ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
( 1ч в неделю; всего 18ч).
Обоснование актуальности курса: Химия, одна из важнейших областей Естествознания, которая, формирует у обучаемых естественнонаучные представления об окружающем мире и его законах, мировоззренческие и философские взгляды на организацию материи и понимание научной картины мира. Большая часть теоретического материала рассматривается посредством решения расчетных задач, которые используются для определения предметной компетенции на государственной аттестации.
Цель программы: расширение теоретического материала по химии элементов и их соединений на основе зависимости свойств веществ от особенностей строения, для формирования умений решения расчетных задач.
Место программы в образовательном процессе: Спецкурс предназначен для учащихся 9 естественнонаучного класса, для закрепления теоретического материала химии посредством решения расчетных задач.
Особенности программы: В целях усиления практической подготовки учащихся выделяется время на решение расчетных задач стандартного и повышенного уровня сложности. Программа спецкурса согласованна во времени с основным курсом химии 9 класса. Отбор содержания основан на системе современной химической науки- это комплекс взаимосвязанных учений: химической термодинамики, теории строении вещества, периодической зависимости изменения свойств элементов и их соединений. Объект химии изучается с точки зрения представленных учений химии. Это позволяет учащимся осуществить многостороннее изучение химии. Основными объектами рассмотрения химии в настоящем курсе являются вещества и их превращения , а для этого требуется глубокое знание химии элементов. Наиболее важные межпредметные связи осуществляются с физикой, математикой, биологией, экологией, историей химии. На занятиях спецкурса формируются элементы творческого химического мышления
Контингент: Учащиеся изучали неорганическую химию в 8 классе, поэтому готовы к восприятию материала химии элементов.
Технология строится на проявление и развитие предметных компетенций у учащихся. Результативность проверяется в процессе проведения зачетных работ, модулей по решению задач, тестов, тренингов. Творчество развивается в процессе решения задач повышенного уровня.
Прогнозируемые результаты.
Уметь решать задачи:
Расчеты по химическим формулам.
Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси.
Вычисление молярной концентрации растворов.
Расчеты по термохимическим уравнениям.
Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции.
Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции».
Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного.
Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.
Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов.
Комбинированные задачи.
Содержание программы. (18ч)
№ | Проверяемые умения и способы действий | Количество часов |
1 1.1 1.2 | Называть: вещества по их химическим формулам; типы химических реакций | 1 |
2 2.1 2.2 2.3 | Составлять: формулы важнейших неорганических соединений изученных классов; схемы, строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций | 2 |
3 3.1 3.2 | Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; химические свойства веществ представителей различных классов неорганических и органических соединений | 6 |
4 4.1 4.2 4.3 4.4 | Объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы (для элементов главных подгрупп) и периода в Периодической системе, к которым принадлежит элемент; закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений; сущность химических реакций (окислительно-восстановительных и ионного обмена); взаимосвязь веществ | 2 |
5 5.1 5.2 5.3 5.4 | Определять: принадлежность веществк определенному классу; тип химической реакциипо известным классификационным признакам; вид химической связи и степень окисления элементов; возможность протекания реакций ионного обмена | 1 |
6 6.1 6.2 | Проводить: опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; опыты по получению, собиранию и изучению свойств неорганических веществ | 2 |
7 7.1 7.2 7.3 | Вычислять: массовую долю химического элемента в веществе; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции | 2 |
| Итого: | 18 часов |
Тематическое планирование
№ | Проверяемые элементы содержания | Количество часов |
1 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева | 1 |
2 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
3 | Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая | 2 |
4 | Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов |
5 | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений |
6 | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделе- нию энергии | 5 |
7 | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних) |
8 | Реакции ионного обмена и условия их осуществления |
9 | Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов |
10 | Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных |
11 | Химические свойства оснований. Химические свойства кислот |
12 | Химические свойства солей (средних) |
13 | Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | 1 |
14 | Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции | 2 |
15 | Вычисление массовой доли химического элемента в веществе |
16 | Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов | 1 |
17 | Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене) и кислородсодержащих веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы | 1 |
18 | Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) |
19 | Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ | 1 |
20 | Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции |
21 | Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции | 1 |
22 | Химические свойства простых веществ. Химические свойства слож- ных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления | 1 |
23 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Получение и изучение свойств основных классов неорганических веществ |
Литература:
1.Ахметов НС Неорганическая химия 8-9класс 1988
Учебное пособие для учащихся 8-9 классов школ с углубленным изучением химии.
2.Сатбалдина ТС Неорганическая химия 8-9 класс 2001
3.Сорокин ВВ Тесты по химии. Книга для учащихся1997
4.Популярная библиотека химических элементов. 1983
5.Бусев АИ Определения .Понятия, термины в химии 1977
6.Иванютина ЗМ Экзамен по химии: решение задач 2001
7.Литвинова ТН Задачи по общей химии с медико - биологической напрвленностью2001
8.Кузменко НЕ Задачник по химии. 2001-2005
9.Новошинский ИИ Сборник задач по химии 2001