Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (II вариант)».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (II вариант).
Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Индивидуальные сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Черкашин Елисей Дмитриевич
Возраст ребенка: 11 лет (д.р. 31.05.2007)
Место жительства: Заиграевский район, с. Горхон улица Почтовая, 32
Опекун: Назарова Татьяна Борисовна
Год обучения в ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» 3
Ступень обучения: 1
Группа (особые потребности): 1
Структура СИПР
Содержание | Стр. |
1. Индивидуальные сведения о ребёнке | 2 |
2. Структура СИПР | 2-3 |
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года | 3-4 |
4. Индивидуальный учебный план | 5-6 |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре | 6-7 |
6. Содержание образования: | 8-9 |
6.1. Базовые учебные действия | 10 |
6.2. Внеурочная деятельность | 10 |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР | 10 |
8. Программа сотрудничества с семьей | 10-11 |
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов | 11 |
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения | 12 |
11.Список используемой литературы | 13 |
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
Елисей и его брат- близнец Захар живут с бабушкой Назаровой Татьяной Борисовной 1963 года рождения, прабабушкой Урловской Екатериной Федосовной и младшим братом Денисом ( 8 лет, который посещает 2 класс МБОУ «Горхонская СОШ». Родители погибли 27.12.2015 г. Атмосфера в семье дружелюбная, теплая, бабушка осуществляет уход и контроль за братьями - близнецами (третий брат из тройни умер в десятидневном возрасте).
По заключению РПМПК у Елисея ДЦП, двойная диплегия (на основании невропатолога ГБУЗ «Заиграевская ЦРБ» от 12.08.2015); постоянное содружественное альтернирующее расходящееся косоглазие, ЧАН (на основании заключения офтальмолога ГБУЗ «Заиграевская ЦРБ» от 11.07.2015); по результатам обследования РПМПК выявлены особенности развития, обусловленные умственной отсталостью тяжелой степени; Несформированность всех средств языка .
Основные двигательные навыки не сформированы. Голову самостоятельно не держит, не сидит, бутылочку с молоком самостоятельно не держит. Отмечаются низкий уровень концентрации внимания (ребенок не может удержать взгляд на объекте, не реагирует на голос, звук, движение). Не способен к выполнению простейших заданий по инструкции, нуждается в индивидуальном подходе и помощи.
Взгляд на предмете не фиксирует, звук не локализует. Елисей слабо воспринимает происходящее вокруг него посредством тактильных ощущений.
Эмоциональное состояние ребенка устойчивое. Мальчик спокоен.
Не понимает обращённую речь, не соотносит себя с именем, не реагирует на интонацию говорящего с ним. Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Иногда наблюдается непроизвольное гуление и повышенная интонация воспроизводимых звуков при чувстве голода.
Захар спокойно реагирует на воду, сыпучие, твердые и вязкие материалы.
У ребенка отсутствует контроль выделений, он находится в памперсе. Ест протертую пищу. Во время приема пищи, одевания, раздевания требуется полная помощь взрослого.
Ребенок относится к 1 группе. Требуется полная постоянная помощь.
Приоритетные коррекционные занятия:
1. Сенсорное развитие.
2. Двигательное развитие.
Индивидуальный учебный план
Предмет, курс | Груп. занятия | Индивидуальные занятия |
Учитель класса | Воспита- тель | Логопед | Учитель физ-ры | Учитель музыки | Учитель –дефек---толог |
Речь и альтерн. (дополнительная) коммуникация | | | | | | | |
Математические представления | | | | | | | |
Окружающий природный мир | | | | | | | |
Окружающий социальный мир | | | | | | | |
Человек | | | | | | | |
Адаптивная физкультура | | | | | | | |
Музыка и движение | | | | | | | |
Изобразительная деятельность | | | | | | | |
Домоводство | | | | | | | |
Профильный труд | | | | | | | |
Сенсорное развитие | | 3 | | | | | |
Предметно-практич. действия | | | | | | | |
Двигательное развитие | | | | | | | |
Альтернативная и доп. коммуникация | | | | | | | |
Коррекционно-развивающие занятия | | 3 | | | | | |
Всего | | 6 | | | | | |
Внеурочная деятельность | | | | | | | |
Итого_________6____________ |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
| 8.45-9.25 | 9.30-10.10 | 10.15-11.00 | 11.00-11.40 | 11.45-12.25 | 12.30-13.30 | 13.30-14.10 | 14.15-14.55 |
пн | | | Завтрак (уход) Гигиенические процедуры (уход) | | | Обед (уход Гигиенические процедуры (уход) | | |
вт | | | Завтрак уход Гигиенические процедуры уход | | | Обед уход Гигиенические процедуры уход | | |
ср | | | Завтрак (уход) Гигиенические процедуры (уход) | | | Обед (уход) Гигиенические процедуры (уход) | | |
чт | | | Завтрак (уход) Гигиенические процедуры уход | | | Обед (уход) Гигиенические процедуры уход | | |
пт | | | Завтрак (уход) Гигиенические процедуры (уход) | | | Обед (уход) Гигиенические процедуры (уход) | | |
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:
подгузники, влажные салфетки, одноразовые перчатки, полотенце, бумажные полотенца, мыло, детский крем, нагрудники, салфетки.
6. Содержание образования.
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие | |
Альтернативная и дополнительная коммуникация | |
- адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека | | | |
-адекватная ответная реакция на обращенную речь и интонацию человека | | | |
Сенсорное развитие | |
Слуховое восприятие | | | |
- локализация неподвижного источника звука, расположенного: | | | |
Кинестетическое восприятие | | | |
- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека: поглаживание, похлопывание, щекотание | | | |
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по: температуре (холодный, теплый, горячий) фактуре (гладкий, колючий, шероховатый и т.д.) вязкости (клейстер, крупа, вода и т.д.) | | | |
- адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов | | | |
- положительная реакция на давление на поверхность тела | | | |
Восприятие своего тела в статике и движении | | | |
- адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей | | | |
Восприятие вкуса | | | | |
-адекватная реакция на продукты, различные: горький, сладкий, кислый, соленый |
| | | |
- удерживание головы: | | | | |
- выполнение движений головой: | | | | |
- выполнение движений руками: | | | | |
- выполнение движений пальцами рук: | | | | |
6.2. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия |
Планируемая деятельность ребенка в мероприятии |
Участие ребенка в мероприятии |
Игра
Прогулки на улице | Сенсорные игры Тактильные игры на принятие телесного контакта | |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель домашнего обучения-Шигина Надежда Анатольевна
8. Программа сотрудничества с семьей.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях », «Кинестетическое развитие ребенка», «Двигательное развитие детей с ДЦП». | |
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | участие родителей в разработке СИПР присутствие родителей на уроках/занятиях; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы; домашнее визитирование | |
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | | |
организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях | | |
9. Перечень необходимых технических средств и
дидактических материалов.
Подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), кресло-коляска, вертикализатор.
Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер.
Средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло; гимнастический мяч большого диаметра, коврики.
Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (шишки)
Подвесные качели, утяжелители, эластичные бинты.
Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты (бубенцы).
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). |
+ |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | дд |
- с частичной помощью взрослого | д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | ди |
- по подражанию или по образцу | до |
- полностью самостоятельно | + |
Сформированность представлений |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельное использование | + |
Учитель: | _________________ | / Шигина Н.А./ |
Законный представитель: | _________________ | / Назарова ТБ./ |
Список используемой литературы
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. — М. : Просвещение, 2013. — 42 с.
Головчиц, Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л.А. Головчиц, А.М. Царев // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 3–13.
Царёв А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ / А.М. Царев, Л.А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 12–19.
Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, О.Ю.Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 20–22.
Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А.В Рязанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 38–43.
Константинова И.С. Музыкальные занятия с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития / И.С. Константинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 53–62.
Хохлова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с множественными нарушениями развития в условиях индивидуального обучения в школе глухих / А.Ю. Хохлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 44–52.
Царёв А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском Центре лечебной педагогики / А.М. Царёв // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 4. — С. 12–22.
Назаркина С.И. Организация «Службы сопровождения семьи и ребенка» в Пскове / С.И. Назаркина, А.М. Царёв, И.М. Бгажнокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 4. — С. 28–35.
Электронные ресурсы: www.consultant.ru, www.fgosreestr.ru.
13