Создание условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью в процессе внедрения ФГОС.
С 1.09.2016 г. наша школа перешла на новый стандарт обучения детей с умственной отсталостью. В связи с предполагаемым контингентом обучающихся на основе федерального государственного образовательного Стандарта была разработана адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант). АООП обучающихся с умственной отсталостью определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
На основе этой программы образовательная организация может разработать специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития, что и было сделано для всех трёх первоклассников. Целью реализации СИПРа является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах. Программа разрабатывается на одни год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии родителей.
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.
Особые образовательные потребностями - это комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
В этом учебном году в 1 класс зачислено трое детей. Данила и Иветта обучаются на дому. По заключению ПМПК у всех детей ДЦП, системное недоразвитие речи тяжёлой степени, дизартрия. Также стойкое грубое нарушение познавательной деятельности, у/о у Данилы и Иветты тяжёлая, а у Славы умеренная с аутистическим поведением. Дети, обучающиеся на дому имеют сложные формы ДЦП, полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации.
Современные научные представления позволяют выделить общие «аспекты реализации особых образовательных потребностей» разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.):
время начала образования,
содержание образования,
создание специальных методов и средств обучения,
особая организация обучения,
расширение границ образовательного пространства,
продолжительность образования
определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Что же это за условия и как в нашей школе они создаются для обеспечения особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР.
Время начала образования. Предполагается учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему образованию ребенка с тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования. Выделяется пропедевтический период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.
Первоклассник Слава Д. пришёл к нам из 1 сада, где с ним 4 года занимались специалисты. Это помогло мальчику лучше адаптироваться к условиям школы, помогает формированию учебной деятельности, восприятию учебных задач, нахождению в коллективе детей и взрослых.
Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. (Например, предметы: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек», «Адаптивная физкультура», «Музыка и движение»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий и др.) В СИПР Славы Д. присутствуют все образовательные области и специальные учебные предметы из АООП. Также добавлены занятия внеурочной деятельности «Гигиена, самообслуживание», «Коррекционно-развивающие занятия» в сенсорной комнате.
Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в построении «обходных путей», использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка (например, использование печатных изображений, анимационных на экране, пиктограмм, внешних стимулов и т.п.). Практически на каждом уроке, занятии я использую специфические методы обучения: артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику, «пошаговое» обучение, разнообразные виды деятельности: игровую (дидактическую, подвижную игру), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые способствуют расширению, повторению и закреплению представлений. На занятиях применяю современные средства обучения: персональный компьютер, экран, проектор, развивающие компьютерные игры и задания.
Одним из условий успешной адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном учреждении является создание адекватной возможностям ребенка здоровьесберегающей среды, обеспечивающие здоровье ребёнка, полноценное развитие, обучение и коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Следующий аспект реализации особых образовательных потребностей - особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды. Для индивидуальной работы нашего первоклассника созданы идеальные условия.
Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. К примеру, специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в школьном дворе. А по программе «Гигиена, самообслуживание» практические занятия проходят в соответствующих помещениях школы (спальня, раздевалка, умывальная комната, туалет и т.д.). Формирование навыков социальной коммуникации (предмет «Речь и альтернативная коммуникация»: жесты, мимика) необходимо осуществлять в естественных условиях: во время режимных моментов, в повседневном общении со взрослыми и детьми. Так со Славой мы учим жесты «приветствие», «прощание», «утвердительный и отрицательный» и сразу на практике их закрепляем при каждодневном общении с ребятами и взрослыми.
Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет (отсчёт от 1-го нулевого класса). Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст. Наполняемость класса по 2 варианту обучения не более 5 человек.
Организация временного режима обучения. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в СИПР, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.
Учебный день включает в себя уроки, индивидуальные занятия, а также перерывы, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание / раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе уроков / занятий, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися определяется с учетом возраста и психофизического состояния обучающегося. Для лучшей адаптации обучающимся 1 класса организован ступенчатый режим: 1 полугодие: сентябрь, октябрь – по 3 урока (35 мин каждый); ноябрь, декабрь – по 4 урока (35 мин каждый); во 2 полугодии: по 4 урока (40 мин каждый);
Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специального психолога и педагогов, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования. Все специалисты нашей школы работают по единым требованиям, осуществляют преемственность в методах и приёмах обучения и воспитания первоклассника. Также мы создаём доброжелательную, эмоционально - позитивную обстановку, способную обеспечить условия для оптимального психического и физического развития ребёнка. Мы стремимся стать для наших учеников близкими людьми, чтобы они почувствовали защиту, понимание и любовь. На этой основе строим развивающее обучение с целью максимально возможной социальной адаптации детей.
Таким образом, для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.
2