ПРИНЯТО: Психолого-педагогический консилиум ГБПОУ МИК Протокол № ____ от__________ | Председатель психолого-педагогического консилиума ГБПОУ МИК _______________________ |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Житова Виктора Валерьевича 10.07.2015года рождения
Год обучения:2
Срок реализации: 2023/2024 учебный год
«Согласовано»
с родителями (законными представителями) обучающегося
01.09.2023__________Комаров Андрей Сергеевич
дата подпись
Общие сведения о ребёнке
Адрес проживания | г. Москва Улица Нежинская дом 12 |
Родители//Законные представители | Комаров А.С. |
Наличие/отсутствие инвалидности | + |
АООП в соответствии с заключением ЦПМПК | Специальная индивидуальная программа развития, составленная на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития). |
Потребность в уходе и присмотре (нужное подчеркнуть) | Полная, постоянная + | Частичная, постоянная | Периодическая | Минимальная по возрасту |
Необходимые технические средства для обеспечения жизнедеятельности ребенка | Ортопедическая обувь |
Форма обучения | очная |
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося
Житов Виктор Валерьевич, 10 июля 2015 года рождения обучается Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Московский индустриальный колледж» с 2023 года. Обучение проходит по специальной индивидуальной программе развития, составленной на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития). Форма обучения - очная.
Физическое развитие значительно отстаёт от возрастной нормы. Соматическое состояние удовлетворительное. Основные движения скоординированы. Ходит самостоятельно, иногда бегает и при ходьбе приседает. Мелкая моторика не развита. Навык письма не сформирован. Пишет по обводке с помощью учителя «рука в руку» Ведущая рука – правая.
Эмоциональный фон повышен. Адекватно реагирует на окружающее. С детьми и взрослыми в контакт не всегда вступает. Свои действия не оценивает. Работоспособность низкая. Интерес к учебной, игровой и продуктивным видам деятельности не проявляет.
Собственная речь отсутствует. Языковые средства не сформированы. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Невозможно формирование устной и письменной речи, т. к. у Виктора системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Обращенную речь понимает ограничено, после неоднократных повторений. Избирательно выполняет простые, бытовые инструкции.
На занятиях проявляет интерес к музыкальным и продуктивным видам деятельности. Быстро утомляется, нуждается в частой смене деятельности. Группирует предметы по цвету, форме, величине с ошибками. Составляет картинку из 2-х частей по образцу с помощью учителя. Трудность представляет выполнение графических работ карандашом. Навыки чтения, счета, письма отсутствуют. Имеет крайне малый запас знаний об окружающей действительности. Вместе с тем, при частой смене видов деятельности, дозированном преподнесении материалов, удается привлечь внимание Виктора, постепенно начинают формироваться элементарные представления, знания об окружающей действительности. Представление об окружающем мире не сформированы. Математические представления не сформированы, цвет, форму величину не знает. Не ориентируется во времени и пространстве.
Память слабая. Внимание крайне неустойчивое, рассеянное, поверхностное, концентрация снижена, быстрая утомляемость. На уроках пассивен. Буквы и цифры не знает. В совместные игры не включается, не проявляет интерес к игрушкам. Чаще всего играет один. Продуктивные виды деятельности не сформированы.
С 01.09.2023года посещает объединение дополнительного образования «Поющие краски».
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания сформированы частично. Трудовые поручения не выполняет.
Требуется дальнейшее проведение мероприятий педагогической коррекции, развития и обучения с целью максимально возможного развития и стабильности достигнутых результатов.
Требуются постоянный присмотр и частичная эпизодическая помощь.
3. Индивидуальный учебный план
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю |
Обязательная часть | |
Язык и речевая практика | Общение и чтение | 4 |
| Общение (Письмо) | 3 |
Математика | Математические представления | 3 |
Окружающий мир | Развитие речи и окружающий природный мир | 2 |
Жизнедеятельность человека | 1 |
Домоводство | 1 |
Искусство | Изобразительное искусство | 1 |
Музыка | 1 |
Физическая культура | Адаптивная физическая культура | 3 |
Технология | Предметные действия | 1 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
Коррекционно-развивающие занятия. | Мир, в котором мы живем | 2 |
Итого: | 22 |
Внеурочная деятельность |
Коррекционно-развивающая область |
Основы коммуникации | 1 |
Психомоторика и развитие деятельности | 1 |
Логопедические занятия | 2 |
Двигательная коррекция | 1 |
Классный час | 1 |
Разговоры о важном | 1 |
ИТОГО: | 7 |
Всего к финансированию: | 29 |
4. Содержание учебных предметов с учетом индивидуализации плана
Предметная область | Предметы | Формируемые представления/знания, умения, навыки/виды учебной деятельности1 |
Язык и речевая практика | Общение и чтение. Общение (Письмо) | Формирование графо-моторных навыков: умение правильно удерживать карандаш (ручку), отработка нажима, штриховка, обводка, письмо элементов букв, цифр. Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета. Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными. способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм; умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом; Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. |
Математика | Математические представления | Формирование общего признака у предметов; различение один-много; объединение в группу однородных предметов; узнавание цифр 1-5; развитие представления о геометрических формах и фигурах. Умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов; ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты; понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под). |
Естествознание Человек | Развитие речи и окружающий природный мир | Формирования естествоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о живой природе. Знакомство с миром животных. Наблюдения за жизнью живой природы, уход за ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным, и т. п. Формирования естествоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о живой природе. Знакомство с миром животных. Наблюдения за жизнью живой природы, уход за ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным, и т. п. |
Домоводство | Формирования знаний о социальной среде. Внести понятия магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Уход за внешнем видом, одеждой. Гигиена тела. Формирование навыков приготовления еды. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте |
Жизнедеятельность человека | Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом. Человек - член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка. |
Искусство | Изобразительное искусство | Лепка Узнавание пластичных материалов: пластилин, тесто. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Катание «колбаски» на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Аппликация Узнавание разных видов бумаги: цветная бумага, картон, салфетка. Сминание бумаги. Отрывание бумаги. Сгибание листа бумаги пополам. Намазывание всей поверхности бумаги клеем. Приклеивание. Рисование Узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, альбом, емкость для воды. Оставление графического следа. Рисование кистью. Рисование с использованием нетрадиционных техник. |
Музыка. | Содержание работы на занятиях ритмики является музыкально – ритмическая деятельность детей. Учить слушать музыку, выполнять разнообразные упражнения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или колонне в соответствии с заданным направлением, перестроение с образованием кругов, квадратов, «звездочке», движение к определенной цели между предметами) осуществляется развитие представлений, обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нем музыкально – дидактические игры имеют коррекционную направленность, упражнения носят игровую форму. Формировать вокальную деятельность, |
Физическая культура | Адаптивная физическая культура. | Обучение технике двигательных умений и навыков Формирование навыков здорового образа жизни. Обучение элементарным приемам спортивных игр. |
Коррекционно-развивающие занятия | Мир, в котором мы живем. | Правила поведения в общественных местах, в транспорте, правила дорожного движения; элементарные правила поведения в обществе; особенности поведения в школе; правила гостеприимства; правила дарения и получения подарков. Сообщать своё имя и фамилию; культурно вести себя в общественных вещах; тактично и вежливо вести себя во время разговора со сверстниками и взрослыми; участвовать в доступной беседе, отвечать на вопросы учителя; соблюдать правила уличного движения; следить за своим внешним видом, соблюдать гигиену; правильно вести себя за столом, в гостях, дома. Главные Государственные проздники. |
5. Содержание курсов коррекционно – развивающей области и занятий по внеурочной деятельности
Курсы коррекционно – развивающей области | Постановка конкретных задач на учебный год по коррекции и развитию высших психических функций и моторики |
Основы коммуникации | Формирование умения слушать и понимать собеседника; формирование умения выполнять несложные инструкции; формирование умения отвечать на вопросы; формирование правильной артикуляции и дикции; формирование умения употреблять слова и выражения: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях; формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»; обучение умению делить слова на слоги обучение правильной посадке при письме; обучение правильному захвату карандаша; обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий; обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру. |
Двигательная коррекция | Формирование навыков здорового образа жизни. Выполнение упражнений на укрепление осанки и предупреждение плоскостопии. |
Психомоторика и развитие деятельности | Определять разницу между предметами по форме, величине, цвету; различать основные цвета и их оттенки; определять на ощупь разные свойства предметов; находить различия у двух сходных сюжетных картинок; различать «наложенные» изображения предметов; различать вкусовые качества; использование рисунков и аппликаций. Формировать действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать, группировать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы. Изготовление поделок из различного материала с помощью педагога. |
Логопедические занятия | 1. Преодоление нарушений произносительной стороны речи: воспитание речевой активности; развитие артикуляционной моторики; воспитание рационального дыхания; коррекция звукопроизношения в самостоятельной речи; развитие интонационно-мелодической стороны речи. 2. Формирование фонематических и лексико-грамматических представлений: Согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающие предметы с помощью педагога. 3. Развитие высших психических функций: Развитие всех видов памяти (моторной, словесно-логической, эмоциональной); Развитие аналитико-синтетической деятельности (сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственная зависимость); Воспитание произвольного контроля над речью. В качестве приёмов обучения предполагается использование: - индивидуальной диагностики и отслеживания речевого развития; - использование методических рекомендаций. По прохождении занятий планируется результат: Накопление опыта и знаний, развитие речевого аппарата, развитие сенсорных эталонов, социализация в обществе. Цель логопедической работы – восполнить пробелы речевого развития детей, дать им практическую речевую подготовку, что позволит им успешно овладеть необходимыми учебными знаниями, умениями, навыками, повысить уровень их общего развития. |
Внеурочная деятельность по направлениям: | Конкретные задачи на учебный год по направлениям внеурочной деятельности в условиях Колледжа и семьи |
Спортивно-оздоровительное | | |
| |
Нравственное | «Разговоры о важном» | Программа «Разговоры о важном» имеет единую задачу-воспитание гражданственности, как общечеловеческой нравственно-этической категории свободного человека, который является патриотом своей страны. |
Социальное | | |
Классный час | Задача классного часа расширить круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражение в учебных программах. |
| |
6. Коррекция поведенческих проблем
Проблемы поведения | Методы коррекции поведения, формы коррекционной работы |
«Полевое» поведение | |
Агрессивное поведение (агрессия на других, самоагрессия) | |
Гиперактивность/заторможенность | |
Трудности коммуникации | |
Аффективные реакции (для достижения цели; для привлечения внимания и пр.) | 1. Нахождение причин поведения ребенка 2. Договоренность о проведении коррекционно-развивающей программы с воспитателями и поддержка с их стороны 3. Подбор оптимальных техник, зависящих от возраста, психологического и умственного развития ребенка, а также опыт специалиста, проводящего занятия, его умения использовать или иные методологические приемы 4. Организация психокоррекционных развивающих занятий с приоритетом интересов ребенка |
Асоциальное поведение | |
Повышенная тревожность, слезливость | |
7. Организация реализации потребности в уходе и присмотре
Организацию приема детей, двухразового питания, обеспечение соблюдения ребенком личной гигиены и режима дня (в соответствии с текущими требованиям Роспотребнадзора и СанПиН) во время пребывания обучающегося в ЦКР «Давыдково» ГБПОУ МИК осуществляют классный руководитель и тьютор/специалист службы психолого-педагогического сопровождения.
Во время уроков/занятий с ребенком используются здоровье сберегающие технологии.
8. Сотрудничество ГБПОУ МИК и представителя
№ | Мероприятие | Задачи |
| Заседания психолого-педагогического консилиума | Диагностика, оказание помощи в трудных жизненных ситуациях, затрагивающих интересы семьи и ребенка. Регулярный обмен информацией о ребенке, о ходе реализации программы и результатах ее освоения. Привлечение родителей/законных представителей к учебно-воспитательному процессу |
| Индивидуальные консультации родителей со специалистами | Оптимизация психологического климата в семье, оказание педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию и обучению ребенка Отслеживание динамики развития ребенка, освоения им содержания программы |
| Личные встречи, беседы, в том числе в дистанционном формате | Предоставление семье информации применительно к конкретным ситуациям, с которыми сталкиваются родители |
| Родительские собрания (общешкольные, классные) | Освещение вопросов, связанных с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками и др. |
| Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | Привлечение родителей (опекунов) к планированию, разработке и реализации социокультурных мероприятий |
9.Специалисты, участвующие в разработке и реализации программы
Специалист | ФИО |
Классный руководитель | |
Тьютор | |
Учитель | Голубина Ю.Е. |
Учитель физической культуры | |
Учитель-логопед | |
Педагог-психолог | |
Педагог дополнительного образования | |
10. Необходимые технические средства и дидактические материалы
Программа имеет четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных знаний, умений и навыков ребенка. Учебный материал максимально связан с реальной жизнью ребенка.
Для реализации программы используются дидактические материалы, пособия, тренажеры, технические средства обучения, предусмотренные программами учебных предметов и коррекционных курсов для фронтальной и индивидуальной работы.
11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг осуществляется в форме промежуточного и итогового контроля по учебным предметам. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений (знаний), действий/операций (умений) и навыков, внесенных в данную программу.
Оценка динамики обучения, а также фиксирование происходящих изменений в когнитивной, поведенческой, личностной сфере ребенка осуществляется на основе анализа результатов текущей и промежуточной аттестаций учебного года и представляется в виде итоговой характеристики ребенка, отражающей сформированность его компетенций.
1В данный столбец заносятся конкретные представления/знания, умения, навыки/виды учебной деятельности ребенка которые необходимо развивать на конкретном учебном предмете