СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖА
А.Г. Штерцер
Рыльский филиал областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский базовый медицинский колледж», г. Рыльск
Исследовательские способности связаны в основном с анализом и оценкой конкретной профессиональной ситуации. При формировании исследовательской компетентности происходит сознательное, более глубокое усвоение материала, четкое выделение признаков основных понятий, расширение объема знаний, развитие мышления, обеспечение преемственности и интеграции знаний учебных дисциплин [3].
Невозможно обойтись без этого направления работы, особенно в медицинском колледже, т.к. будущие медработники должны научиться анализировать эффективность своей деятельности, внедрять новые формы работы, анализировать показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения, а для этого они должны владеть исследовательскими умениями.
Привить выпускнику за период его обучения в колледже навыки планирования, организации и оформления научного исследования можно лишь путем привлечения его к научно-исследовательской работе в студенческом научном обществе, либо путем включения непосредственно в учебный процесс тематических заданий учебно-исследовательского характера (курсовых и дипломных работ).
Как показывает практика, молодым специалистам на первых порах, прежде всего, недостает как опыта для организации исследовательской деятельности, так и опыта использования различных методов научного познания и применения, традиционных для научной практики логических законов и правил.
К практическим методам, которые используются в ходе научного исследования, в первую очередь относится наблюдение. Наблюдение – это активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Наблюдения является важнейшим методом познания, источником научного знания.
Успех наблюдения зависит от:
- ясности и конкретности постановленной цели наблюдения;
- наличие предварительных знаний о наблюдении;
- умения анализировать материалы, полученные в результате наблюдения;
- четкой фиксации результатов в форме протоколов, схем, рисунков, таблиц и т. п [2].
Структура наблюдения основана на том, что основным действием в нем является восприятие.
Однако возможности простого наблюдения ограничены, даже если его проводить по намеченному плану. Ограничение связано с тем, что в поле наблюдения всегда попадают множество признаков, которые не нужны в рамках данного исследования. Поэтому важно четко понимать условия проведения наблюдения и границы его применимости.
Цель наблюдения - получение определенного результата, который не зависит от воли, чувств и желаний исследователя. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать студентов о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. Как зафиксировать эти результаты, необходимо решить заранее.
Существует много способов фиксации результатов наблюдений. Например, можно просто написать отчет, можно выполнить рисунок, график, заполнить таблицы, провести киносъемку. Использование каждого из способов зависит от целей, условий наблюдения, от материальных возможностей [6].
Только проделав всю подготовительную работу можно приступить к осмысленному, сознательному выполнению наблюдения.
Так, выполняя исследовательскую работу по теме «Влияние грудного вскармливания на развитие и здоровье детей первого года жизни», наблюдение велось за детьми в возрасте от одного года до 12 месяцев, находящихся на грудном (I исследуемая группа) и искусственном вскармливании (II исследуемая группа). Проводилась антропометрия детей, оценка их физического и нервно-психического развития, используя специальные таблицы.
Кроме метода наблюдения широко используется метод беседы. Исследование методом беседы проводилось по заранее составленному плану, включающему основные темы и положения, выяснение которых необходимо для получения желаемого результата. Подготовка беседы включала в себя подбор целевых и поддерживающих вопросов, которые исследователь задавал во время беседы. Поддерживающие вопросы помогали вести беседу, а целевые необходимы, чтобы выяснить задачу исследования [5].
Результаты, полученные методом беседы, не поддаются формализации и статистической обработке. По ним можно лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака. Результаты беседы в комплексном исследовании носят предварительный характер и должны быть сопоставлены с результатами других методов [1].
Так, проводя исследование по теме «Анализ причин роста заболеваний органов желчевыводящей системы у детей и определение основных направлений профилактики», беседуя с больными детьми, выясняли особенности их питания, обращая внимание на частоту употребления в пищу продуктов из разряда «fast fud» (чипсы, орешки, сухарики, лапша быстрого приготовления и т. п.), газированных напитков, жирного, жаренного. Из разговора с родителями уточняли роль наследственности в развитии заболеваний.
Еще один метод, которым пользуются при проведении учебных исследований - это сравнение.
Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений.
Например, выясняя проблемы реабилитации детей с бронхиальной астмой, студенты сравнивали особенности течения заболевания у пациентов, соблюдающих гипоаллергенный быт и диету и не соблюдающих эти очень важные требования.
В итоге сравнений исследователи делали соответствующие выводы, позволяющие ответить на поставленные ранее вопросы.
Учитывая, что объектом исследования в педиатрии являются дети, то студенты не используют метод эксперимента в «чистом» виде во время своих исследований, но являются активными участниками применения инновационных медицинских технологий в обследовании и лечении больных.
Например, как только появился в детском отделении Рыльской ЦРБ аппарат для проведения ингаляций - небулайзер, члены студенческого научного общества провели обследование больных детей с бронхиальной астмой на I этапе реабилитации (стационарное лечение) и не только активно участвовали в проведении ингаляций детям при помощи небулайзера, но и обращали внимание на состояние детей до и после ингаляций. Сравнивали особенности течения заболевания у детей, которые сразу обратились в стационар и лечились с помощью небулайзера, и которые поздно обратились, т. е. своевременно не поучили данное лечение.
Столкнувшись впервые с новым методом лечения, участие в нем было для молодых исследователей своего рода экспериментом, проводя который, они сделали соответствующие выводы.
Выбор того или иного метода исследования совершается при обязательном руководстве педагога. К вопросам, в разрешении которых необходима помощь преподавателя, относятся:
- отбор необходимых методик исследования;
- ознакомление начинающего исследователя с арсеналом традиционно используемых в конкретной науке методов, точнее, с той их частью, которую предполагается использовать в исследовании.
Занятия внеаудиторной научно-исследовательской работой позволяют формировать у студентов такие общие компетенции, как интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования, самообразования; социальная активность, способность к самоопределению, самореализации, которые предусмотрены в ФГОС СПО по реализуемым специальностям.
Мы заинтересованы в том, чтобы наши выпускники были адаптированы к современным условиям и востребованы на рынке труда, а для этого они должны уметь критически оценивать ситуацию, высказывать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на научные факты.
Библиографический список
Власов К.П., Киселёва А.А. Методы исследований и организация экспериментов. М., 2012.
Горелова Л. Е. Творческое развитие личности в обучении. Орел, 2009.
Кукушкина В. В. Организация НИРС. М., 2012.
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. - 2010.
Чупрова Л. В. НИРС в образовательном процессе, С-Пб. - 2011.
Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессиональной деятельности и подготовки медицинских работников среднего звена». Курск. -2013.