СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа включает описание разделов, соответствующих требованиям к структуре СИПР., планирование учебных занятий предметных областей и коррекционно-развивающейся области ребёнка.
Муниципальное казённое учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа №12»
«Рассмотрено» Руководитель МО МКОУ ШР «СОШ №12» _____________________ _________________ Протокол №1 от.________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Рысь И.В. __________________ ___________2017 г. | «Утверждено» Директор МКОУ ШР «СОШ № 12» Буянова Л.Н. ____________________ ____________2017 г.
|
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучающегося 3 класса
Нагаева Сергея
Возраст: 10 лет
Ответственный за реализацию программы:
Момот Т. П., учитель
первой квалификационной категории
2017 г.
Шаманка
Структура СИПР
Пояснительная записка
1.Общие сведения о ребёнке.
2.Психолого-педагогическая характеристика.
3.Индивидуальный учебный план.
4.Расписание индивидуальных занятий.
5.Содержание образования.
5.1. Базовые учебные действия.
5.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
5.3. Нравственное воспитание.
6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
7.Программа сотрудничества с семьей.
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
10. Приложения.
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР, проживающего в домашних условиях с учетом его особых образовательных потребностей.
Нормативные документы:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 года № 35850.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) МКОУ ШР «СОШ №12».
- Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под.ред. канд. псих. наук, проф. И.М. Бгажноковой (2010 г).
Локальные акты ОО:
- Договор на проведение образовательной деятельности МКОУ ШР «СОШ №12»
- Положение о специальной индивидуальной программе развития.
- Положение о разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Индивидуальные сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Нагаев Сергей Алексеевич
Возраст ребенка: 10 лет (31.01.2007)
Место жительства: с. Шаманка, ул. Советская, д.13-1
Мать: Нагаева Наталья Владимировна
Отец: Нагаев Алексей Викторович
Год обучения в МКОУ ШР «СОШ №12»: 3
Ступень обучения:1
Группа (особые потребности): 1
Психолого-педагогическая характеристика
Сергей до школы посещал детский сад. Мальчик живет с мамой, папой и тремя братьями. Родители заботятся о ребёнке. Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое. Реагирует только на громкий звук. Не понимает обращенную речь, только некоторые слова. Соотносит себя с именем и эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ним. Характерно общение только посредством слов, но предложениями.
Сергей обучается в 3 классе с 04.09.17г.
Взаимоотношения со сверстниками: со сверстниками не контактирует, т.к. на индивидуальном обучении.
Взаимоотношения с педагогом: от общения не отказывается, но часто отвлекается на посторонние предметы. Инструкции взрослого понимает плохо. Требуется многократное повторение.
Особенности социальных контактов: низкая познавательная активность, почти полное отсутствие речи.
Трудности в освоении норм поведения: усвоены недостаточно.
Трудности в обучении
У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению в телевизоре или яркими дидактическими предметами. Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками и ногами). Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. С коррекционной программой VIII вида не справляется. На индивидуальных занятиях работает активнее.
Особенности различных видов деятельности
Игровая деятельность: Выполняет простые игровые действия с предметами, но нет усидчивости, игрушками манипулирует, разбрасывает.
Не прослеживается положительная динамика в дидактических и подвижных играх.
Продуктивные виды деятельности: навыки и умения не соответствуют возрасту. Во всех видах деятельности требуется помощь и постоянный контроль.
Навыки самообслуживания: в основном все за ребенка делает мама.
Хозяйственно-бытовой труд (ст. возраст): участие не принимает.
В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:
- Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.
Сергей испытывает потребность в организации комплексной коррекционной помощи. С ним проводят уроки, коррекционные занятия педагог.
В разработке и реализации СИПР участвуют специалисты:
педагог – Момот Т. П.
Приоритетные предметные области: Язык и речевая практика, Математика, Окружающий мир, Искусство, Коррекционно – развивающая область.
Образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация
2. Математические представления
3. Окружающий природный мир
4. Человек
5. Окружающий социальный мир
6. Изобразительная деятельность
Коррекционные занятия: Сенсорное развитие, Предметно-практические действия, Двигательное развитие, Альтернативная коммуникация.
4. Расписание индивидуальных занятий.
Дни недели |
| перемена |
| перемена |
|
Понедельник | 13.00-13.25 Речь и альтернативная коммуникация | 13.25-13.35
| 13.35-14.00 Математические представления
| 14.10-14.40 | 14.40-15.05 Изобразительная деятельность/ Окружающий социальный мир |
Вторник | 10.00-10.25 Окружающий природный мир/Человек | 10.25-10.35
| 10.35-11.00-Речь и альтернативная коммуникация | 11.00- 11-10 | 11.10-11.35 Коррекционно-развивающие занятия |
Четверг | 13.00-13.25 Математичекие представления | 13.25-13.35
| Речь и альтернативная |
|
|
Используется определенная структура занятия:
Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях, повторение погоды за окном и др.).
Дыхательная, и артикуляционная гимнастика, массаж.
Повторение изученного, подача нового материала.
Двигательная гимнастика.
Итог занятия.
В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.
5. Содержание образования.
5.1. Базовые учебные действия.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
15. Программа формирования базовых учебных действий | ||
15.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. |
|
|
|
|
|
15.2. Формирование учебного поведения |
|
|
|
|
|
15.3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками |
|
|
|
|
|
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация. | ||
1.1. Коммуникация. |
|
|
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. |
|
|
|
|
|
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. |
|
|
1.2.1. Импрессивная речь. |
|
|
|
|
|
1.2.2. Экспрессивная речь. |
|
|
|
|
|
1.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. |
|
|
|
|
|
1.3. Чтение и письмо. |
|
|
1.3.2. Начальные навыки чтения и письма. |
|
|
|
|
|
2. Математические представления. | ||
2.1. Количественные представления. |
|
|
|
|
|
2.2. Представления о форме. |
|
|
|
|
|
2.3. Пространственные представления |
|
|
|
|
|
2.4. Временные представления. |
|
|
|
|
|
2.5. Представления о величине. |
|
|
|
|
|
3 Окружающий природный мир | ||
3.1. Временные представления. |
|
|
|
|
|
3.2. Животный мир. |
|
|
|
|
|
3.3. Объекты природы. |
|
|
|
|
|
3.4. Растительный мир. |
|
|
|
|
|
4 Человек | ||
4.1. Представления о себе. |
|
|
|
|
|
4.2. Семья. |
|
|
|
|
|
4.3. Гигиена тела. |
|
|
|
|
|
4.4. Обращение с одеждой и обувью. |
|
|
|
|
|
5. Домоводство. | ||
5.4. Уход за вещами. |
|
|
5.4.1. Стирка белья. |
|
|
5.4.1.1. Подготовка вещей к стирке. |
|
|
|
|
|
5.4.1.2. Ручная стирка. |
|
|
|
|
|
5.4.3. Уход за одеждой. |
|
|
|
|
|
5.4.4. Уход за обувью. |
|
|
|
|
|
5.5. Уборка помещения и территории |
|
|
5.5.1. Уборка помещения. |
|
|
5.5.1.1.Уборка мебели. |
|
|
|
|
|
5.5.1.2. Уборка пола. |
|
|
|
|
|
5.5.1.4. Мелкий ремонт. |
|
|
|
|
|
5.5.2.Уборка территории. |
|
|
|
|
|
5.3. Приготовление пищи. |
|
|
5.3.1. Продукты питания |
|
|
|
|
|
5.3.2. Приготовление блюда. |
|
|
|
|
|
5.1. Обращение с кухонным инвентарем. |
|
|
|
|
|
5.2. Покупки. |
|
|
|
|
|
6 Окружающий социальный мир | ||
6.1. Школа. |
|
|
|
|
|
6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком. |
|
|
|
|
|
6.3. Предметы быта. |
|
|
|
|
|
8 Изобразительная деятельность | ||
8.1. Аппликация. |
|
|
|
|
|
8.2. Лепка. |
|
|
|
|
|
8.3. Рисование. |
|
|
|
|
|
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Сергея Н. в силу его психофизических способностей.
Предметные области (учебные предметы):
Язык и речевая практика.
Речь и альтернативная коммуникация:
Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.
Описание возможных результатов обучения:
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными.
- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).
2) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Математика.
Математические представления:
Цель: формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.
Описание возможных результатов обучения:
- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;
- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты;
- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под)
«Окружающий мир».
Человек:
Цель: Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Описание возможных результатов обучения:
- представления о собственном теле
- распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
- отнесение себя к определенному полу
- умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности
- формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым
- умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой)
- умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью взрослого, формировать навыки самостоятельного принятия пищи, умения пить из поильника, проситься в туалет и выполнять гигиенические процедуры
- сообщать с использование средств альтернативной коммуникации о последовательности режимных моментов.
Окружающий социальный мир:
Цель: Формирование коммуникативных навыков для социализации в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Описание возможных результатов обучения:
- адекватные манипуляции с предметами
- по указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с учебными предметами
- представление о классной комнате
- формирование навыков приветствия с взрослым
Искусство.
Изобразительная деятельность:
Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.
Формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожно-мышечного анализатора, тактильных ощущений, слухового, зрительного восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.
Описание возможных результатов обучения:
- формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности
- умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности
- получение положительных эмоций от изобразительной деятельности
- формирование доступных сенсорных эталонов
Коррекционно – развивающие занятия.
В коррекционно-развивающие занятии включены основные направления:
- коррекция нарушений речи
- развитие общей моторики и мелкой моторики
Описание возможных результатов обучения:
- понимание обращенной речи, учебных инструкций;
- подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога по подражанию;
- использование по назначению доступных учебных предметов;
- умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия.
Коррекционные курсы.
Сенсорное развитие:
Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.
Описание возможных результатов обучения:
- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
- развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;
- развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).
Предметно-практическая деятельность:
Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.
Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.
Описание возможных результатов обучения:
-формирование интереса к действия с предметами;
- освоение простых действий с предметами;
- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.
Альтернативная коммуникация:
Цель: Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Описание возможных результатов обучения:
Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
- взгляд, мимика, жест , предмет , графическое изображение ,
- знаковая система (освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации);
- освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация».
Предметные результаты
Минимальный уровень:
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
Достаточный уровень:
Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные)
Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)
Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства).
Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов.
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.
Тематическое планирование
« Речь и альтернативная практика»
| I четверть 24 часа | Кол-во часов |
1 | Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на свое имя. | 4 |
2 | Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком. Реагирование на свое имя. | 4 |
3 | Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком. Узнавание имен членов семьи. |
4 |
4 | Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком. Понимание простых по звуковому составу слов. | 4 |
5 | Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком. Понимание слов, обозначающих овощи (морковь). | 4 |
6 | Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком. Понимание слов, обозначающих фрукты (яблоко). | 4 |
| II четверть 24 часов |
|
7 | Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком. Понимание слов, обозначающих овощи (лук). |
4 |
8 | Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на свое имя. Приветствие собеседника звуком. Понимание слов, обозначающих фрукты (груша). | 4 |
9 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма). Понимание слов, обозначающих овощи (картофель). | 4 |
10 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма). Понимание слов, обозначающих предмет (посуда). | 4 |
11 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих овощи (свекла) | 4 |
12 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих фрукты (банан). | 4 |
| III четверть 28 часов |
|
13 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих фрукты (банан). | 4 |
14 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих предмет. | 4 |
15 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих животных (кот). | 4 |
16 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих животных (кот). | 4 |
17 | Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо. Понимание слов, обозначающих животных (собака). | 4
|
18 | Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо. Понимание слов, обозначающих животных (корова). | 4
|
19 | Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо. Понимание слов, обозначающих животных диких (заяц). | 2
|
20 | Называние отдельных звуков. Понимание слов, обозначающих животных (заяц). | 3 |
21 | Называние отдельных звуков. Понимание слов, обозначающих животных (лиса). | 3 |
| IV четверть 24 часа |
|
22 | Называние отдельных звуков. Понимание слов, обозначающих животных (медведь). | 4 |
23 | Понимание слов, обозначающих деревья (береза). | 5 |
24 | Понимание слов, обозначающих деревья (ель). | 5 |
25 | Понимание слов, обозначающих домашних птиц (курица). | 5 |
26 | Понимание слов, обозначающих домашних птиц (утка). | 5 |
В качестве комплекса артикулярной гимнастики используются:
«Вкусное варенье» - движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняя челюсть неподвижны.
«Прятки» - не закрывая рот, язык отодвинут назад, кончик языка находится внизу.
«Закрытые ворота» - язык между зубами.
«Маятник» - медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятник и др.Для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при надувание шарика;произношении звуков речи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения и с ним, например: поддувание листиков, бумажных ленточек; надувание шарика;
- раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место.
Тематическое планирование
«Окружающий природный мир»
| I четверть 4 часа | Кол-во часов |
| Растительный мир |
|
1 | Узнавание овощей: морковь, лук | 2 |
2 | Узнавание овощей: лук, картофель | 2 |
| II четверть 4 часа |
|
3 | Узнавание фруктов: груша, яблоко. | 2 |
| Животный мир |
|
4 | Узнавание домашних животных: кот, собака | 2 |
| III четверть 5 часов |
|
5 | Узнавание диких животных: заяц. | 2 |
6 | Узнавание диких животных: медведь, волк | 2 |
7 | Узнавание диких животных | 1 |
| IV четверть 4 часа |
|
8 | Знание строения домашнего (дикого) животного: голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, уши. | 2 |
| Растительный мир |
|
9 | Узнавание деревьев: береза, ель | 2 |
Тематическое планирование
«Окружающий социальный мир»
| I четверть 4 часа | Кол-во часов |
| Предметы и материалы, изготовленные человеком. |
|
1 | Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется). | 2 |
| Квартира, дом, двор. |
|
2 | Узнавание (различение) предметов посуды: кастрюля, тарелка, стакан. | 2 |
| II четверть 4 часа |
|
3 | Узнавание (различение) помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная). | 2 |
4 | Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон. | 2 |
| III четверть 5 часов |
|
5 | Узнавание (различение) предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник. | 2 |
| Предметы быта |
|
6 | Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван. | 3 |
| IV четверть 4 часа |
|
7 | Узнавание (различение) предметов мебели: шкаф, полка, кресло. | 2 |
8 | Узнавание (различение) предметов мебели: кровать, табурет, комод. | 2 |
Тематическое планирование
«Человек»
| I четверть 4 часа |
|
| Представления о себе. |
|
1 | Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо). | 2 |
2 | Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот). | 2 |
| II четверть 4 часа |
|
3 | Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот) | 2 |
4 | Узнавание (различение) частей лица человека: рот (губы, язык, зубы). | 2 |
| III четверть 5 часов |
|
| Семья |
|
5 | Узнавание (различение) членов семьи. | 2 |
| Обращение с одеждой и обувью |
|
6 | Узнавание (различение) предметов одежды: пальто, куртка, шапка, шарф. | 1 |
7 | Узнавание (различение) предметов одежды: свитер, кофта, рубашка, футболка. | 2 |
| IV четверть 4 часа |
|
| ||
8 | Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, туфли. | 2 |
9 | Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы, джинсы, платье, шорты. | 2 |
Тематическое планирование
« Математические представления»
| I четверть 16 часов |
| Представление о форме. |
1 | Узнавание геометрических тел: «шар». |
2 | Узнавание геометрических тел: «шар». |
3 | Узнавание геометрических тел: «шар». |
| Количественные представления |
4 | Различение множеств («много», «мало», «пусто»). |
5 | Различение множеств («много», «мало», «пусто»). |
6 | Различение множеств («много», «мало», «пусто»). |
7 | Различение множеств («много», «мало», «пусто»). |
8 | Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). |
9 | Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). |
10 | Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). |
11 | Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). |
| Представление о форме. |
12 | Узнавание геометрических тел: «шар». |
13 | Узнавание геометрических тел: «куб». |
14 | Узнавание геометрических тел: «куб». |
15 | Узнавание геометрических тел: «куб». |
16 | Узнавание геометрических тел: «куб». |
| II четверть 16 часов |
| Количественные представления |
17 | Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). |
18 | Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). |
19 | Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). |
| Представления о величине |
20 | Различение однородных предметов по величине. |
21 | Различение однородных предметов по величине. |
22 | Различение однородных предметов по величине. |
23 | Различение однородных предметов по величине. |
24 | Различение разнородных по одному признаку предметов по величине. |
25 | Различение разнородных по одному признаку предметов по величине. |
26 | Различение разнородных по одному признаку предметов по величине. |
27 | Различение разнородных по одному признаку предметов по величине. |
| Пространственные представления |
28 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу). |
29 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу). |
30 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу). |
31 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу). |
32 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: перед (спереди), зад (сзади). |
| III четверть 18 часов |
33 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: перед (спереди), зад (сзади). |
34 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: перед (спереди), зад (сзади). |
35 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: перед (спереди), зад (сзади). |
36 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: правая (левая) рука (нога, сторона тела). |
37 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: правая (левая) рука (нога, сторона тела). |
38 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: правая (левая) рука (нога, сторона тела). |
39 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: правая (левая) рука (нога, сторона тела). |
40 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: верх (вверху), низ (внизу). |
41 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: верх (вверху), низ (внизу). |
42 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: верх (вверху), низ (внизу). |
43 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: верх (вверху), низ (внизу). |
44 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: перед (спереди), зад (сзади). |
45 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: перед (спереди), зад (сзади). |
46 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: перед (спереди), зад (сзади). |
47 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: перед (спереди), зад (сзади). |
48 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: правая (левая) рука (нога, сторона тела). |
49 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: правая (левая) рука (нога, сторона тела). |
50 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: правая (левая) рука (нога, сторона тела). |
| IV четверть 16 часов |
51 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: правая (левая) рука (нога, сторона тела). |
52 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: верх (вверху), низ (внизу). |
53 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: верх (вверху), низ (внизу). |
54 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: верх (вверху), низ (внизу). |
55 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: верх (вверху), низ (внизу). |
56 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: перед
(спереди), зад (сзади). |
57 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: перед
(спереди), зад (сзади). |
58 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: перед
(спереди), зад (сзади). |
59 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: перед
(спереди), зад (сзади). |
60 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: правая
(левая) рука (нога, сторона тела). |
61 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: правая
(левая) рука (нога, сторона тела). |
62 | Ориентация в пространственном расположении частей тела изображении на (левая) рука (нога, сторона тела). |
63 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: правая
(левая) рука (нога, сторона тела). |
| Представления о величине |
64 | Различение разнородных по одному признаку предметов по величине. |
65 | Различение разнородных по одному признаку предметов по величине. |
66 | Различение разнородных по одному признаку предметов по величине. |
Тематическое планирование
«Изобразительная деятельность»
| I четверть 4 часа | Количество часов |
| Аппликация |
|
1 | Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). | 1 |
2 | Сгибание листа бумаги. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. | 2 |
| Лепка |
|
3 | Узнавание пластичных материалов: пластилин. Разминание пластилина. | 1 |
| II четверть 5 часов |
|
4 | Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. | 1 |
5 | Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). | 2 |
6 | Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). | 2 |
| III четверть 5 часов |
|
7 | Получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). | 3 |
8 | Рисование на тему «Снеговики» | 2 |
| IV четверть 4 часа |
|
9 | Рисование с натуры игрушки-рыбки | 2 |
10 | Рисование праздничных флажков | 2 |
Коррекционно-развивающие занятия
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Предметно-практические действия
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
| I четверть |
1 | Действия с материалами. Сминание материала (салфетка, туалетная бумага) |
2 | Сминание материала (бумажные полотенца) |
3 | Сминание материала (газета) |
4 | Разрывание материала (бумага) |
5 | Разрывание материала (бумага) |
6 | Размазывание материала руками (сверху вниз) |
7 | Размазывание материала руками (сверху вниз) |
8 | Размазывание материала руками (сверху вниз) |
| II четверть |
9 | Разминание материала (тесто) |
10 | Разминание материала (тесто) |
11 | Разминание материала (тесто) |
12 | Разминание материала (пластилин) |
13 | Разминание материала (пластилин) |
14 | Разминание материала (пластилин) |
15 | Пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую |
16 | Пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую |
| III четверть |
17 | Пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую |
18 | Переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую |
19 | Переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую |
20 | Наматывание нити на клубок (шпагата) |
21 | Наматывание нити на клубок (шпагата) |
22 | Наматывание нити на клубок (шерстяной нити) |
23 | Наматывание нити на клубок (шерстяной нити) |
24 | Действия с предметами. Сжимание предмета: мокрая губка |
25 | Сжимание предмета: прищепка |
| IV четверть |
26 | Сжимание предмета: прищепка |
27 | Сжимание предмета: пинцет |
28 | Нанизывание предметов на нить |
29 | Нанизывание предметов на нить |
30 | Вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок) |
31 | Вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок) |
32 | Вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия) |
33 | Вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия) |
Двигательное развитие
Задачи обучения: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений.
| I четверть |
1 | Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя |
2 | Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя |
3 | Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя |
4 | Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя |
5 | Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя) |
6 | Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя) |
7 | Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя) |
8 | Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя) |
| II четверть |
9 | Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). |
10 | Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). |
11 | Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). |
12 | Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). |
13 | Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». |
14 | Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». |
15 | Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». |
16 | Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». |
| III четверть |
17 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. |
18 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. |
19 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. |
20 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. |
21 | Выполнение движений плечами. |
22 | Выполнение движений плечами. |
23 | Бросание мяча двумя руками (от груди). |
24 | Бросание мяча двумя руками (от груди). |
25 | Бросание мяча двумя руками (от груди). |
| IV четверть |
26 | Ловля мяча на уровне груди |
27 | Ловля мяча на уровне груди |
28 | Ловля мяча на уровне груди |
29 | Бросание мяча двумя руками (от груди).Ловля мяча на уровне груди. |
30 | Бросание мяча двумя руками (от груди).Ловля мяча на уровне груди. |
31 | Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево. |
32 | Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево. |
33 | Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево. |
6.1Нравственное развитие
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных таки невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать со взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приёма пищи); умения выражать свои желания, делая выбор.
Формирование экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил личной гигиены, режима дня.
Готовность безбоязненно(доступными средствами) обратиться за помощью к окружающим, привлечь к себе внимание.
Программа сотрудничества с семьёй
Задачи | Мероприятия | Отчёт о проведении |
Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностей их ребёнка | Индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей) Консультации родителей по темам: -«Реализация СИПР в домашних условиях» -«Формирование навыков предметно-практической деятельности» -«Организация свободного времени дома»
|
|
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единство требований к обучающемуся в семье и образовательной организации | Участие родителей в разработке СИПР Посещение родителями занятий Консультирование родителей по вопросам обучения ребёнка, выботр единых подходов и приёмов работы Домашнее визитирование |
|
Психологическая поддержка семьи | Участие в занятиях Индивидуальные консультации с психологом |
|
Организация регулярного обмена информацией о ребёнке, ходе реализации СИПР и результатах её освоения | Личные встречи, беседы |
|
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.
Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог совместно с ребенком применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, CD/DVD-проигрыватели, телевизор, компьютер с программным обеспечением, магнитная доска.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
Учебно- методическое обеспечение
Литература для учителя:
Основная:
1. АООП НОО МКОУ ШР «СОШ №12»
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2010 г.
Дополнительная:
Аксенова А. К.. Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы. М., 1987.
Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М., 2005.
Бабина Г.В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой.– М., 1985.
Воронкова В. В. Коломыткина, И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Воронова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. М., 1988.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под ред. В. В. Воронковой. М., 1994.
Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М. 1996.
Зикеев А. Г. Читай! Размышляй! Пиши! Часть 1-3: пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М. Владос. 2005 г.
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
При оценке результативности освоения обучающимся СИПР мы опираемся на критерии, разработанные ранее. Применяем метод наблюдения и метод экспертной оценки.
Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции. Показатели самостоятельности представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) | Условные обозначения |
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) | ! |
Действие выполняется ребенком: |
|
- со значительной помощью взрослого | пп |
- с частичной помощью взрослого | п |
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | и |
- подражая или по образцу | о |
- самостоятельно | с |
- узнает объект | у |
- не всегда узнает объект | нву |
- не узнает объект | н |
33