СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальные методы решения задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специальные методы решения задач»

Специальные методы решения задач

Методическая литература изобилует описанием различных методов обучения детей решению задач. Все их можно разделить на две большие группы: общие и специальные методы. Общие подходы были рассмотрены в предыдущей статье. В данной статье опишем вторую группу методов.

Среди специальных методов решения задач выделяют следующие: практический, арифметический, алгебраический, геометрический, графический, комбинированный, логический

  1. Практический метод решения текстовых задач.

Используя данный метод, дети действуют непосредственно либо с реальными объектами и их величинами, либо с предметными моделями или изображениями этих объектов и находят ответ на требование задачи с помощью наблюдения, сравнения и счет [5].

Пример. В трех сосудах находится 24 л жидкости. Из первого сосуда переливают во второй и третий сосуды столько жидкости, сколько в каждом из них было. Затем из второго переливают в первый и третий столько, сколько в каждом из них оказалось после первого переливания. Потом из третьего переливают в первый и второй сосуды столько, сколько в каждом оказалось после второго переливания. В результате во всех сосудах образовалось одинаковое количество жидкости. Сколько было литров в каждом сосуде первоначально?

Выполнив переливание в обратном порядке, получим ответ на требование задачи. Для этого нальем в каждый сосуд по 8 л, так как после третьего переливания жидкости в сосудах стало поровну, а было ее всего 24 л.

Теперь отливаем по 8:2=4 л из первого и второго сосудов в третий сосуд. Находим, что до третьего переливания в этих сосудах было по 4 л, а в третьем сосуде было 24-4-4=16 л жидкости. Следующим переливанием, добавим во второй сосуд из первого 4:2=2 л, а из третьего – 16:2=8 л, находим, сколько литров было в сосудах до второго переливания. Получается, что до второго переливания в первом сосуде было 2л, во втором – 4+2+8=14 л, в третьем – 8 л жидкости.

Выполним последнее переливание: в первый сосуд из второго 14:2=7 л, а из третьего – 8:2=4 л. В результате получим первоначальное количество жидкости в каждом сосуде. В первом сосуде было 2+7+4= 13 л, во втором – 7 л, в третьем – 4 л.

  1. Графический метод решения текстовых задач.

Применяя данный метод, учащиеся используют числовой луч или систему числовых лучей, а также чертежи, где изображения осуществляются в натуральную величину или в масштабе, а ответ на требование задачи получается нахождением соответствующих точек на луче, счетом и измерением искомой величины на графической модели [5].

Пример. Лида нарисовала 5 домиков, а Вова – на 4 домика больше. Сколько домиков нарисовал Вова?

Пример. За два дня турист прошел 5/8 пути. За первый день он прошел 3/8 пути. Какую часть пути прошел турист за второй день? Какую часть пути ему осталось пройти?

  1. Арифметический метод решения текстовых задач.

Данный метод позволяет учащимся, выбрав одно или несколько арифметических действий и определив последовательность их выполнения на основе скрытых отношений между данными и искомыми, найти ответ на требование задачи посредствам вычислений [7,10].

Пример. На товарную станцию прибыло 2 состава с бревнами. В одном из них было 39 платформ, а в другом на 4 больше. Разгрузили 60 платформ. Сколько еще платформ осталось разгрузить?

1)39 + 4 = 43

2)39 + 43 = 82

3)82 – 60 = 22

Ответ: 22 платформы.

Целью решающего при использовании данного метода является: найти с помощью выполнения арифметических действий над данными значениями величин несколько неизвестных значений, пока не будет найдено значение искомого.

При решении задачи арифметическим методом целесообразно использовать следующие приемы:

  • в виде выражения с записью шагов по его составлению, вычислений и полученных в результате этих вычислений равенства;

  • в виде выражения, преобразуемого после вычислений в равенство, без записи шагов по составлению выражения;

  • по действиям с пояснениями;

  • по действиям без пояснений;

  • по действиям с вопросам к каждому действию.

Пример. «Девочка собрала 36 грибов, а мальчик– 28 грибов. Из всех собранных детьми грибов 3 оказались несъедобными. Сколько грибов собрали дети?» Конкретную задачу можно решить, применяя различные приемы.

Прием 1.Предположим, что несъедобные грибы собрала девочка.

1) 36-3=33 (г.) – съедобных собрала девочка.

2) 28+33=61 (г.)

Прием 2. Предположим, что несъедобные грибы собрал мальчик.

1) 28-3=25 (г.) – съедобных собрал мальчик.

2) 25+33=61 (г.)

Прием 3.

1) 36+28=64 (г.) – всего собрали дети.

2) 64-3=61 (г.)