. 18, 10).
Дать детям радость в учении –
это первая заповедь воспитания
В.А.Сухомлинский
Священное Писание свидетельствует о том, что всё многообразие отношений Бога с людьми имеет и педагогический характер. Господь многократно проявляет Себя то как воспитывающий своих детей Отец, то как заботливый Наставник и Учитель. Слово Божие именует нас младенцами и детьми, сынами и чадами, отроками и учениками.
В христианстве нельзя ни одного ребенка лишать внимания и уважения. «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем», - это слово Апостола Павла (Еф. 6, 4) намечает принципы отношения к детям. "Не раздражайте", - говоря в положительной форме, - это значит: "Присматривайтесь к природе детей, к ее проявлениям и потребностям, и с ними сообразуйте ваше отношение к детям, чтобы не раздражать их"1. Сам Господь наш Иисус Христос в Своей учительной деятельности гордых и строптивых смиряет и утишает, грешных обличает и вразумляет, кающихся прощает и спасает.
Господь призывает взрослых не пренебрегать детьми, как даром Божиим, говоря: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих: ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10).
"Высшее искусство воспитания, - говорил свт. Иоанн Златоуст, - состоит в том, чтобы сперва спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. Есть большая польза в снисхождении во всем"2. Образец этого снисхождения святитель видел в примере Господа нашего Иисуса Христа, который снизошел до человечества, чтобы возвести его до Божества. "Смотри, как Христос всегда раскрывал не всё вдруг, но сначала ставил своего слушателя в затруднение, чтобы он сам доискался смысла сказанного; и затем, не умея помочь себе, тщетно напрягая свой разум, он с гораздо большим рвением принимал искомое, когда оно раскрывалось ему, и тем более возбуждался к внимательному слушанию. Таким же образом поступай и при воспитании"3.
Любовь служит к воспитанию смиренномудренного послушания, ибо любящий ребенок будет бояться огорчить любимого родителя или педагога непослушанием. "Что мороз для цветов, то и отступление от родительской воли для дитяти", - писал святитель Феофан4. Это подтверждает опыт св. прав. Иоанна Кронштадтского. По воспоминаниям современников, он не наказывал учеников, "не ставил двоек, на экзаменах не резал"5. Однако, в этом и не было нужды, ибо "не знавших урока не было", "во время уроков... были всегда тишина и внимание", ученики были "полны послушания, восторженной детской любви и боязни чем-либо огорчить дорогого батюшку"6.
О необходимости цельности и простоты говорил св. прав. Иоанн Кронштадтский: "Бог прост, и душа проста"7. "Душа человеческая по природе своей проста, все хитросплетенное отталкивает от себя". Поэтому и преподавание должно быть простым и целостным: "Позаботимся о возможной простоте преподавания... Область знаний безгранична... достаточно выбрать самое необходимое и привести это в стройную систему"8. “Не в том сила, чтобы преподать много, а в том, чтобы преподать немногое, но существенно нужное для ученика”9. Для того, чтобы научить детей существенно нужному для них, педагоги должны поддерживать и помогать друг другу. Следует соблюдать чувство меры; уважать труд своих сослуживцев и учитывать те знания, которые дети приобретают на уроках наших коллег. В противном случае, мы будем разрушать труды друг друга10. "Все мы работаем одному Христу... Будем же все трудиться усердно и согласно, друг друга поощряя, друг друга поддерживая"11.
Достигнуть такого согласия нелегко, но и само педагогическое дело исключительно трудно и ответственно. "Педагогика - первое и высшее из искусств, - писал К.Д.Ушинский, - потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека"12. Но христианское воспитание - искусство не только многотрудное, но и святое. По словам свт. Феофана Затворника, "воспитание есть из всех святых дел самое святое"13, а потому "воспитатель должен пройти все ступени христианского совершенства"14.
Один из принципов православной педагогики- принцип
смиренномудренного снисхождения
Образец смиренномудренного снисхождения являет нам Сам Господь. С одной стороны, Бог постоянно нисходит к человеку, чтобы возвысить его; с другой, являя пример величайшего смирения, Творец стоит у дверей сердца своего творения и стучит (см.: Откр. 3, 20). Никогда не нарушая Им же дарованную человеку свободу, Бог терпеливо ждет, когда дверь откроется, и только тогда входит. И как же порой неуважительно врывается человек в душу своего ближнего, особенно ребенка, не боясь разрушить ее, в то время, когда, подобно своему Создателю, он должен прикасаться к этой святыне с величайшей бережностью.
Православный педагог призван с любовью служить ребенку как больший - меньшему, снисходить до него, обретая душевный контакт, столь необходимый для созидательного влияния на него: личность каждого ребенка, несущая в себе образ Божий, уникальна и потенциально богоподобна; войдя в совершенный возраст, он, возможно, станет выше и лучше нас.
Поэтому снисхождение учителя к ученикам не может иметь в себе ни капли гордости, напротив, оно должно быть исполнено глубочайшего смирения. Соответственный принцип православной педагогики можно назвать принципом смиренномудренного снисхождения. Педагог, руководствующийся в своей жизни этим принципом, не позволит себе подавить способности, заложенные в ребенке Творцом, но даст возможность увидеть, пробудить и усилить добро в его душе.
Говоря о сотрудничестве, определим его как проявление любви и действенное отношение одного "я" к другому, в результате чего возникает общность "мы". Это выход на исповедальный уровень общения, доверия и предельной откровенности. И в этом служение педагога сближается с пастырским. Сотрудничество - это взаимодействие двух миров: мира учителя и мира ученика. Мир педагога - это мир культуры, в которую он вводит ученика. Основы русской культуры заложены Русской Православной Церковью, ибо наша культура - исторически православная.
Итак, православный педагог должен снисходить к детям, чтобы понять их, стать понятным им и помочь им на пути их к Богу. При этом учитель должен постоянно совершенствоваться, не впадать в панибратство с учениками, не гордиться своим мнимым превосходством и быть исполненным глубочайшего смирения и уважения к человеческим личностям.
Исходя из этой высокой миссии Учителя и Школы, мы и должны говорить о неудовлетворительных оценках. Это результат нашей работы, работы педагогов Православной гимназии.
Учёные выделили три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
1. Общее и глубокое отставание – по многим или всем учебным предметам длительное время;
2. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость – по одному-трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);
3. Неуспеваемость эпизодическая – то по одному, то по другому предмету.
Типы неуспевающих можно выделить по доминирующей причине:
-одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения,
-другую – дети со слабыми способностями к учению,
-третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие учиться.
Что мы, учителя, видим на уроке?
Один тип детей:
- задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;
- работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
- не подмечает своих неудач и трудностей;
- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
- либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;
- индифферентно относится к результатам работы.
Другой тип:
- это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.
Психологическую типологию неуспеваемости дает учёный Н.И. Мурачковский:
1.Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению:
- Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.
2. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению. Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается, прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. небрежное ее выполнение, низкий темп. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.
3. Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению, проявляющееся в стремлении оставить школу, характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Беспечно отношение к учению.
Причины неуспеваемости
В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Глубокое и всестороннее изучение причин, порождающих трудности в обучении, неуспеваемость того или иного ученика, позволяет педагогу своевременно найти меры педагогического воздействия, наиболее подходящие именно для этого школьника.
Прежде всего, нельзя не сказать и о Психофизиологических причинах неуспеваемости.
Психофизиологические причины неуспеваемости:
умственная отсталость; дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики, дисграфия); педагогическая запущенность; нарушения умственной работоспособности (вследствие заболеваний ЦНС). Стойкая школьная неуспеваемость возникает у детей с недостаточностью мозгового кровообращения, повышенным внутричерепным давлением в результате черепно-мозговых травм, тяжелых и длительно протекающих соматических заболеваний, инфекций: головные боли, двигательная расторможенность (“гиперактивность”), утомляемость, недостаточная концентрация внимания, не выносливость к сенсорным раздражителям (громкому шуму, яркому свету), неспособность к длительному умственному напряжению.
Педагогические причины неуспеваемости.
Педагоги-ученые видят основную причину неуспеваемости прежде всего в несовершенстве методов преподавания. На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Плохие оценки остро, до слез переживаются детьми.
Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания. Сфера их жизнедеятельности заметно расширяется: успеваемость в средних классах обычно снижается. Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов школьника, то отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему его предмету.
Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенствования набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды педагогической помощи практически можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости: недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, и недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
Если ребенок с самого начала обучения в школе испытывает трудности, постоянно получает отрицательную оценку своей работы, то у него угасает желание учиться из-за запущенности его приемов учебной работы; со временем он попадает в категорию неуспевающих.
В другом случае ученик уже приходит в школу с довольно хорошими приемами работы, умениями, навыками. Ему кажутся скучными и неинтересными занятия в школе. Затем это отрицательное отношение к учению закрепляется, вследствие этого замедляется или прекращается овладение новыми способами работы, и ко времени перехода в среднюю школу такой ученик тоже перестает соответствовать новым требованиям, превращается в отстающего.
ВЫВОД
Школа, в которой есть неуспевающие учащиеся, — это школа, работающая недостаточно эффективно. Школа несет моральную ответственность перед неуспевающими, ибо она не сумела дать им нужное воспитание и образование, перед родителями неуспевающих учащиеся, перед Церковью, обществом и государством, ибо они поручили школе подготовить достойное новое поколение, а школа вместо этого выпускает тех, которые плохо подготовлены для взрослой жизни, для творческой, созидательной деятельности.
Однако самое страшное зло неуспеваемость наносит самому неуспевающему ученику. Он перестаёт верить в свои силы и возможности. Ученик не почувствовал в процессе обучения в школе успех . Ребёнок начинает искать такой успех в какой-то другой деятельности, зачастую аморальной и даже преступной.
Но, к сожалению, среди учителей довольно широко распространено мнение, что это неминуемое зло, что неуспеваемость учащихся всегда была и будет. При этом причины неуспеваемости отдельных учащихся видят в них самих, в их плохой подготовке, слабом психическом развитии, плохих семейных условиях, в их нежелании хорошо учиться и т.д. Такие учителя видят в неуспевающих учащихся только плохое, они не захотели и не смогли увидеть в учащихся что-то хорошее. Добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека можно верней всего, нащупав его сильные стороны. За озорными выходками нередко стоят избыточные силы, которым не сумели дать надлежащее применение. Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства.
Успеваемость в Православной гимназии – не только процент удовлетворительных оценок, но и количество учащихся, в полной мере получивших педагогическую поддержку каждого учителя! Много детей, приходящих к нам из тяжёлых, скудных или неблагоприятных семейных условий, когда удивляет, как ребёнок сохранил способность к раскаянию, к желанию исправиться, с радостью спешит в гимназию! Мы должны вникнуть во внутренний мир каждого, не обидеть, не навредить, поддержать, увидеть причину, которая зависит не от лени или нежелания, а от объективных причин. Не превращается ли «2» в способ воспитательного воздействия?
Отсутствие стабильности – это недостаток образовательной среды, значит часто решения учителем не продуманы, ситуативны. В конце четверти поздно принимать меры. О прогулах, нарушении дисциплины, несданных работах надо бить в колокола раньше на 1,5-2 месяца. К сожалению, в этом и видно равнодушие и неумение вовремя работать в команде: администрация, классный руководитель, учитель. Чаще всего мы не ищем выход в совершенствовании педагогического процесса, в интересных формах работы, в нюансах оценивания по личному росту конкретного ребёнка. Должен ли ученик бояться учителя? Не любить его? Не любить его предмет, в итоге? Не усвоить знания лишь из-за неприязни к учителю?
Оцените работу учащегося (сочинение на пробном ГИА по русскому языку)
«Каким должен быть настоящий учитель? Апостол Андрей Первозванный, великие просветители Кирилл и Мефодий – ведь это и есть Учителя! Наше поколение учёбу принимает как должное, само собой разумеещееся, наш век – век науки. Но тех людей, которые ценой своей жизни несли в мир свет, мы не должны забывать».
Это ученик П., считающийся одним из самых слабых. Формально ему можно ставить «2» по всем предметам, но нормы оценок неприемлемы, когда вступает в силу любовь и гуманность, которая выше человеческого закона!
А вот 2-ая работа 9 – классника.
Мне очень посчастливилось, что я встретил в своей жизни настоящего Учителя. Это Б., наша классная руководительница. Она, не жалея себя, все свои силы отдала на то, чтобы из нас вырастить достойных людей. Она является не только замечательным учителем, но и прекрасным советчиком, к которому можно обратиться с любым жизненным вопросом. Я считаю, что если человек хочет стать педагогом, то он должен всего себя отдать своей профессии.
Это ученик М., считающийся одним из самых слабых. И его нельзя назвать неуспешным!
Учителя Православной гимназии отвечали на вопросы анкеты, размышляя о неуспешности в обучении, способах её преодоления, о методах и способах преодоления неуспешности.
Рассмотрим мнения наших учителей.
Что такое «неуспешность в обучении», с Вашей точки зрения?
Отсутствие положительной динамики
Нежелание реализовать свои способности
Прилагаемые учителем усилия не приводят к нужному результату
Отсутствие удовольствия от выполнения дела, заинтересованности в результате
Нет должного результата в обучении
Разделение учащимися предметов на «нужные» и «ненужные»
Несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям
Назовите причины неуспешности школьников.
Неподготовленность. Нерадивость, лень, неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства)
Отсутствие сосредоточенности, нежелание услышать учителя
Низкая мотивация, неспособность усваивать данный предмет, запущенность, отсутствие организации учебного труда
Внутренние конфликты личности, неразвитость личности
Отсутствие самодисциплины, умения работать
Отсутствие цели, стремления преодолевать трудности
Пропуски занятий, гиперактивность, равнодушие родителей, заболевания
Как видим, учителя не указывают в причинах плохую организацию урока, а ведь это и есть задача учителя - чтобы эти причины преодолеть и научить каждого, используя все необходимые приёмы, технологии, научные достижения.
3. Какие способы преодоления неуспешности школьников Вы можете предложить?
Привлечение родителей
Объяснение повторно
Развитие интереса к предмету
Установление рабочих отношений между учителем и учеником
Формирование дисциплины
Чёткие требования к учащимся
4. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспешному ученику?
Интересные советы дали учителя, основываясь на своём опыте: создание доброжелательной атмосферы, снижение темпа опроса, стимулирование оценкой, похвалой, привлечение слабых в качестве помощников, использование опор, карточек – консультаций, памяток, индивидуальные задания на урок, работа по образцу, бережное отношение к ситуации непонимания материала (пресекать насмешки), своевременно устранять пробелы в знаниях, давать интересные задания.
Видно, что учителя стараются использовать виды помощи слабому ученику на разных этапах урока.
- На вопрос « Можно ли учить без «2»?»
ответили «Да, можно»» почти все опрошенные.
Итак, какими же средствами располагает учитель, чтобы избежать неуспеваемости? Что предлагают методисты, учёные?
Первое - это нравственная организация самого учебного процесса. Этот процесс может быть организован по - разному:
а) на авторитарных началах, когда учитель приказывает, наказывает и поощряет работу учащихся, давая им нужную информацию и учебные задания, которые учащиеся безропотно выполняют. (учитель- субъект, ученик – объект)
б) как гуманное взаимодействие между учителем и учащимся (субъект-субъектные отношения)
Второе- это включение учащихся в проведение учебного процесса не только как объектов педагогических воздействий учителя, но и как субъектов этого процесса. Уже где-то на первой ступени обучения, учитель может начать передавать часть своих функций и обязанностей ученикам, наделяя каждого ученика какой-то определённой ролью в организации и проведении учебного процесса.
. Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть общеучебными умениями и навыками.
Организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому ученику была ясна личность и общественная зависимость его активной, творческой и упорной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика.
Для того, чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы, охватывать одновременно всех без исключения учащихся.
Характер отношения ученика к учебной работе зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребления в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идёт в школу.
Учитель должен верить в возможности и силы ученика.
Третье- личный пример нравственного поведения, нравственного отношения к учащимся, к работе. Ведь учитель является для учащихся очень референтной личностью, с мнением которой все учащиеся, как правило, считаются. Опоздания на урок учителя, неготовность доски, отсутствие наглядности, непроверенные тетради, отсутствие чёткого продуманного плана, неиспользование современных технологий и т.д. Всё это – непрофессионализм, и дети это прекрасно видят.
Меры для преодоления неуспеваемости
При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Надо поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.
Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. в ходе самостоятельной работы на уроке, задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
Большое внимание необходимо уделять дифференцированной работе учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. . Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся.
В практике школ широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.
Главное, что должны сделать учителя, обеспечить ощущение успеха. Необходимо объяснить это и родителям, как именно надо оценивать ребёнка. Эти правила достаточно просты: ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Его нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов
Учителю необходимо учитывать, что негативные переживания порождают подчас стрессовые состояния, предрасполагают к возникновению неврозов, эмоциональной неустойчивости, замкнутости, замедленному психического развитию и как результат всего этого неуспеваемость в учёбе
Вывод
Ребенок призван утвердиться в добре. На этом пути он нуждается в помощи взрослого. Смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в детской душе силы; оградить ребенка от духовных опасностей; помочь ребенку в борьбе со страстями и раскрытии образа Божия в нем, - и тем самым подготовить его к восприятию опыта духовной жизни. Все наши ученики: и сильные, и слабые – это жители 21 века, которые будут работать после нас, строить семьи, воспитывать детей. Их сила в нелёгкие времена будет и в том, что наши ученики с любовью и уважением вспомнят учителей, наши уроки Доброты, Веры в их силы, Уважения к их Личности, Прощения слабостей.
Вспомним призыв святого Севастиана Карагандинского:
«Терпите друг друга немощи и недостатки – в этом спасение. Огонь огнём не тушат, а водой. А зло побеждается любовью!»
Как же помочь ребенку преодолеть неуспешность? Правила по работе со слабоуспевающими учащимися вам в помощь:
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по только что изученному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок.
Правильная тактика опросов и поощрений («отлично», «умница», «молодец» - способствует формированию уверенности, преодолению стресса.
Осторожно оценивать неудачи ученика, так как он сам очень болезненно к ним относится.
Ответ может быть как в устной, так и в письменной форме.
Разбивайте материал на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нерврзную обстановку.
(2-ая часть педсовета – выступления
содокладчиков «Из опыта работы
по преодолению неуспеваемости»)
1 Соколов П. История педагогических систем. - СПб., 1913. - с.59.
2 Цит. по кн.: Соколов П. Ук. соч., с.65.
3 Цит. по кн.: Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. - СПб., 1892.- с.208-210.
4 Феофан, еп. Путь ко спасению. - М., 1899. - с.30.
5 Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. - М.: Паломник, 1994 - с.48.
6 Там же, с.42-44.
7 Сергиев И.И., прот. Полное собрание сочинений. - Т.4. - СПб., 1893. - с.53.
8 Сергиев И.И., прот. Полное собрание сочинений. - Т.3. - СПб., 1892. - с.289.
9 Там же, с.289.
10 Там же, с.291.
11 Там же, с.289.
12 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т. /Под ред. А.М.Еголина. - Т.4. - с.14.
13 Феофан, еп. Путь ко спасению. - М., 1899. - с.24.
14 Там же, с.64.