СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
2024-2025 учебный год
на учащуюся 9 класса
Срок реализации: 1 год.
Ульяновск, 2024 год
Структура СИПР
Общие сведения о ребёнке.
Психолого-педагогическая характеристика.
Индивидуальный учебный план.
4.Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка.
4.2. Базовые учебные действия.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.
5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.
7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
9. Приложения.
1. Общие сведения о ребёнке
2. Психолого-педагогическая характеристика
Приоритетные образовательные предметы и коррекционные курсы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.
3. Окружающий природный мир.
4. Домоводство (Самообслуживание).
5. Окружающий социальный мир.
6. Музыка и движение.
7. Адаптивная физическая культура.
8. Труд (технология).
9. Речевая практика.
10. Основы коммуникации.
11. Двигательная коррекция.
12. Развитие деятельности по самообслуживанию.
13. Внеурочная деятельность.
Индивидуальный учебный план на 2024 – 2025 учебный год
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю / год |
1.Обязательная часть |
1. Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 64 |
2. Математика | Математические представления | 2 | 64 |
3. Окружающий мир | Окружающий природный мир | 3 | 96 |
Домоводство (Самообслуживание) | 7 | 224 |
Окружающий социальный мир | 3 | 96 |
4.Искусство | Музыка и движение | 2 | 64 |
5.Технология | Труд (технология) | 5 | 160 |
6.Физическая культура | Адаптивная физическая культура | 2 | 64 |
Итого: | 26 | 832 |
2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
7.Коррекционные курсы | Речевая практика | 2 | 64 |
Основы коммуникации | 3 | 96 |
Двигательная коррекция | 2 | 64 |
Развитие деятельности по самообслуживанию | 2 | 64 |
8.Внеурочная деятельность (по направлениям) |
| Внеурочная деятельность | 5 | 160 |
Итого: | 14 | 448 |
Расписание занятий
| ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА |
1. | Внеурочная деятельность | Речь и альтернативная коммуникация | Окружающий природный мир | Домоводство (Самообслуживание) | Домоводство (Самообслуживание) |
2. | Адаптивная физическая культура | Математические представления | Труд (технология) | Математические представления | Музыка и движение |
3. | Окружающий социальный мир | Домоводство (Самообслуживание) | Речь и альтернативная коммуникация | Окружающий природный мир | Домоводство (Самообслуживание) |
4. | Окружающий природный мир | Труд (технология) | Домоводство (Самообслуживание) | Труд (технология) | Труд (технология) |
5. | Речевая практика | Домоводство (Самообслуживание) | Труд (технология) | Двигательная коррекция | Адаптивная физическая культура |
6. | Развитие деятельности по самообслуживанию | Окружающий социальный мир | Домоводство (Самообслуживание) | Речевая практика | Двигательная коррекция |
7. | Основы коммуникации | Музыка и движение | Окружающий социальный мир | Развитие деятельности по самообслуживанию | Основы коммуникации |
8. | Внеурочная деятельность | Внеурочная деятельность | Основы коммуникации | Внеурочная деятельность | Внеурочная деятельность |
9. | | | | | |
4. Содержание образования
4.1. Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 495 от 17.07.2024 г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) 5 класс-9 класс на 2024-2025 учебный год, ОГКОУШ №39;
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года);
- учебным планом филиала школы;
- рабочими программами по предметам для 9 класса (вариант 2 для обучающихся с НОДА).
Программа включает следующие разделы:
Язык и речевая практика
Математика
Окружающий мир
Искусство
Физическая культура
Технология
Коррекционные курсы
Внеурочная деятельность
Обоснование выбора данной программы
Обучающаяся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).
Данная учебная программа составлена для обучающейся с глубокой умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата и направлена на формирование общей культуры, основанной на развитии личности и соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, необходимым для социализации её жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающейся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Целью реализации такой программы является обретение обучающейся таких жизненных компетенций, которые позволяют ей достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают её включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающейся пределах.
Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а
также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по триместрам, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы, соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с глубокой умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Особенности и своеобразие психофизического развития обучающейся с глубокой умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата определяют специфику ее образовательных потребностей:
-раннее получение специальной помощи средствами образования;
-обязательность и непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и коррекционных курсов;
-научно-обоснованный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования, направленный на социализацию обучающихся;
-доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
-пролонгация сроков получения образования;
-систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
-специальное обучение применению сформированных знаний и умений в процессе урочной и внеурочной деятельности при изменении учебно-познавательных, социокультурных, трудовых и других ситуаций трудовых и других ситуаций;
-обеспечение особой пространственной и временной организации коррекционно-образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, состояния слуха, зрения и других психофизических особенностей обучающихся;
-развитие мотивации и интереса обучающихся к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных способностей к обучению и социальному взаимодействию со средой;
-стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру средствами образования, основанными на доброжелательном и уважительном отношении к обучающимся и членам их семей;
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды на основе использования двигательного и охранительного педагогического режимов;
-проведение специальной работы по формированию и коррекции двигательных функций, в том числе общей и мелкой моторики, манипулятивной функции рук;
-формирование и развитие коммуникативных возможностей с применением средств вербальной и невербальной коммуникации, в том числе средств дополнительной, альтернативной коммуникации с учетом наличия сопутствующих нарушений зрения и слуха;
-организация обучения и воспитания с учетом уровня двигательного развития, возможности использования вспомогательных технических средств и ассистивных технологий;
-обеспечение доступности учебной информации для восприятия обучающимися с учетом двигательных и сопутствующих сенсорных нарушений.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.
Сроки освоения образовательной программы: 1 год.
4.2. Базовые учебные действия
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающейся с глубокой умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР
Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация
Приветствует собеседника звуком.
Привлекает к себе внимание звуком.
Выражает свои желания звуком.
Обращается с просьбой о помощи, выражая ее звуком.
Выражает согласие (несогласие) звуком.
Приветствует собеседника мимикой (жестом).
Указывает взглядом (жестом) на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражает согласие (несогласие) мимикой (жестом).
Выражает свои желания мимикой (жестом).
Обращается с просьбой о помощи, выражая ее жестом.
Отвечает на вопросы с использованием жеста.
Различает имена обучающихся класса.
Понимает простые предложения.
Употребляет отдельные звуки, звукоподражания.
Штриховка букв.
Математика
Математические представления
Имеет представление о количестве предметов: много-один (один-много).
Рассматривает предметы резко контрастного размера (большой, маленький).
Манипулирует предметами резко контрастного размера (большой, маленький).
Зрительно-осязательно обследует однородные предметы резко контрастного размера (большой, маленький).
Имеет представление о величине предметов (большой, маленький).
Рассматривает и манипулирует предметами разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий).
Рассматривает объёмные геометрические формы (шар, кубик, кирпичик).
Рассматривает предметы, похожие на шар, кубик, кирпичик.
Манипулирует предметами, похожими на шар, кубик, кирпичик.
Рассматривает иллюстрации, отображающие части суток.
Рассматривает иллюстрации, отображающие времена года.
Показывает части тела на себе с помощью учителя.
Окружающий мир
Окружающий природный мир
Имеет представления о растениях (дерево, трава).
Имеет представления о фруктах (яблоко, банан).
Имеет представления об овощах (огурец, помидор).
Имеет представления о домашних животных (кот, собака).
Имеет представления о диких животных (лиса, медведь).
Узнает Солнце.
Узнает Луну.
Узнает (различает) части суток (утро, день, вечер, ночь).
Имеет представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Имеет представления о временах года (осень, зима, весна, лето) по характерным признакам.
Имеет представления о явлениях природы (дождь, снегопад, листопад и др.).
Домоводство (Самообслуживание)
Имеет представление о предметах посуды.
Обследует предметы посуды (кружка).
Обследует предметы одежды (майка, футболка, штаны).
Имеет представление о назначении предметов одежды (майка, футболка, штаны).
Окружающий социальный мир
Имеет представление о себе как об обучающемся.
Имеет представление о профессиях людей (учитель, врач).
Имеет представление о частях дома (стена).
Обследует предметы мебели (кровать, стул, стол).
Имеет представление о назначении предметов мебели (кровать, стул, стол).
Обследует предметы посуды (кружка, ложка, тарелка).
Имеет представление о назначении предметов посуды (кружка, ложка, тарелка).
Имеет представление о бумаге.
Обследует предметы, изготовленные из бумаги (книга, бумажная салфетка, газета).
Имеет представление о ткани.
Зрительно-осязательно обследует предметы, изготовленные из ткани (одежда, постельное белье).
Имеет представление о предметах, изготовленных из ткани (одежда, постельное белье).
Искусство
Музыка и движение
Слушает музыкальные произведения.
Слушает быструю, медленную музыку.
Слушает веселую, грустную музыку.
Зрительно-осязательно обследует музыкальные инструменты (погремушка, колокольчик, бубен).
Захватывает ладонью погремушку, гремит ею.
Захватывает ладонью колокольчик, звонит им.
Захватывает ладонью бубен, звенит им.
Сопровождает музыкальные произведения игрой на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд (погремушка, колокольчик, бубен).
Выполняет движения под музыку (хлопки в ладоши, наклоны головы).
Физическая культура
Адаптивная физическая культура
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, лежать. Освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений с помощью учителя, развитие координации. Умение радоваться успехам.
Технология
Труд (технология)
-Имеет представление о трудовых умениях, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
-Имеет интерес выполнять отдельные элементы трудовых операций, несложные виды работ в технике аппликация с помощью учителя «рука в руке».
-Имеет интерес использовать с помощью учителя в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
-Имеет интерес использовать различные виды бумаги, картона в трудовой деятельности.
-Имеет интерес использовать различные виды клея в трудовой деятельности.
- Имеет интерес использовать различные виды трафаретов в трудовой деятельности.
- Имеет интерес работать с нестандартной техникой рисования в трудовой деятельности.
Коррекционные курсы
Речевая практика
-устанавливает зрительный контакт с собеседником;
-реагирует на собственное имя;
-приветствует собеседника звуком;
-привлекает к себе внимание звуком;
-приветствует собеседника жестом;
-привлекает к себе внимание звучащим предметом;
-проявляет интерес к пальчиковым играм;
-проявляет интерес к прочитываемым учителем художественным произведениям (рассказам, сказкам, стихотворениям);
-понимает слова, обозначающие действия предмета (есть, сидеть, лежать, спать, взять, хлопать, топать, поднять, достать, бросать);
-понимает слова, обозначающие предмет (игрушки, посуда, одежда, животные);
-выполняет движения в соответствии с текстом пальчиковых игр (совместно с учителем);
-слушает художественные произведения (рассказы, сказки, стихотворения);
-понимает простые предложения («Дай руку», «Возьми мячик» и т.п.).
Основы коммуникации
- сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми;
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя доступные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
- понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Двигательная коррекция
Умение выполнять движения ногами; выполнять движений руками и пальцами, плечами; изменять позы в положения; изменение позы в положении лежа; поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево).
Развитие деятельности по самообслуживанию
-имеет представление о соблюдении личной гигиены;
-имеет представление о средствах гигиены;
-имеет представление о правилах приема пищи;
-имеет представление об обращении с одеждой и обувью;
-имеет представление о выборе одежды в зависимости от погодных условий;
-имеет представление о назначении предметов мебели и уходе за ней;
-имеет представление о соблюдении порядка в комнате.
Внеурочная деятельность «Разговоры о важном»
(по направлению коммуникативная деятельность)
- имеет представление о символах государства — флаге, гербе, гимне России;
- имеет представление о правах и обязанностях гражданина России;
- имеет представление о народах России; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- имеет представление о важности физической культуры и спорта для здоровья человека.
Внеурочная деятельность «В гостях у сказки»
(по направлению художественно-эстетическая творческая деятельность)
-узнавать героев сказки (по картинкам);
- внимательно слушать и смотреть сказку;
-формирование навыка различных доступных и наиболее привлекательных видах практической деятельности;
- выполнять пальчиковые игры по образцу (инструкции);
-навыки работы с красками, пластилином, карандашами;
-умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: использование предметов, жеста, взглядов, шумовых, голосовых подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- иметь элементарные представления о правилах театрального этикета.
Внеурочная деятельность «Шанс на успех»
(по направлению реабилитационная (абилитационная) деятельность)
-формирование у учащихся понятий о здоровом образе жизни; режиме дня; о пользе прогулки, ее роли в укреплении здоровья;
-формирование понятий о назначении санитарно – гигиенических предметов и средств, правилах их пользования;
-формирование правил поведения в столовой, за столом. Формирование представлений об элементарных нормах этикета;
-формирование представлений о полезной пище;
-формирование навыков самообслуживания и самообеспечения;
-формирование правильных представлений о назначении и бережном использование одежды и обуви;
-формирование представлений об основных правилах здорового образа жизни; двигательной активности; о вопросах личной безопасности. Привлечение внимания детей к групповым подвижным играм.
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Учитель-дефектолог, учитель труда (технологии), учитель физической культуры.
6. Программа сотрудничества с законными представителями обучающегося
Программа сотрудничества с родителями направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи:
-повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
-обеспечение единства требований к обучающемуся;
-обеспечение участия родителей в разработке и реализации СИПР;
-организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.
Мероприятия:
1.Индивидуальные консультации со специалистами.
2.Договор о сотрудничестве (образовании) между официальным представителем и школой.
3.Привлечение официальных представителей к участию в разработке СИПР в интересах ребенка.
4.Посещение уроков/занятий в школе по предварительной договорённости с учителем, специалистами и администрацией школы.
5.Ежедневное консультирование официальных представителей по возникающим у них вопросам, связанных с обучением их ребёнка в школе.
6.Ведение при необходимости дневника наблюдений за учащимся с ежедневными краткими записями.
7.Информирование электронными средствами.
8.Личные встречи, беседы.
9.Просмотр и обсуждение видео- фото записей с ребенком.
10.Проведение открытых уроков/занятий.
11.Привлечение официальных представителей к планированию воспитательных мероприятий и их непосредственному участию в некоторых из них.
12.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя и о достижениях обучающегося.
7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Особые образовательные потребности обучающегося вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Оснащение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:
- цветные карандаши;
- простой карандаш;
- ручка;
- фломастеры;
- карточки с изображениями действий (сидеть, стоять, лежать, пить, есть, играть и др.;
- «Изучаем буквы и учимся писать». 34 развивающие карточки с трафаретами. - М.: ООО «Издательство Робинс», 2020;
- Демонстрационные картинки «Времена года. Осень», ООО «ТЦ Сфера»;
- Демонстрационные картинки «Времена года. Зима», ООО «ТЦ Сфера»;
- Демонстрационные картинки «Времена года. Весна», ООО «ТЦ Сфера»;
- Демонстрационные картинки «Времена года. Лето», ООО «ТЦ Сфера»;
- ноутбук.
Оснащение учебного предмета «Математические представления»:
- геометрические тела (шар, кубик, кирпичик) разного размера и цвета;
- пирамидки;
- набор «Грибочки»;
- набор геометрических форм;
- мячи разного размера и цвета;
- кубики разного размера и цвета;
- коробка с отверстиями круглой, квадратной, прямоугольной форм;
- набор шариков разного размера и цвета для нанизывания;
- матрешки;
- картинки с изображением предметов (грибочки, цветочки, куклы, кубики, машинки;
- ноутбук.
Оснащение учебного предмета «Окружающий природный мир»:
- Демонстрационные картинки «Овощи», ООО «ТЦ Сфера»;
- Демонстрационные картинки «Фрукты», ООО «ТЦ Сфера»;
- Демонстрационные картинки «Домашние животные», ООО «ТЦ Сфера»;
- Демонстрационные картинки «Дикие животные (1)», ООО «ТЦ Сфера»;
- Демонстрационные картинки «Дикие животные (2)», ООО «ТЦ Сфера»;
- Демонстрационные картинки «Времена года. Осень», ООО «ТЦ Сфера»;
- Демонстрационные картинки «Времена года. Зима», ООО «ТЦ Сфера»;
- Демонстрационные картинки «Времена года. Весна», ООО «ТЦ Сфера»;
- Демонстрационные картинки «Времена года. Лето», ООО «ТЦ Сфера»;
- Дидактические карточки «Природные явления», ООО «Маленький гений-Пресс»;
- Наглядно-дидактическое пособие «Времена года. Природные явления», ООО «Рыжий кот»;
- муляжи овощей;
- муляжи фруктов;
- овощи;
- фрукты;
- ноутбук.
Оснащение учебного предмета «Домоводство (Самообслуживание)»:
- демонстрационные картинки «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов кухонной мебели, уборочного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
- оборудование: кухонная посуда (тарелки, ложки, кружки и др.), уборочный инвентарь.
- предметы посуды (кружка, ложка, тарелка);
- предметы одежды (майка, футболка, штаны);
- ноутбук, аудио и видеоматериалы.
Оснащение учебного предмета «Окружающий социальный мир»:
- предметы мебели (кровать, стул, стол);
- предметы посуды (кружка, ложка, тарелка);
- напитки (вода);
- бумага различная по плотности (картон, калька);
- бумага различная по фактуре (глянцевая, бархатная);
- предметы, изготовленные из бумаги (книга, бумажная салфетка, газета);
- ткань различная по плотности (лен, ситец);
- ткань различная по фактуре (атлас, бархат);
- предметы, изготовленные из ткани (одежда, постельное белье).
Оснащение учебного предмета «Музыка и движение»:
- музыкальные инструменты, не имеющие звукоряд (погремушка, колокольчик, бубен);
-ноутбук;
- аудиозаписи музыкальных произведений;
- тексты песен;
- игрушки (заяц, петух, кошка, собака, лошадь).
Оснащение учебного предмета «Адаптивная физическая культура»:
Спортивный инвентарь.
1. Мячи резиновые (100мм, 150мм, 200мм).
2. Фито мячи: (50, 65, 75 см.).
3. Теннисные мягкие мячи для метания.
4. Мешочки с песком.
5. Кегли, кубики пластмассовые.
6. Гимнастические палки (пластмассовые, деревянные) палки
(пластмассовые, деревянные).
Оборудование для плавания.
Сухой бассейн.
Оборудование для туризма.
Картинки
1. Рюкзаки.
2. Спальные мешки.
3. Палатки.
4. Туристические коврики.
5. Верёвки.
6. Карабины.
Технические средства обучения.
1. Обучающие видео по темам.
2. Диски с музыкой для релаксации, музыкальные файлы для выполнения
комплексов упражнений, проведения физкультурно-оздоровительных
мероприятий, зарядки.
Оснащение учебного предмета «Труд (технология)»:
1.Художественные материалы:
Бумага белая, цветная, гофрированная бумага и картон, калька, цветные карандаши, клей ПВА, клей – карандаш, фломастеры, трафареты, цветные салфетки.
2.Инструменты для работ:
Ножницы, шаблоны.
3.Технические средства:
Ноутбук.
3.Наглядные пособия:
– иллюстративный материал (правила техники безопасности; коллекция бумаги и др.);
– демонстрационные работы и образцы;
– иллюстрационный материал к тематическим праздникам.
4.Дидактические материалы:
-«Разминаем пальчики».
Оснащение коррекционного курса «Речевая практика»:
- демонстрационные картинки «Времена года. Осень», ООО «ТЦ Сфера»;
- демонстрационные картинки «Времена года. Зима», ООО «ТЦ Сфера»;
- демонстрационные картинки «Времена года. Весна», ООО «ТЦ Сфера»;
- печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;
- наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки;
- игровые наборы: одежда;
- кукольный театр «Теремок»;
- карточки с изображениями действий (сидеть, стоять, лежать, играть и т.д);
- книги (русские народные сказки, стихотворения А.Барто, А.Плещеева, И.Сурикова, М.Ходякова);
- экранно-звуковые пособия;
- ноутбук.
Оснащение коррекционного курса «Основы коммуникации»:
Аудио и видеоматериалы;
сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
демонстрационные карточки «Эмоции»;
демонстрационные карточки «Школьные принадлежности»;
демонстрационные карточки «Времена года»;
демонстрационные карточки «Овощи»;
демонстрационные карточки «Фрукты»;
демонстрационные карточки «Посуда»;
демонстрационные карточки «Одежда»;
демонстрационные карточки «Обувь»;
демонстрационные карточки «Транспорт»;
демонстрационные карточки «Мебель»;
демонстрационные карточки «Домашние животные»;
демонстрационные карточки «Дикие животные»;
демонстрационные карточки «Бытовые приборы»;
дидактические игры;
наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д.;
игры на развитие мелкой моторики;
чудесный мешочек и тактильные наборы к нему;
массажные мячи;
трафареты с изображением животных, посуды и т.д.;
наборы для сюжетно-ролевых игр;
ноутбук.
Оснащение коррекционного курса «Двигательная коррекция»:
Спортивный инвентарь:
1. Мячи резиновые (100мм, 150мм, 200мм).
2. Обручи пластмассовые (50см, 65см, 85см).
3. Фито мячи: (50, 65, 75 см.).
4. Скакалки.
5. Мешочки с песком.
6. Кегли, кубики пластмассовые.
Технические средства реабилитации:
(кресла-коляски, вертикализаторы), средства для фиксации ног, груди, таза,
мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители, гимнастические мячи различного диаметра, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры, подъемники.
Технические средства обучения.
Диски с музыкой для релаксации.
Оснащение коррекционного курса «Развитие деятельности по самообслуживанию»:
- наглядные дидактические материалы, натуральные предметы и их муляжи;
- демонстрационные картинки «Посуда», ООО «ТЦ Сфера»;
- демонстрационные картинки «Гигиена. Предметы гигиены», ООО «ТЦ Сфера»;
- демонстрационные картинки «Одежда», ООО «ТЦ Сфера»;
- демонстрационные картинки «Обувь», ООО «ТЦ Сфера»;
- игровые наборы: посуда, одежда;
- видеоуроки, презентации;
- произведения К.И.Чуковского;
- ноутбук.
Оснащение внеурочной деятельности «Разговоры о важном»:
-дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы), альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
- ноутбук, видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, видеофильмы по темам.
Оснащение внеурочной деятельности «В гостях у сказки»:
1. Книги со сказками (мягкие, картонные, музыкальные, адаптированные (текст заменен пиктограммами).
2. Набор пиктограмм, фотографий, иллюстраций к сказкам.
3. Набор масок сказочных персонажей, костюмов, реквизит для театрализации.
4. Материалы для творчества (бумага, картон, пальчиковые краски, мягкий пластилин, разноцветные салфетки, гофрированная бумага, фольга, вата, перья, блестки, отрезы ткани и др.).
5. Адаптированные инструменты для рисования (губки, кисти различных размеров, штампы, валики, щетки).
6. Фланелеграф, наборы плоскостных сказочных персонажей.
7. Наборы объемных сказочных персонажей (кукол на руку, мягких игрушек и др.).
8. Технические средства альтернативной коммуникации (коммуникативные кнопки).
9. Компьютер, проектор, видеозаписи, аудиозаписи сказок.
Оснащение внеурочной деятельности «Шанс на успех»:
Наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии; спортивный инвентарь (мячи разного диаметра, веса, скакалки, гимнастические палки, гантели, фитбол мячи, кубики, кегли); мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук);
магнитофон, музыкальные диски.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Условные обозначения
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты:
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно)
«не узнает объект».
Законный представитель: ____________
Учитель: _____________