СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью в процессе внедрения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью в процессе внедрения ФГОС»

Создание условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью в процессе внедрения ФГОС.

С 1.09.2016 г. наша школа перешла на новый стандарт обучения детей с умственной отсталостью. В связи с предполагаемым контингентом обучающихся на основе федерального государственного образовательного Стандарта была разработана адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант). АООП обучающихся с умственной отсталостью определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

На основе этой программы образовательная организация может разработать специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития, что и было сделано для всех трёх первоклассников. Целью реализации СИПРа является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах. Программа разрабатывается на одни год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии родителей.

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.

Особые образовательные потребностями - это комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.

В этом учебном году в 1 класс зачислено трое детей. Данила и Иветта обучаются на дому. По заключению ПМПК у всех детей ДЦП, системное недоразвитие речи тяжёлой степени, дизартрия. Также стойкое грубое нарушение познавательной деятельности, у/о у Данилы и Иветты тяжёлая, а у Славы умеренная с аутистическим поведением. Дети, обучающиеся на дому имеют сложные формы ДЦП, полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации.

Современные научные представления позволяют выделить общие «аспекты реализации особых образовательных потребностей» разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.):

  • время начала образования,

  • содержание образования,

  • создание специальных методов и средств обучения,

  • особая организация обучения,

  • расширение границ образовательного пространства,

  • продолжительность образования

  • определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

Что же это за условия и как в нашей школе они создаются для обеспечения особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР.

Время начала образования. Предполагается учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему образованию ребенка с тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования. Выделяется пропедевтический период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.

Первоклассник Слава Д. пришёл к нам из 1 сада, где с ним 4 года занимались специалисты. Это помогло мальчику лучше адаптироваться к условиям школы, помогает формированию учебной деятельности, восприятию учебных задач, нахождению в коллективе детей и взрослых.

Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. (Например, предметы: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек», «Адаптивная физкультура», «Музыка и движение»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий и др.) В СИПР Славы Д. присутствуют все образовательные области и специальные учебные предметы из АООП. Также добавлены занятия внеурочной деятельности «Гигиена, самообслуживание», «Коррекционно-развивающие занятия» в сенсорной комнате.

Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в построении «обходных путей», использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка (например, использование печатных изображений, анимационных на экране, пиктограмм, внешних стимулов и т.п.). Практически на каждом уроке, занятии я использую специфические методы обучения: артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику, «пошаговое» обучение, разнообразные виды деятельности: игровую (дидактическую, подвижную игру), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые способствуют расширению, повторению и закреплению представлений. На занятиях применяю современные средства обучения: персональный компьютер, экран, проектор, развивающие компьютерные игры и задания.

Одним из условий успешной адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном учреждении является создание адекватной возможностям ребенка здоровьесберегающей среды, обеспечивающие здоровье ребёнка, полноценное развитие, обучение и коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Следующий аспект реализации особых образовательных потребностей - особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды. Для индивидуальной работы нашего первоклассника созданы идеальные условия.

Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. К примеру, специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в школьном дворе. А по программе «Гигиена, самообслуживание» практические занятия проходят в соответствующих помещениях школы (спальня, раздевалка, умывальная комната, туалет и т.д.). Формирование навыков социальной коммуникации (предмет «Речь и альтернативная коммуникация»: жесты, мимика) необходимо осуществлять в естественных условиях: во время режимных моментов, в повседневном общении со взрослыми и детьми. Так со Славой мы учим жесты «приветствие», «прощание», «утвердительный и отрицательный» и сразу на практике их закрепляем при каждодневном общении с ребятами и взрослыми.

Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет (отсчёт от 1-го нулевого класса). Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст. Наполняемость класса по 2 варианту обучения не более 5 человек.

Организация временного режима обучения. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в СИПР, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.

Учебный день включает в себя уроки, индивидуальные занятия, а также перерывы, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание / раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе уроков / занятий, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися определяется с учетом возраста и психофизического состояния обучающегося. Для лучшей адаптации обучающимся 1 класса организован ступенчатый режим: 1 полугодие: сентябрь, октябрь – по 3 урока (35 мин каждый); ноябрь, декабрь – по 4 урока (35 мин каждый); во 2 полугодии: по 4 урока (40 мин каждый);

Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специального психолога и педагогов, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования. Все специалисты нашей школы работают по единым требованиям, осуществляют преемственность в методах и приёмах обучения и воспитания первоклассника. Также мы создаём доброжелательную, эмоционально - позитивную обстановку, способную обеспечить условия для оптимального психического и физического развития ребёнка. Мы стремимся стать для наших учеников близкими людьми, чтобы они почувствовали защиту, понимание и любовь. На этой основе строим развивающее обучение с целью максимально возможной социальной адаптации детей.

Таким образом, для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.

2