Қазақстан Республикасының білім және ғылым Министрлігі
Акмола обласының білім басқармасы жонындағы
Бурабай ауданы Қатаркөл ауылы Ауылшаруашылық колледжі
Мемлекеттік коммуналдык казыналық кәсіпорны
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Государственное коммунальное казённое предприятие
«Сельскохозяйственный колледж село Катарколь Бурабайского района»
при управлении образования Акмолинской области
Доклад
На тему: «Создание устойчивой связи у студента теоретических и практических знаний в профессии»
Составил: Сарсенбаев Т.Т.
Оқу-әдістемелік кабинетпен мақулданды
Одобрен учебно-методическим кабинетом
Хаттама №
Протокол №_______________ «_____» __________________20_______ ж/г
ОӘК меңгерушісі
Заведующий УМК _____________ Петрова Ю.Н.
с. Катарколь
2016-17 г.
Оглавление
Введение 3
Краткий анализ принципов профессионального образования 4
Пути решения 6
Итог 9
Список использованной литературы и интернет источников 10
Введение Каждый педагог неоднократно задавал себе вопросы: чему учить? и ради чего учить? Как составить лекцию чтобы она была значимой для студента, имело для него смысл, максимально способствовало развитию, освоению вида профессиональной деятельности. Отвечая на вопрос – ради чего учить? говорим о ценностях образования, кого или что главным для себя в работе считает педагог - обучающегося, его развитие; оценки по предмету, мнение коллег, администрации или что-то другое? Встает правомерный вопрос: как учить? Отвечая на этот вопрос можно сказать что необходимо использование интерактивных технологий, метода проектов и других, где обучающийся выступает субъектом деятельности, обучение происходит через открытие, моделирование жизненно важных профессиональных затруднений, поиск путей их решения и т.д.
Среднее специальное образование - важная составная часть государственного образования. Оно развивается как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена.
Проблемы подготовки специалистов и рабочих, в системе образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальной экономикой встали в ряд важнейших общегосударственных проблем. В этих условиях качество подготовки будущего специалиста и рабочего приобретает статус одного из важнейших показателей работы учреждений профессионального образования и заключается в способности образовательных услуг удовлетворить запросы и ожидания потребителей.
Управление качеством призвано обеспечить баланс между запросами рынка труда, потребностями развивающейся личности и развитием системы профессионального образования в целом. Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях.
Краткий анализ принципов профессионального образования Задачей профессионального образования становится не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям техники, технологии, организации труда. Приоритетное внимание к проблемам качества обусловлено следующими основными факторами: - необходимостью соотнесения основных целей развития профессиональной школы с государственной образовательной политикой (государственный образовательный стандарт, лицензирование, аттестация, государственная аккредитация учреждений профессионального образования);
Европейский и отечественный опыт профессионального образования показывает, что новой альтернативой частичному изменению сложившейся системы может выступать использование комплекса механизмов, Первый комплекс ориентирован на глубокое и всестороннее познание системного многоаспектного объекта управления – феномена «качество подготовки специалистов», структуры общественных и личных потребностей, удовлетворяемых через деятельность образовательного учреждения. Второй комплекс связан с установлением, обоснованием и выбором цели в системах управления качеством подготовки специалистов, с их эталонированием. Третий комплекс сопряжен с поиском средств и технологий воздействия на управляемый объект – качество подготовки специалиста.
Каждый сотрудник выполняет определенную работу по созданию услуги/продукции и рассматривает своих коллег как соучастников процесса, при необходимости взаимозаменяемых друг другом. Преподаватели, специалисты и руководители – это золотой фонд колледжа, являются источником прогрессивных идей и технологий, направленных на решение поставленных перед колледжем задач. Перед средним профессиональным образованием стоит задача подготовки конкурентоспособных, мобильных специалистов, готовых к самостоятельному и эффективному решению проблем в области профессиональной деятельности, постоянному самосовершенствованию, самореализации, позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, обладающих опытом культуро-созидательной деятельности. В связи с этим немаловажной представляется необходимость формирования у будущих специалистов культуры профессиональной деятельности специалистов как показателя уровня их соответствия эталону профессиональной компетентности.
Поскольку педагогу принадлежит задача пробудить и сформировать в субъекте потребность в культуре профессиональной деятельности, стремление действовать, умение понимать и оценивать окружающее, культуру, себя, желание достигать целей и реализовать личностную позицию, то в деятельностном плане культура профессиональной деятельности заключается в приобщении и освоении субъектом норм его профессиональной деятельности. Культуру профессиональной деятельности мы рассматриваем как интегративное качество личности, включающее мотивационно-ценностный (увлеченность профессией, принятие самосовершенствования и самореализации в профессии как ценности), когнитивный (знания о сущности понятий, лежащих в основе культуры профессиональной деятельности, способах воспроизводства культуры в себе), деятельностный (умения самоанализа, самооценки, саморазвития, целеполагания, проектирования и коррекции профессиональной деятельности, саморазвития личности в соответствии с нормами профессиональной культуры), эмоциональный компоненты, способствующие осознанной реализации в деятельности будущего специалиста смыслов, значений, нормативов профессиональной культуры как личностно и профессионально ценных, и как способ сознательной организации профессиональной деятельности.
Культура профессиональной деятельности базируется на основе усвоения ключевых компетенций, в ней обеспечивается полнота овладения студентами умениями, знаниями, опытом, ценностями и инструментарием для организации саморазвития, самообразования и самосовершенствования. В нашем понимании культура профессиональной деятельности, в широком смысле, выступает как обобщенный опыт жизнедеятельности в профессии, а профессиональная компетентность есть проекция этого опыта на определенную сферу, область профессиональной деятельности. Особенность природы культуры профессиональной деятельности будущего специалиста заключается в том, что она может проявляться только в 20 органическом единстве с ценностями человека, т. е. при наличии ценностно- смыслового отношения, глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности.
Формирование культуры профессиональной деятельности рассматривается не только как результат профессионального образования, но и как средство развития личности будущего специалиста. Рассматриваемое качество в процессе профессионального и личностного становления будущего специалиста выполняет адаптационную (приспособление к профессиональной среде), информативную (передача профессионального опыта) и регулятивную (система норм, правил, требований, предъявляемых к специалисту) функции.
Как справедливо отмечает В.П. Зинченко, «человек может находиться в культуре и оставаться вне ее, может быть таким же пустым местом, как для него культура, смотреть на нее невидящими глазами, проходить сквозь нее как сквозь пустоту, не «запачкавшись» и не оставив на ней своих следов». Именно в процессе культуротворческого взаимодействия педагога (в широком смысле), представителей профессии и студента, их совместного включения в разного рода производственные, культурные, воспитательные социальные практики обогащается витагенный опыт каждого из них, происходит присвоение и развитие норм и ценностей культуры профессиональной деятельности, составляющих основу профессиональной компетентности. Субъектность студента в процессе взаимодействия предполагает его активность, авторство по отношению к своей жизни, ответственность за результаты саморазвития, что обеспечивает становление готовности будущего специалиста к самоорганизации, являющимся психологическим основанием формирования компетентностей.
Таким образом, формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста в культуротворческой среде колледжа предполагает, с одной стороны, перестройку образовательного процесса, разработку вариативного компонента содержания образования в соответствии с запросами развивающейся личности и рынка труда, привлечение всех социокультурных структур, участвующих в образовательном процессе (работодателей, представителей профессиональных объединений, науки, культуры), к созданию условий для обеспечения и оценки качества подготовки специалистов. С другой, - включение студентов и педагогов в различные виды деятельности (творческую, общественную, исследовательскую, культурную, коммуникативную) Сформированность общих и профессиональных компетенций студентов и учащихся колледжа как основа качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.
На современном рынке труда в условиях непрерывной модернизации производства важнейшими качествами специалиста становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить правильные решения в нестандартных ситуациях. Работодатели заинтересованы не только в профессиональной компетентности выпускников, но и в их воспитанности, коммуникативности, т.е. в уровне их общей культуры. Также важны такие качества, как обычная выносливость, дисциплинированность, умение владеть собой в сложных ситуациях. Кроме того, современный квалифицированный рабочий, специалист должен не только обладать определенным набором знаний, умений и навыков, но и уметь ориентироваться в нестандартных производственных ситуациях и находить новые, нетипичные решения. Главной составляющей профессиональной компетентности современного квалифицированного рабочего и специалиста является такое качество личности, как творческий потенциал. Под творческим потенциалом понимается готовность к созданию субъективно и объективно новых, оригинальных идей, готовность отклоняться от традиционных схем мышления. Внесение элементов творчества в самые разнообразные стороны профессионального труда, в проектирование и осуществление различных технологических процессов представляет собой наиболее универсальный и всеобъемлющий показатель нового отношения обучающегося к осваиваемой профессии, специальности.
Пути решения Сегодня необходимо формирование и развитие социально ориентированной личности, в полной мере, реализующей свой потенциал, становление знающего специалиста, ответственного за результаты и качество своей деятельности. Поэтому большое внимание в работе должно уделяться обновлению научно-методического содержания подготовки кадров, внедрению компетентностного подхода при оценке эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса. Обзор выводов исследователей по данной проблематике показывает то, что во всех подходах к определению понятия «компетентность», как и понятия «компетенция», акцентируется опыт деятельности личности, ее активная позиция, готовность к целеполаганию и действию, включая ценностную составляющую. Обучение, основанное на компетенциях, имеет личностную направленность, осуществляется в процессе практической деятельности с использованием прошлого опыта и строится на базе комплексного системного подхода, направленного на освоение компетенций, представляющих собой совокупность профессиональных и личностных качеств. Поэтому главной является создание педагогических условий, способствующих формированию совокупности компетенций обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Обучить компетентности обучающегося сложно. Компетентным он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его притязаниям.
Теоретические знания не изучаются отдельно на лекциях, а используются при необходимости на практических занятиях, для чего обучающиеся самостоятельно изучают теорию при подготовке к выполнению практических заданий. Преподаватели, мастера производственного обучения в этом случае помогают в выборе источников информации и консультируют по мере необходимости. Ценность и значимость знаний, как правило, возрастает, поэтому важно развивать конструкторское мышление, творческий подход к выполнению профессиональных обязанностей.
Практически в процессе овладения любой профессией, специальностью учащимся доступны все формы творческой деятельности: рационализация, усовершенствование, проектная деятельность и т.д. И чем выше цель творчества и труднее неизведанные пути, ведущие к этой цели, тем выше радость от достигнутой победы. Поскольку вера в творческую силу знания и профессионального труда наиболее успешно укрепляется в процессе самостоятельной и активной деятельности, основные пути формирования умения работать творчески связаны с развитием производственной самостоятельности и творческой активности учащихся. Самостоятельность в любом труде является важной, стержневой чертой личности и одним из основных критериев уровня профессиональной квалификации специалиста и культуры любого труда. Формирование самостоятельности у будущих специалистов, рабочих составляет одну из важных задач профессионального образования. Самостоятельная работа протекает успешно только в том случае, если обучающийся уже овладел достаточным объемом знаний, навыков и умений. Следовательно, опыт, накопленный в процессе исполнительской работы, необходим для подлинно самостоятельной деятельности. Причем, как правило, простая исполнительская работа создает условия для более сложных действий, а те, в свою очередь, создают условия для выработки навыков самостоятельной работы. И напротив, низкий уровень исполнительской работы не способствует созданию предпосылок для самостоятельной работы. Умение работать самостоятельно проявляется в способности мобилизовать силы, необходимые для выполнения трудных задач. Это происходит тогда, когда учащийся представляет степень ответственности. Если педагог постоянно внушает ему веру в собственные силы, учащийся привыкает действовать самостоятельно. Педагоги, стимулирующие самостоятельность обучающихся, достигают значительно лучших результатов. Они считают, что «учить надо лишь тому, чему нельзя не учить», и что в процессе труда учащийся, студент должен сам находить правильное решение при большей или меньшей помощи мастера производственного обучения, преподавателя. Их не пугает, если в процессе работы обучающийся ошибается. Пусть путь его к знаниям будет не так уж гладок. Активное преодоление трудностей только укрепит в нем уверенность в своих силах. Главный смысл профессионального обучения и воспитания в том и состоит, что педагог, постепенно, но непрерывно развивая профессиональное мастерство и самостоятельность воспитанников, день ото дня все смелее «отпускает их от себя». Когда этот процесс протекает успешно, на производство приходит молодой рабочий, специалист, который быстро адаптируется к любым производственным условиям. Самостоятельность как черта характера проявляется в деятельности, в процессе которой последовательно расширяются границы трудовой самостоятельности и кругозор учащихся, необходимо стимулировать проявление активности в различных видах деятельности культурной, научной, общественной и т.д. знания и умения, – лишь часть личностных свойств, влияющих на успешность деятельности общения, поведения будущего специалиста. Необходимо научить студентов общаться с коллегами, заниматься исследовательской деятельностью.
Итог Подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда, способного к творческому саморазвитию и самореализации во многом определяется тем образовательным пространством, в котором происходит его профессиональное становление. Конкурентоспособность выпускника колледжа - интегративная характеристика, обеспечивающая выпускнику более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги.
Список использованной литературы и интернет источников Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат и др. М., 1999.
Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2007.
Колин Н. Вызовы 21 века и проблемы образования - М., 2000.- 145с.