Тема: «Создание запросов на выборку в СУБД Microsoft Access»
Цели урока:
дидактические:
выявить уровень овладения знаниями по предыдущим темам;
познакомиться с принципами создания запросов на выборку в программе Microsoft Access;
самостоятельно выполнить задания в СУБД MS Access, используя запросы на выборку;
развивающие:
развитие мышления учащихся — учить анализировать, сравнивать, решать проблемы;
развитие познавательного интереса учащихся;
воспитательные:
формирование умений применять полученные на уроках знания в будущей профессиональной деятельности;
повышение мотивации учащихся путем использования задач, ориентированных на профессиональную деятельность;
воспитание информационной культуры учащихся.
Тип урока: комбинированный, продолжительность – 90 мин.
План урока
Организационный момент.
Проверка знаний.
Изучение нового материала.
Формирование навыков практической работы.
Самостоятельная работа.
Итог урока, домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих.
Сообщение темы, целей и хода занятия.
Проверка знаний (вопросы теста взяты из ФЭПО прошлых лет).
Тест по теме: «СУБД Microsoft Access»
ЗАДАНИЕ N 1 (
- выберите один вариант ответа)
В поле «Наименование имущества» таблицы MS Access установлен тип данных…

Текстовый;
Счетчик;
Поле объекта OLE;
Числовой.
ЗАДАНИЕ N 2 (
- выберите варианты согласно тексту задания)
Н
а рисунке представлены объекты базы данных СУБД MS Access.
Приведите в соответствие номера и обозначенные этими номерами объекты.
Форма;
Окно базы данных;
Рабочая область окна программы;
Панель инструментов.
ЗАДАНИЕ N 3 (
- выберите один вариант ответа)
Стандартное имя документа, созданного в MS Access называется
Db1;
Книга1;
Документ1;
Презентация1.

ЗАДАНИЕ N 4 (
- выберите один вариант ответа)
На рисунке представлен объект базы данных MS Access…
Отчеты;
Формы;
Запросы;
Таблицы.
ЗАДАНИЕ N 5 (
- выберите варианты согласно тексту задания)
Н
а рисунке представлено окно СУБД MS Access.
Приведите в соответствие номера и обозначенные этими
номерами элементы окна приложения.
Панель инструментов База данных;
Окно базы данных;
Объекты;
Таблицы базы данных.
ЗАДАНИЕ N 6 (
- выберите варианты согласно тексту задания)
Закончите определения СУБД MS Access…
1. Поле содержит информацию об…
2. Ключевое поле – это
3. В режиме конструктора можно:
4. Запись содержит информацию о…
Всех свойствах одного объекта таблицы;
Изменять макет объекта;
Одном свойстве всех объектов таблицы;
Поле, по которому можно однозначно идентифицировать любую запись таблицы.
ЗАДАНИЕ N 7 (
- выберите варианты согласно тексту задания)
Н
а рисунке отображено окно СУБД MS Access.
Приведите в соответствие номера и обозначенные
этими номерами элементы таблицы.
Запись таблицы;
Переход к первой записи таблицы;
Количество записей в таблице;
Поле таблицы.
ЗАДАНИЕ N 8 (
- выберите варианты согласно тексту задания)
Установите соответствие между названием объектов и их назначением
Таблица;
Форма;
Запрос;
Отчет.
Предназначен для хранения информации;
Предназначен для ввода и просмотра данных;
Предназначен для выдачи данных по определенным параметрам;
Предназначен для выдачи данных на экран или печать.
ЗАДАНИЕ N 9 (
- выберите один вариант ответа)
На рисунке представлено окно для создания таблицы базы данных MS Access в режиме…
С
оздание таблицы с помощью мастера;
Создание таблицы в режиме конструктора;
Создание таблицы путем ввода данных;
Создание пустой таблицы.
З
АДАНИЕ N 10 (
- выберите один вариант ответа)
На рисунке представлена таблица базы данных MS Access.
По какому полю идет поиск…
Наименование имущества;
Страховая сумма;
Дата страховки;
Код клиента.
ЗАДАНИЕ N 11 (
- выберите один вариант ответа)
Какого типа данных в MS Access не существует…
Логический;
Финансовый;
Текстовый;
Счетчик.
Ответы:
№ вопроса | Ответ |
1. | а |
2. | 1.d | 2.b | 3.c | 4.a |
3. | a |
4. | b |
5. | 1.b | 2.d | 3.c | 4.a |
6. | 1.c | 2.d | 3.b | 4.a |
7. | 1.a | 2.d | 3.c | 4.b |
8. | 1.a | 2.b | 3.c | 4.d |
9. | c |
10. | a |
11. | b |
Изучение нового материала.
Запрос – это объект, служащий для извлечения данных из таблиц, отвечающий некоторым условиям, задаваемым пользователем.
Большинство СУБД разрешают использовать запросы следующих типов:
Запрос-выборка, предназначенный для отбора данных, хранящихся в таблицах, и не изменяющий эти данные;
Запрос-изменение, предназначенный для изменения или перемещения данных; к этому типу запросов относятся: запрос на добавление записей, запрос на удаление записей, запрос на создание таблицы, запрос на обновление;
Запрос с параметром, позволяющий определить одно или несколько условий отбора во время выполнения запроса.
Запросы черпают данные из базовых таблиц и создают на их основе временную результирующую таблицу. Результирующая таблица - это определенный образ отобранных полей и записей, при этом работа с «образом» происходит гораздо быстрее и эффективнее чем с таблицами.
Создание запросов
Задача. Дана таблица «Потребительские товары» со следующими полями: Инвентарный номер, Название товара, Изготовитель, Страна-производитель, Стоимость, Количество. Необходимо на основе данной таблицы получить результирующие таблицы с информацией вида:
Названия товаров и их стоимость, произведенных в Италии .
Название товаров и их изготовителя с количеством на складе меньше 50.
Название товаров, их стоимость, количество, произведенных в Китае или Вьетнаме.
Название товаров, стоимость которых от 2000 до 3000 рублей.
Количество товаров название которых начинается на букву О и стоимость меньше 1000 рублей.
Формирование навыков практической работы.
Решение:
Запросы – Создание запроса в режиме конструктора.
Выбрать таблицу, на основе данных которой будет формироваться результирующая таблица, нажать кнопки Добавить и Закрыть.
Рабочее поле Конструктора запроса состоит из двух частей: информационной и содержательной. В информационной части можно просмотреть структуру исходной базы данных.
В содержательной части Конструктора запроса следует выделить поля, значение которых либо выводятся на экран, либо участвуют в условиях отбора информации. В результате общий вид запроса будет нижеследующим;
По окончании формирования запроса диалоговое окно следует закрыть. При этом необходимо указать имя запроса, например, Запрос1.





Самостоятельная работа.
Задача. Создать таблицу «Показатели качества майонеза» со следующими полями: Наименование, Жир в %, Консистенция, Вкус, Сроки хранения. Необходимо на основе данной таблицы получить результирующие таблицы с информацией вида:
Наименование майонезов с кремообразной консистенцией и острым или слабо острым вкусом. Запросу присвоить имя Консистенция – Вкус.
Наименование майонезов и их вкус, сроки хранения которых от 3 до 6 месяцев. Запросу присвоить имя Сроки хранения.
Наименование майонезов и их консистенцию, содержание жира в которых меньше 50%. Запросу присвоить имя Содержание жира.
Наименование майонезов, начинающихся на букву К и содержание жира в них. Запросу присвоить имя Наименование.
Наименование майонезов с пастообразной консистенцией и сроком хранения меньше 3 месяцев.

Итог урока, домашнее задание.
Литература, использованная при подготовке к уроку
Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006.
Информатика: Учебник. – 3-е изд., перераб. / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Михеева Е.В., Практикум по информатике. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. М.: Бином, 2007.
Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: учебник для нач.проф.образования. М.: Издательский центр «Академия», 2006.