СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спенсер доклад.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы, связанные с содержанием образования и его направленностью, нашли отражение в трудах классика английской философской мысли, одного из основоположников позитивизма, — Герберта Спенсера (1820—1903).

Основные педагогически взгляды Спенсер изложил в трактате, состоящем из ряда статей, «Воспитание умственное, нравственное и физическое».

(сл. 3) Главную цель образования философ выводит из идеи человеческого назначения, суть которого состоит в том, чтобы «жить полной жизнью». Идеальное образование, по его мнению, заключается в том, чтобы подготовить человека к выполнению различных видов деятельности, охватывающих всю его жизнь: одни из них относятся к индивидуальной жизни, другие — к семейной, третьи — к социальной. Важно «соблюдать пропорциональность между степенями подготовки к каждому из этих направлений.

Приоритет в образовании Г. Спенсер отводит научным знаниям. Привилегией должны пользоваться научные истины, верные всегда и во всех случаях, — законы физики и химии, при этом следует выделять и квазисущественные знания, важные только для отдельных групп населения (например, русский язык для россиян).

(сл. 4) Идеалом для Г. Спенсера является научное образование, приучающее мыслить, сообщающее знания, не зависимые от общественного мнения, касающиеся всего человечества во все времена, служащие надежной основой любого вида деятельности. Даже анализируя произведения искусства, ученый отдает приоритет наукам, обращая внимание, что часто общие сведения художников «малы и неточны», поэтому незнание законов приводит их к ошибкам. В качестве примера такой ошибки Г. Спенсер приводит позу «Дискобола» Мирона: «...она такова, что он неминуемо должен упасть вперед, как только будет им брошен диск.

(сл. 5) Понимая, что жизнь человека коротка, и время, отведенное на приобретение знаний, ограничено, Г. Спенсер классифицировал виды деятельности людей по степени убывания их важности:

  • деятельность, прямо направленная на самосохранение;
  • деятельность, доставляющая все необходимое в жизни и косвенным образом способствующая самосохранению;
  • деятельность, имеющая целью воспитание и образование потомства;
  • деятельность, направленная на поддержание надлежащих социальных и политических отношений;
  • деятельность, наполняющая досуг и посвященная услаждению вкусов и чувств.

(Сл. 6) Для личного самосохранения Г. Спенсер предлагал изучать анатомию и физиологию; для добывания средств — чтение, письмо и счет, а также изучать предметы, способствующие осуществлению производственной и торговой деятельности (логика, арифметика, геометрия, механика, физика, химия, астрономия, геология, биология, обществоведение); для сохранения рода — физиологию, психологию и педагогику; для выполнения общественных обязанностей — историю общества, которую Г. Спенсер называет описательной социологией; для досуга нужно изучать искусства — литературу, музыку, живопись, которые формируют эстетическую культуру.

(сл. 7) Г. Спенсер писал, что в процессе обучения знания должны не преподноситься детям в готовом виде, а добываться ими. Современные программы обучения широко популяризируют проектные технологии, деятельностный подход к обучению, проблемные методы обучения. При этом процесс приобщения детей к знаниям должен быть приятным, учитывающим их возрастные особенности, должен быть приспособленным к их взглядам и не вредящим здоровью.

Философ выступает против преждевременного детского умственного развития, призывая организовывать учебный процесс таким образом, чтобы не допускать переутомления учащихся. Спенсер отстаивает умеренные умственные нагрузки: «Ум, как и тело, не может усвоить свыше известной меры, и если вы станете набивать его фактами столь поспешно, что он не в состоянии будет их усвоить, он вскоре станет отбрасывать их прочь».

Просмотр содержимого документа
«Спенсер доклад.»

Педагогические идеи Г. Спенсера

(сл. 2) Проблемы, связанные с содержанием образования и его направленностью, нашли отражение в трудах классика английской философской мысли, одного из основоположников позитивизма, — Герберта Спенсера (1820—1903).

Основные педагогически взгляды Спенсер изложил в трактате, состоящем из ряда статей, «Воспитание умственное, нравственное и физическое».

(сл. 3) Главную цель образования философ выводит из идеи человеческого назначения, суть которого состоит в том, чтобы «жить полной жизнью». Идеальное образование, по его мнению, заключается в том, чтобы подготовить человека к выполнению различных видов деятельности, охватывающих всю его жизнь: одни из них относятся к индивидуальной жизни, другие — к семейной, третьи — к социальной. Важно «соблюдать пропорциональность между степенями подготовки к каждому из этих направлений.

Приоритет в образовании Г. Спенсер отводит научным знаниям. Привилегией должны пользоваться научные истины, верные всегда и во всех случаях, — законы физики и химии, при этом следует выделять и квазисущественные знания, важные только для отдельных групп населения (например, русский язык для россиян).

(сл. 4) Идеалом для Г. Спенсера является научное образование, приучающее мыслить, сообщающее знания, не зависимые от общественного мнения, касающиеся всего человечества во все времена, служащие надежной основой любого вида деятельности. Даже анализируя произведения искусства, ученый отдает приоритет наукам, обращая внимание, что часто общие сведения художников «малы и неточны», поэтому незнание законов приводит их к ошибкам. В качестве примера такой ошибки Г. Спенсер приводит позу «Дискобола» Мирона: «...она такова, что он неминуемо должен упасть вперед, как только будет им брошен диск.

(сл. 5) Понимая, что жизнь человека коротка, и время, отведенное на приобретение знаний, ограничено, Г. Спенсер классифицировал виды деятельности людей по степени убывания их важности:

  • деятельность, прямо направленная на самосохранение;

  • деятельность, доставляющая все необходимое в жизни и косвенным образом способствующая самосохранению;

  • деятельность, имеющая целью воспитание и образование потомства;

  • деятельность, направленная на поддержание надлежащих социальных и политических отношений;

  • деятельность, наполняющая досуг и посвященная услаждению вкусов и чувств.

(Сл. 6) Для личного самосохранения Г. Спенсер предлагал изучать анатомию и физиологию; для добывания средств — чтение, письмо и счет, а также изучать предметы, способствующие осуществлению производственной и торговой деятельности (логика, арифметика, геометрия, механика, физика, химия, астрономия, геология, биология, обществоведение); для сохранения рода — физиологию, психологию и педагогику; для выполнения общественных обязанностей — историю общества, которую Г. Спенсер называет описательной социологией; для досуга нужно изучать искусства — литературу, музыку, живопись, которые формируют эстетическую культуру.

(сл. 7) Г. Спенсер писал, что в процессе обучения знания должны не преподноситься детям в готовом виде, а добываться ими. Современные программы обучения широко популяризируют проектные технологии, деятельностный подход к обучению, проблемные методы обучения. При этом процесс приобщения детей к знаниям должен быть приятным, учитывающим их возрастные особенности, должен быть приспособленным к их взглядам и не вредящим здоровью.

Философ выступает против преждевременного детского умственного развития, призывая организовывать учебный процесс таким образом, чтобы не допускать переутомления учащихся. Спенсер отстаивает умеренные умственные нагрузки: «Ум, как и тело, не может усвоить свыше известной меры, и если вы станете набивать его фактами столь поспешно, что он не в состоянии будет их усвоить, он вскоре станет отбрасывать их прочь».

Г. Спенсер был сторонником природосообразного воспитания, о котором еще в V веке высказался Демокрит и основы которого позднее более полно разработали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и А. Дистервег. Образование должно согласовываться с процессом умственной эволюции ребенка: «Воспитание должно быть повторением цивилизации в миниатюре». В образовании необходимо двигаться от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от эмпирического к рациональному.

(сл. 8) Следуя за Ж. Ж. Руссо, Г. Спенсер предлагает в основу воспитания положить метод естественных последствий: «Воспитательная система естественных воздействий личное вмешательство родителей заменяет безличным вмешательством природы». Метод естественных последствий позволит сформировать у ребенка рациональное понимание правильных и неправильных поступков посредством личного опыта проживания им хороших и дурных последствий.

(сл. 9) Г. Спенсер писал, что процесс приобщения детей к знаниям должен быть приятным, учитывающим их возрастные особенности, должен быть приспособленным к их взглядам и не вредящим здоровью.

Ещё одна область человеческой деятельности — это родительские обязанности. Анализируя педагогическую науку своего времени, философ замечает, программы не предполагают воспитание детей. Г. Спенсер расценивал педагогику как практическую деятельность, искусство воспитания, базирующиеся на физиологии, психологии, а также на знании законов жизни. Подготовка ребенка к полной жизни невозможна без подготовки его к выполнению житейских обязанностей. Семья появилась раньше, чем государство, и последнее существует лишь при условии воспитания и образования детей. «Вот почему родительские обязанности требуют большего внимания, чем гражданские».

Обязанность, идущая вслед за овладением обязанностями родительскими, — гражданская. Учебным предметом, приобщающим ребенка к этой обязанности, является история, которая излагает такие факты, которые помогают уяснить, как произошла и развилась та или иная нация.

(сл. 10) Г. Спенсер утверждал, что «особенно важно поставить дело воспитания таким образом, чтобы делать учащихся физически способными к перенесению всяких невзгод и лишений». Он считал, что благотворно действует на здоровье удовольствие, получаемое от перемены обстановки. Г. Спенсер считает, что счастье — самое совершенное из всех укрепляющих средств. Важно и физическое здоровье. «Пренебрежение к физическому благосостоянию в погоне за развитием ума, отсутствие упражнения тела ведут не только к функциональному расстройству, но и физическому уродству».

(сл. 11) Когда приобретение знаний сопровождается удовольствием, тогда склонность продолжать самообразование происходит без надзора и напоминания. Кому знания сообщались в природосообразной форме, в надлежащее время, кто припоминает заключающиеся в них факты не только потому, что они интересны сами по себе, но и потому, что процесс обучения составил ряд приятных успехов, тот всю жизнь будет продолжать самообразование, начатое в юности.

Хотя развлечения и удовольствия в иерархии ценностей Г. Спенсера поставлены на последнее место, автор не приуменьшает значения эстетического воспитания, так как «без живописи, музыки, скульптуры, поэзии. жизнь потеряла бы половину своей прелести». Мыслитель рассматривал эстетическую культуру в качестве фундамента человеческого счастья, когда поступки совершаются человеком искренне, от души, а не вследствие расчета.

(сл. 12) Спенсер отмечал, что более важным является установление не количества знаний, которое человек приобрел в процессе учебы, а умение пользоваться приоритетными знаниями. В этих целях для каждого экзамена должен быть составлен ряд вопросов, которые помогали бы выявить способности испытуемого к оригинальному мышлению. Ответы на экзаменационные вопросы учащиеся не должны получать из прочитанных книг, они должны быть найдены ими путем размышления над приобретенными знаниями. Экзамен в этом случае будет направлен в большей мере на выявление способностей, а не на проверку приобретенных знаний.

Основная мысль Г. Спенсера — это обучение детей умению жить, поскольку сама жизнь есть искусство самое важное и в то же время самое сложное для человека. Его объектом является не та или иная специализированная деятельность, а сама жизнедеятельность, то есть процесс развертывания и осуществления всех возможностей человека.

Основные выводы:

  1. Образование должно нести практическую пользу. Знания помогают человеку приспособиться в обществе, занять определённое положение. Поэтому при организации образовательного процесса следует исходить из целесообразности и необходимости получаемых знаний.

  2. Приоритет в образовании следует отдавать научным знаниям. По мнению философа, привилегией должны пользоваться научные истины, верные всегда и во всех случаях, — законы физики и химии.

  3. Процесс приобщения детей к знаниям должен быть приятным, учитывающим их возрастные особенности. Он должен быть приспособленным к взглядам и не вредящим здоровью.

  4. Главной целью обучения и воспитания Спенсер называл формирование личности, которая способна к самоуправлению и не нуждается в управлении других.

  5. Образование должно быть направлено на подготовку учащихся к адаптации и выживанию в изменяющемся мире. Г. Спенсер полагал, что образование должно помочь учащимся развить навыки и способности, которые позволят им успешно справляться с вызовами и требованиями современного общества.

  6. Большое значение следует придавать самостоятельному обучению. Учащиеся должны быть активными участниками своего образования и самостоятельно исследовать и узнавать новую информацию.

  7. Принцип естественного развития – обучение должно следовать законам природы и этапам развития ребёнка.

* Концепция синтетической философии предполагает создание обобщённой системы знаний, синтез совокупного научного знания, построенного на эволюционных принципах.  

Цель такой философии — объяснить всю совокупность человеческого опыта, включая не только факты, но и моральные, эстетические и другие переживания.