СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для социализации старшеклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на рйонном семинаре с сообщением о итогах работы и успешности реализации воспитательной программы класса с итогами диагностик, мониторинга !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для социализации старшеклассников»

Создание условий для социализации старшеклассников


План выступления

  1. Знакомство с программой класса (с 8-го)

  2. Обоснование выбора программы (мониторинг, знакомство с методиками социализации личности, воспитание лидерских качеств, наличие в классе группировок, отсутствие общих интересов, идей, диагностика «Какой у нас коллектив»).

  3. Реализация программы через реализацию КТД.

  4. Подойти к 10 классу.

В 2012-2013 году я являюсь классным руководителем 10 «Б» класса, учителем русского языка и литературы школы пос. Ждановский.

В недавнем прошлом я работала и учителем, и социальным педагогом школы. Должность соц.педагога помогла мне с большим пониманием относиться к психологическим, социальным трудностям ребят-подростков. Литература, медиатека школы, ИДЦ по данному вопросу помогла мне в дальнейшей работе классного руководителя. Пополняя свою медиатеку (соц. педагога), я приобрела диск «Психолого-педагогический медико-социальный центр», созданный специалистами ППМС-центра Гимназии №56 г. Москвы, выпущенный издательством «Учитель». Материал диска составляет набор интересных программ воспитательной работы. Спасибо создателям этого диска с готовыми занятиями, психологическими тестами, диагностиками.

(слайд1)В 2007 году в моей жизни появился мой 6 «В» класс. Сильные, умные, талантливые, разные, яркие дети. Но в общении детей возникало много проблем. Достаточно часто возникали конфликтные ситуации из-за неумения ребят общаться друг с другом, справиться с той или иной конфликтной ситуацией, неопытностью в определении своего положения в обществе, стратегии социального поведения. Нередко ребята не могли справиться с отрицательными эмоциями, агрессией, не умели сконцентрироваться. Каждый имел свою точку зрения, свое мнение, но не обладал навыками доказательства, обоснования, поиска единомышленника и т.д. Учителя в один голос говорили: «Класс лидеров». И, действительно, в классе только по учебе выделялись 5 отличников. В коллективе создалось много группировок. Ни один из лидеров не хотел уступить. Наперебой стремились быть ведущими праздников, обижались, если не они были первыми в тех или иных соревнованиях. Сначала я попыталась разобраться в причинах. Может быть, смена классного руководителя так отрицательного сказалась на коллективе, может быть, возрастные особенности детей-подростков-лидеров.

Возникла необходимость системной работы по созданию дружного коллектива с сильным лидером, без агрессии, с желанием все делать вместе. Я поставила пред собой задачу: программа воспитательной работы класса должна быть какой-то необычной, неявной, чтобы каждый мог себя проявить и понаблюдать за собой и за одноклассниками со стороны. Возникла необходимость в такой воспитательной системе, которая удовлетворяла бы потребности каждого ребенка в реализации своих возможностей, своего творческого потенциала. В то же время охватывала бы все стороны нравственного воспитания, пропагандировала бы здоровый образ жизни. Выбору программы предшествовали мониторинги, диагностики («Социометрия», «Уровень нравственной воспитанности», «Какой у нас коллектив»). Особенно явное положение дел в классе выявила диагностика «Какой у нас коллектив». Мнения ребят разделились: 55% решили, что коллектив на второй стадии развития «Мягкая глина», 45 % - «Мерцающий маяк». Чтобы не погасить стремление шестиклассников к лучшим отношениям, мы придумали название отряда «Огоньки», впоследствии «Огни большого города», девиз «Мы дружная команда, хотим идти вперед, уверены - в пути нас никто не подведет». Когда на диске «ППМС-центр в школе» я обнаружила программу «Город разных точек зрения», просто была поражена. Она отражала те идеи, которые я вынашивала на протяжении целого месяца. Теоретической основой программы социально-психологического развития подростков «Город разных точек зрения» является целостно-системный подход к анализу феноменов человеческого поведения, формирование социальной культуры ребенка. Данная программа направлена на формирование и развитие компетентности в сфере межличностного общения подростка, на развитие его самосознания. Основателем данного подхода считают Курта Левина, немецкого и американского психолога, который разработал теорию системно-динамического поведения. Левин исследовал механизмы мотивации, уровень притязаний, усвоение моделей поведения, используя знако-графические символы, а психологическое пространство человека дифференцировал границами (линиями) на регионы. Для изображения психопространства человека в данном случае используется символическое изображение города, разделенного на 10 секторов, а также символических жителей этого города – животных. Каждый район, сектор города и его жители символизируют определенную модель социального поведения в процессе социального взаимодействия.

С теоретическими положениями программы, с вариантами ее реализации можно познакомиться на диске «Психолого-педагогический медико-социальный центр».

Например, анализирую воспитательную работы за 8 класс, мы пришли к таким выводам:

«Козерог» Дмитриев Владимир заметно проявляет позицию Бобра (забота, помощник), Черепахи (ухода от проблем). Вова не получил за весь учебный год ни одного замечания по дисциплине, стал лучше учиться, больше общаться с одноклассниками, но остается проблема лени, и, как следствие, частое невыполнение д/з. Класс осуждает и не поддерживает лень Вовы. Есть над чем работать.

Брагин Вова в этом году просто поразил своей ответственностью и организаторскими способностями: из «Совы» (наблюдателя) и «Черепахи» (ухода от проблем) мальчик принял позицию «Льва» (руководителя, причем грамотного), «Бобра» (заботящегося, помощника) с общей поддержкой класса, что очень важно. В итоге подростки выбрали Вову старостой. (пример Костюченко).

Таких примеров много.

Таким образом, ребята постепенно вникали во взрослый мир социальных отношений. Что примечательно, ребята сами подсказывают выход из сложившейся ситуации, комбинируя разные модели поведения. Часто спрашивают: «Когда будет классный час, где мы поговорим о нас, о наших проблемах». Классный руководитель поддерживает демократический стиль общения с детьми, не оставляя ни одного вопроса без решения, всегда стараясь объяснить цель того или иного мероприятия, вопроса и т.д.

В 9 классе занятия, непосредственно соответствующие тематическому планированию по данной программе в 9 классе, были посвящены теме «Я и общество». Ассоциаций с моделями поведения в виде животных отошла уже на второй план. Теперь мы на занятиях говорили о правилах ведения беседы, об умении слушать, поддерживать собеседника, как произвести хорошее впечатление при приеме на работу (в рамках профориентационной работы).

По многим показателям (как видно из мониторинга) положение дел в классе улучшилось: выделились 2 явных лидера: Брагин Вова и Базякина Люба. Они и взяли бразды правления в свои руки, распределив ответственность между детьми класса. (Пример о дежурстве, огоньке на Новый год).

Конечно, воспитательная работа строилась и с помощью КТД (планировались на каждое полугодие классные часы, поездки, праздники, благотворительные акции) в самых разных направлениях, где ребята принимали самое активное участие:

нравственно-эстетическое воспитание

учебно-познавательная деятельность

гражданско-патриотическое воспитание

трудовое воспитание

здоровый образ жизни и сохранение здоровья учащихся

В 8 классе мы участвовали в конкурсе «Самый классный классный». Что примечательно и отрадно: весь класс участвовал в организации и проведении видео-классного часа на первый этап конкурса и в представлении визитки – тоже весь класс.

Большую роль играл в воспитании процесс взаимодействия с воспитательными пространствами поселка: с Домом культуры, с Центром развития личности, с детскими учреждениями. До 9 класса 80% учащихся класса посещали кружки и секции поселка и г.Кстово. (Примеры участия учащихся в кружках: Брагин, Пронин, Мигова).

Определенным коммуникативным навыкам учащиеся научились: кто-то в меньшей степени понял свою жизненную позицию в плане определении позиции в обществе, кто-то в большей. Далее каждый сам будет выстраивать свою судьбу, свое общение. Но этого мало. Чтобы быть готовым к самостоятельной жизни, необходимо выбрать не только социальную позицию, но и профессиональную. Именно поэтому возникает необходимость новой системы воспитательной работы, которая поможет юношам и девушкам определиться с выбором.

Именно программа «Я выбираю.10-11» направлена на формирование у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Конечно, не стоит забывать и о здоровом образе жизни детей, и о привитии им коммуникативных навыков (умение работать в команде) – класс вновь созданный, о патриотическом воспитании, о социальной ответственности.

Мы вместе с ребятами задумали в этом и следующем году осуществить социальный проект «Профессия 21 века». Работа началась, пока очень трудно, 6 человек из класса уже учатся в экономическом колледже, занимаются дополнительно физикой, английским.