Урок. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание.
1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)
2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)
3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)
4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)
5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)
6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)
7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирова-ние проблемы. | – По карте назовите полисы, которые были центрами Аттики и Лаконики. Найти Спарту. Учитель предлагает предположить чем занимались жители Спарты, учитывая что располагалась Спарта по соседству с Грецией. | По карте определяют: Афины и Спарта. Учащиеся выдвигает различные версии. | Регулятивные УУД 1.Определять цель, проблемув учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Работать по плану, сверяясь с целью. 5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. |
II. Версии. | – Какие у вас будут предположения, версии. . | Могут прозвучать различные версии, такие как: в Спарте существовало ремесло, земледелие и пр. Еще одна версия, такая как вместо земледелия в основе может существоватьторговля так как это было в Финикии. И пр. | Познавательные УУД 1. Находить информацию в учебнике и др. источниках. 2. Владеть смысловым чтением. 3. Определять понятия. 4. Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям). 5. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст). 6. Выделять главное, обобщать. 7. Делать выводы. 8. Сравнивать объекты по заданным критериям. 9. Доказывать. |
III. Актуализация знаний. | Для того, чтобы глубже узнать о Спарте, учитель предлагает поработать с документацией, которая находится у них на партах и попытаться ответить на вопросы. | Работают с документами. Составляют текст-описание, | Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Организовывать работу в паре. Личностные УУД 1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки. |
IV. Планирование деятельности. Физкульт-минутка | – Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? – При характеристике государств, цивилизаций или народностей что мы будем анализировать? – Одним словом, нам необходимо проанализиро-вать эти два полиса по четырём сферам общества. Фиксируем на доске: Сравнить Афины и Спарту: хозяйство; общественное деление; управление; культура. Ребята, вы устали, а давайте немного разомнемся. Представьте себе, что вы спартанцы, и готовитесь к бою, и вам зарядка не помешает. - В Афинах плодородные земли и много полноводных рек(нет – поднимают руки) - Богом царства мертвых у др.греков был бог АИД (да- приседают) - Основными земледельческими культурами у греков были оливки и виноград (да – приседают) - Древние греки верили только в одного бога (нет – поднимают руки) - Демос – это простой народ (да – приседают) Молодцы - достаточно | – Нам надо узнать, какие порядки были в Афинах и Спарте, затем сравнить их и выяснить, почему они так отличались. – Чем занимались спартанцы, какие у них были управление, культура. -Дети встают и начинают и на вопросы учителя отвечают движением ( если фраза, сказанная учителем верна – то приседают, а если неверна – то поднимают руки) | |
V. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. | – Все необходимые факты мы будем заносить в таблицу, в соответствую-щую колонку, Хозяйство Афин и Спарты. – По карте уточните, в какой части Греции находились Афины. | Индивидуально, самостоятельно работают с текстом. | |
| – Теперь посмотрим, где находилась Спарта. – Давайте узнаем, как была организована хозяйственная деятельность спартанцев и связано ли это было с природными условиями территории. – Что сказано в тексте о ремесле и торговле? – Запишите кратко в таблице, чем занимались спартанцы. | – Наличие реки Эврот и пахотных земель говорит о развитии земледелия. Мореплавание будет развито хуже, так как от моря спартанцев отделяют высокие горы. – Ремесло и торговля были позорным занятием. – В Афинах и Спарте по-разному была организована хозяйственная деятельность. | |
| 2.Общественное деление: Афины: граждане, труженики, рабы. Спарта: граждане, воины, илоты. – Какой можем сделать вывод при сравнении? | Работают с текстом параграфа. Заполняют таблицу. Делают вывод, что общественное устройство у афинян и спартанцев тоже было разное. | |
| 3. Управление. – Итак, из предварительно-го чтения мы знаем, что в Афинах шла борьба за власть между демосом и аристократами. – Кто стал единоличным правителем Афин в 594 г. до н.э. – представитель демоса или аристократии? – Как аристократ он должен был провести законы, выгодные аристократии. А управление в Спарте принадлежало только представителям знатных родов. | – Свобода выбора, свобода слова – Совет старейшин, принимавший все решения и законы, состоял только из представителей аристократичес-ких родов. Народное собрание собиралось редко, только для того, чтобы избрать совет старейшин. – Аристократия. | |
| 4. Культура. – Что было свойственно афинянам в культуре? – Обозначьте одним словом особенности культурного развития афинян. Запишите в таблице одним словом. – Сравните особенности культурного развития афинян и спартанцев. Какой можно сделать вывод? | – Умение правильно, красиво произносить свои речи. Записывают в тетрадь «ораторы». – Краткие и точные высказывания. Записывают в таблице «лаконизм». – Разное. | |