СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спец курс по химии для 9 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для спец курса, направленная для эффективной подготовки к ОГЭ по химии

Просмотр содержимого документа
«Спец курс по химии для 9 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

( 1ч в неделю; всего 18ч).

Обоснование актуальности курса: Химия, одна из важнейших областей Естествознания, которая, формирует у обучаемых естественнонаучные представления об окружающем мире и его законах, мировоззренческие и философские взгляды на организацию материи и понимание научной картины мира. Большая часть теоретического материала рассматривается посредством решения расчетных задач, которые используются для определения предметной компетенции на государственной аттестации.

Цель программы: расширение теоретического материала по химии элементов и их соединений на основе зависимости свойств веществ от особенностей строения, для формирования умений решения расчетных задач.

Место программы в образовательном процессе: Спецкурс предназначен для учащихся 9 естественнонаучного класса, для закрепления теоретического материала химии посредством решения расчетных задач.

Особенности программы: В целях усиления практической подготовки учащихся выделяется время на решение расчетных задач стандартного и повышенного уровня сложности. Программа спецкурса согласованна во времени с основным курсом химии 9 класса. Отбор содержания основан на системе современной химической науки- это комплекс взаимосвязанных учений: химической термодинамики, теории строении вещества, периодической зависимости изменения свойств элементов и их соединений. Объект химии изучается с точки зрения представленных учений химии. Это позволяет учащимся осуществить многостороннее изучение химии. Основными объектами рассмотрения химии в настоящем курсе являются вещества и их превращения , а для этого требуется глубокое знание химии элементов. Наиболее важные межпредметные связи осуществляются с физикой, математикой, биологией, экологией, историей химии. На занятиях спецкурса формируются элементы творческого химического мышления

Контингент: Учащиеся изучали неорганическую химию в 8 классе, поэтому готовы к восприятию материала химии элементов.

Технология строится на проявление и развитие предметных компетенций у учащихся. Результативность проверяется в процессе проведения зачетных работ, модулей по решению задач, тестов, тренингов. Творчество развивается в процессе решения задач повышенного уровня.

Прогнозируемые результаты.

Уметь решать задачи:

Расчеты по химическим формулам.

Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси.

Вычисление молярной концентрации растворов.

Расчеты по термохими­ческим уравнениям.

Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагиру­ющих веществ и продуктов реакции.

Вычисле­ния с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 

Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Вычисление массы исходного веще­ства, если известен практический выход и мас­совая доля его от теоретически возможного.

Вычисления по химическим уравнениям ре­акций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.

Определение молекулярной формулы газо­образного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов.

Комби­нированные задачи.

Содержание программы. (18ч)



Проверяемые умения и способы действий

Количество часов

1

1.1

1.2

Называть:

вещества по их химическим формулам;

типы химических реакций


1

2

2.1


2.2


2.3

Составлять:

формулы важнейших неорганических соединений изученных

классов;

схемы, строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева;

уравнения химических реакций



2

3

3.1



3.2

Характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

химические свойства веществ представителей различных классов неорганических и органических соединений



6

4

4.1



4.2


4.3


4.4

Объяснять:

физический смысл порядкового номера химического элемента,

номеров группы (для элементов главных подгрупп) и периода в

Периодической системе, к которым принадлежит элемент;

закономерности в изменении свойств химических элементов

и их соединений;

сущность химических реакций (окислительно-восстановительных и ионного обмена);

взаимосвязь веществ





2

5

5.1

5.2


5.3

5.4

Определять:

принадлежность веществк определенному классу;

тип химической реакциипо известным классификационным признакам;

вид химической связи и степень окисления элементов;

возможность протекания реакций ионного обмена




1

6

6.1


6.2

Проводить:

опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов

неорганических веществ;

опыты по получению, собиранию

и изучению свойств неорганических веществ



2

7

7.1

7.2

7.3

Вычислять:

массовую долю химического элемента в веществе;

массовую долю растворенного вещества в растворе;

количество вещества, объем или массу вещества по количеству

вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции



2


Итого:

18 часов









Тематическое планирование



Проверяемые элементы содержания

Количество часов

1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева


1


2

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

3

Строение молекул. Химическая связь:

ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая




2

4

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов

5

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений

6

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделе-

нию энергии









5

7

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

8

Реакции ионного обмена и условия их осуществления

9

Химические свойства простых веществ:

металлов и неметаллов

10

Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных

11

Химические свойства оснований. Химические свойства кислот

12

Химические свойства солей (средних)

13

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории.

Лабораторная посуда и оборудование.

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

Разделение смесей и очистка веществ.

Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия





1


14

Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель.

Окислительно-восстановительные реакции



2

15

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе

16

Периодический закон Д.И. Менделеева.

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов


1

17

Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене) и кислородсодержащих веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы





1

18

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в

растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции

на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

19

Химические свойства простых веществ.

Химические свойства сложных веществ



1

20

Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель.

Окислительно-восстановительные реакции

21

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема

вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции


1

22

Химические свойства простых веществ. Химические свойства слож-

ных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления



1

23

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Получение и изучение свойств основных классов неорганических веществ



































Литература:

1.Ахметов НС Неорганическая химия 8-9класс 1988

Учебное пособие для учащихся 8-9 классов школ с углубленным изучением химии.

2.Сатбалдина ТС Неорганическая химия 8-9 класс 2001

3.Сорокин ВВ Тесты по химии. Книга для учащихся1997

4.Популярная библиотека химических элементов. 1983

5.Бусев АИ Определения .Понятия, термины в химии 1977

6.Иванютина ЗМ Экзамен по химии: решение задач 2001

7.Литвинова ТН Задачи по общей химии с медико - биологической напрвленностью2001

8.Кузменко НЕ Задачник по химии. 2001-2005

9.Новошинский ИИ Сборник задач по химии 2001