СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) надомного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающегося с глубокой умственной отсталостью надомное обучение 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) надомного обучения»

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение





























СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Иванова Игоря






















Структура СИПР



  1. Общие сведения о ребёнке.

  2. Психолого-педагогическая характеристика.

  3. Индивидуальный учебный план.

4.Расписание индивидуальных занятий.

5.Содержание образования.

5.1. Базовые учебные действия.

5.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

5.3. Нравственное воспитание.

5.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

5.5. Внеурочная деятельность.

6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

7.Программа сотрудничества с семьей.

8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.





























  1. Индивидуальные сведения о ребёнке

ФИО ребенка: Иванов Игорь Витальевич

Возраст ребенка: 13 лет; 03.04.2004 г.р.

Место жительства:

Родители (лица их заменяющие): мать -

Год поступления в МБОУ.

Класс обучения: 7 е



  1. Психолого-педагогическая характеристика

Актуальный уровень развития познавательной сферы не соответствует возрасту. Восприятие малообъемное, фрагментарное, замедленное, затрудняется в выделении главного. Снижены все виды памяти. Процесс запоминания замедленный, динамика слабая. Внимание неустойчивое, низкопродуктивное. Переключение замедленное, концентрация и распределение низкие. Мышление наглядно-образное, снижено. Все логические операции не развиты: не устанавливает причинно-следственные связи, не умеет находить признаки сходства, не отделяет существенные признаки от несущественных.

Речь нечеткая, с нарушениями звукопроизношения. Слоговая структура речи нарушена.

Программный материал на уровне 1 класса. Пишет печатные буквы. Печатный текст с учебника не списывает. Буквы знает, складывает в слоги, слова не читает. Знает названия цифр по порядку, но затрудняется назвать цифры в разноброс, геометрические фигуры знает не все. Примеры не решает. Путает цвета.

Мелкая моторика развита слабо.

Познавательная активность снижена. На уроках быстро утомляется, не активен, требуется постоянный контроль и помощь в определении последовательности действий, умеет следовать инструкции по подражанию, принимать помощь по исправлению ошибок. Требуется частая смена вида деятельности. Работы в тетрадях выполняет небрежно: не соблюдает границы клеток и линий, при разукрашивании фигур заходит за контур.

Устойчивых интересов нет.

Мальчик спокойный, стеснительный, с опаской идет на контакт. Ко взрослым относится уважительно.

Навыки самообслуживания сформированы.









  1. Индивидуальный учебный план на 2017 – 2018 учебный год

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Иванова Игоря,

обучающегося 7е класса,

занимающегося на дому

(умственная отсталость)


Образовательные области

Учебные предметы

Кол-во часов в неделю

Очная

форма

Заочная форма

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

2

3

Математика

Математические представления

1

4

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1

1

Человек

1

1

Домоводство

1

1

Окружающий социальный мир

1

1

Искусство

Музыка и движение

0,5

0,5

Изобразительная деятельность

0,5

0,5

Физическая культура

Адаптивная физкультура

1

2

Технологии

Профильный труд

1

4

Коррекционно-развивающие занятия

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия (психолог, логопед)

0,5

1

0,5

1

ВСЕГО

11,5

19,5

31

























  1. Расписание индивидуальных занятий.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ


Иванова Игоря,

обучающегося 7е класса,

занимающегося на дому

(умственная отсталость)



Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

15.00-15.45

Речь и альтернативная коммуникация

Окружающий природный мир

Речь и альтернативная коммуникация

Человек

Профильный труд

16.00-16.45

Домоводство


Математические представления

Адаптивная физкультура

Музыка и движение/изо

Окружающий социальный мир


Индивидуальные занятия с психологом-

Индивидуальные занятия с логопедом-

  1. Содержание образования.

5.1. Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  2. Формирование учебного поведения:

          • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

          • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

          • Использование по назначению учебных материалов;

          • Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

  1. Формирование умения выполнять задание:

          • В течение определенного периода времени,

          • От начала до конца,

          • С заданными качественными параметрами.

  1. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит, как на групповых, индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

Пояснительная записка

Рабочая программа по организации учебного процесса составлена на основе:

  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы, варианта 2,нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;

  • учебного плана школы;

Обоснование выбора данной программы

Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить АООП (вариант 1).

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с умственной отсталостью в умеренной степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1)направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соот­ветствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.

Основные цели и задачи коррекционного обучения:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступ­ных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;

  • упражнения с картинками;

  • «письменные» упражнения;



Виды деятельности учащегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

аппликация, резание;

- обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв.

Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

5.3.Нравственное воспитание.

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Направления нравственного развития обучающегося:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).

Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.


Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).


Умение выражать свои желания, делая выбор;





5.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у рёбёнка вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа направлена на решение следующих задач:

  • Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня; Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе;

  • формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта)



Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.


Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.


5.5.Программа внеурочной деятельности

Работа по внеурочной деятельности с Игорем организуется в направлении физического развития. Данная работа проводится в течение всего года. Для мальчика это направление внеурочной деятельности оптимально, т. к. у ученика имеются отклонения в координации, точности и темпе движений, возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий, наблюдается нецеленаправленность, беспорядочность, нескоординированность движений. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.




Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, концерте


« День здоровья»

присутствие на празднике, посильное участие в соревнованиях.


«Новый год»


подготовка к мероприятию: изготовление украшений для ёлки, новогодней открытки;

присутствие на новогоднем празднике


«Масленица»






Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии.


23-февраля

знакомство с атрибутами праздника, рисунок на тему « Наша армия»


8 –е марта

знакомство с атрибутами праздника, разучивание стихотворения для поздравления мамы.


«Пасха»


подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений


Игра




игры с мячом, куклой, настольные дидактические игры «Лото», «Домино».


Прогулки на улице


игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в лес, парк.


6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

7.Программа сотрудничества с семьей обучающегося

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:



Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)

  • индивидуальные консультации родителей по темам:

«Реализация СИПР в домашних условиях »,

«Формирование социально – бытовых навыков у ребенка с ТМНР».


обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

  • участие родителей в разработке СИПР

  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;



организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИОП и результатах ее освоения

личные беседы;

  • ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;

  • обсуждение результатов.


8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.



Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

    • специально подобранные предметы,

    • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а так же составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы) ,

    • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения») ,

Выше перечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

    • предметов различной формы, величины, цвета,

    • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр идр.,

    • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области

«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным) . В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а так же теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков) , тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы) , так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации) . По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.