Просмотр содержимого документа
«Специфический характер изображения в рельефе и живописи древнего египта.»
СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ В РЕЛЬЕФЕ И ЖИВОПИСИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
2 класс
Презентацию подготовила
Преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна
- В Древнем Египте на стенах гробницы полосами располагались росписи и рельефы с изображением земных событий: тут и войны, захват пленных, пиры, охоты, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов на полях и т.д. В утаенных погребальных камерах искусство рассказывало о земной жизни. Но всех этих статуй, рельефов и росписей никто не видел. Искусству отводилась очень важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни . Поэтому труд художников считался священнодействием. Ведущие художники были высокопоставленными лицами, часто жрецами их имена были известны и окружены почетом. Но все равно проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его это роль хранителя канонов.
- В рельефах Древнего царства утвердилась традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости. Голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаз – в фас; вся фигура обрисована единой упругой линией. И тот же принцип рисунка сохранялся всегда. Случаи, когда человеческая голова в росписи или в рельефе изображалась не в профиль, а в фас, были редкими исключениями. Глядя на портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира» созданный в начале 3 тыс. до н.э. начинаешь понимать, в чем художественный смысл «распластанности» египетских фигур. Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса как конструктивной основы туловища и раз и навсегда выделили эту выразительную горизонталь, пренебрегая тем, что она скрадывается при профильном положении фигуры. Они отобрали из фасного и профильного положения самые четкие, ясно читаемые аспекты, объединив их вместе с замечательной органичностью и при этом достигнув гармонии с двухмерной плоскостью, на которой помещено изображение. Из столетия в столетие переходили и каноны сюжетных композиций. Даже в деталях египетское искусство отличалось удивительным постоянством. И все же его нельзя называть застывшим. Под покровом канонов в нем шел процесс внутреннего развития.
Зодчий Хесира. Рельеф из его гробницы в Саккара
- Настенные росписи делались темперой по сухой штукатурке с помощью цветных паст. Кисти изготавливались из травы.
- Широко применялся цветной окрашенный рельеф.
Рельеф.
Тутанхамон с женой
В Древнем царстве египтяне использовали два типа рельефа: плоский рельеф и углубленный рельеф, где в плоскость врезаются контуры изображения .
- В рельефах и росписях художник мог проявить свою наблюдательность, творческую индивидуальность, достичь живости повествования
- . Рельефы и росписи Древнего царства, располагавшиеся на стенах храмов и гробниц поясами, проникнуты четким, строгим ритмом; фигура бога, царя или вельможи выделялась размерами. Градация размеров – от больших к средним и малым постоянно встречающаяся в рельефах и росписях – для египтян была, прежде всего, градацией ценностей. Чем значительнее предмет, тем он больше. Самым большим изображался хозяин гробницы, его родственники – меньше, рабы или пленники – еще меньше. Размер был показателем значительности. Фараон изображался без всякой пышности, и на царское происхождение указывали только головной убор и большой размер.
Охота на гиппопотама. Рельеф гробницы в Саккара. Сер. 3 тыс. до н.э.
- Рельеф из гробницы в Саккаре: слуги усопшего ведут быков в нижнем ярусе, шествуют стайками гуси и журавли. Движения слуг свободны – они нагибаются, оглядываются, поглаживают быков по спине (такая вольная трактовка допускалась при изображении слуг, но никогда при изображении хозяев). Но равномерная повторяемость фигур, движений и поз лишает сцену жанровости, она становится ритуально-торжественной. Нельзя не заметить особую художественную роль иероглифов в этой композиции, как в любом египетском рельефе.
- Один из самых древних египетских рельефов – шиферная палетка фараона Нармера (жил в IV тыс. до н.э. и завершил объединение Верхнего и Нижнего Египта) – не сопровождается надписью, но сам рельеф представляет собой надпись – пиктограмму (рисуночное письмо). Изображение на одной стороне расшифровывается как фраза: «Царь вывел 6 тыс. пленных из равнинной страны», а на обратной стороне – «Царь разрушает крепости, уничтожает врага». Здесь изображение и письмо тождественны.
- В Среднем царстве в росписях и рельефах гробниц художники отступают от ряда правил, даже отходят от расположения сцен поясами. Появляется живописный подход. Уходит иллюзорная подчеркнутая контурность. Появляются новые оттенки более сложная цветовая гамма, нежно-голубой, розовый, палевый. Большой жизненностью и непосредственностью проникнут рельеф «Царица Кавит за туалетом».
Царица Кавит за туалетом. Рельеф гробницы Кавит. 21 в. до н.э.
- Новое царство . Аменхотеп IV меняет свое имя на Эхнатон и, как мы уже говорили, вступает в конфликт со жрецами. На шестой год своего правления он покидает Фивы и создает новую столицу на новом месте. В центре города был построен дворец, святилище и храм Атона.
- Стены дворца покрыты росписью – райские кущи. Инкрустированные полы изображали рыб в бассейне.
- В храме Карнака стены украшены растительным узором, а потолок расписывали звездами на темно-синем фоне, изображая звездное небо ночью.
- Образ жизни высших кругов Египта становится роскошным и «светский» дух проникает в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) изображались пиры, праздники, арфистки и танцовщицы, приемы послов, одевания знатных дам. Естественно при таком наплыве светских мотивов с изобразительными канонами стали обращаться свободнее. Появляются непривычные позы и ракурсы – в фас, в ¾, даже со спины; фигуры заслоняют одна другую.
- Искусство времени Эхнатона (или как его называют амарнское) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей к их душевным состояниям. Здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность плененных негров, наконец лирические сцены семейной жизни Эхнатона – он обнимает жену, ласкает ребенка. Впервые в истории Египта фараон изображен просто человеком.
- После смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе жречество и знать добились восстановления старой религии. Однако новые начала, внесенные в искусство, развивались еще в течение по крайней мере столетия. Чудесные образцы амарнского стиля сохранились в гробнице Тутанхамона. Этот юный царь, умерший в возрасте восемнадцати лет, не совершил ничего выдающегося, но открытие его гробницы, сделанное в 20-х годах XX в. археологом Говардом Картером, было большим событием в египтологии.
- Гробница Тутанхамона – одна из очень немногих царских гробниц, случайно уцелевших от грабежей. Ослепительные драгоценности, ее наполнявшие, дают выразительное представление о легендарных богатствах фараонов. Стены усыпальницы были из золота; в нескольких золотых саркофагах, вставленных один в другой, каждый со скульптурной маской фараона, покоилась мумия, сплошь усыпанная драгоценностями и амулетами.
- В 14 в. до н.э. возобновляется храмовое строительство. Пилоны и стены храмов покрываются раскрашенными рельефами, изображающими победоносные походы и удачные охоты царей. Большое внимание уделяется пейзажу. Строгая слаженность композиции, четкость и чистота форм, безупречность ритмики отличают эти произведения.
- Некоторые же памятники содержат поразительные по остроте чувства драматические сцены. Таков рельеф из Мемфиса с изображением плакальщиков (14 в. до н.э.). Здесь нет прежнего параллелизма, Фигуры теснятся, смешиваются, ритм усложнился, – одни согнулись, другие падают на землю, третьи запрокинулись назад. У каждой фигуры видно только одно плечо. Рельеф вырезан и этим достигается игра теней и усиливается впечатление пространственной сложности композиции.
- При XIX династии, виднейшим представителем которой был Рамсес II (конец 14 — середина 13 вв. до н. э.), велась борьба с хеттами за Сирию. После битвы при Кадеше с ними был подписан в 1296 до н.э. мирный договор и разграничены сферы влияния (Палестина и южная Сирия были закреплены за Египтом). Прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль. Пещерный храм Абу-Симбел, представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения.
- В 1960 при финансовой и технической помощи СССР было начато близ г. Асуана строительство гидроэнергетического комплекса (плотины, ГЭС и линии передач). Официальный срок окончания строительства — 1970. С целью сохранения находящихся в зоне затопления исторических памятников, правительствами ОАР и Судана при содействии ЮНЕСКО (участвует св. 50 стран) к 1969 были осуществлены работы по вырезанию из скалы и переносу в другое место наиболее ценных из них (Абу-Симбел, Калабша и др.).
Чайнворд «Искусство Древнего Египта»
7. Богиня плодородия, воды и ветра;
1. Кому из фараонов принадлежит самая большая пирамида;
21. Тонкая пластина из серо-зеленого шифера украшенная рельефами и надписями;
18. Как называется способ украшения глаз статуй в Древнем Египте;
13. Один из правителей Нового царства;
16. Растение, форма которого варьировалась в египетской архитектуре;
8. Бог солнца;
Х
9. Одно из царств Древнего Египта;
Е
2. Один из правителей Среднего царства;
19. Непрозрачный поделочный камень с пестрой окраской;
14. Каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой;
О
И
Д
10. Государство в южной Африке;
П
22. Один из правителей Среднего царства;
А
З
11. Фараон, золотой, саркофаг которого сохранился до наших дней;
3. Создатель скульптурных портретов Нефертити;
С
Т
Ф
И
23. Горная порода, употребляемая как строительный материал;
20. Фараон – реформатор;
И
17. Писец, статуя которого была найдена в гробнице близ Фив;
С
О
Е
Т
Н
Н
4. Место близ Фив, где находилась ступенчатая пирамида Джосера;
Е
12. Фараон, живший в IV тыс. до н. э. и завершивший объединение Верхнего и Нижнего Египта;
А
К
м
М
24. Древнеегипетский царь;
С
И
е
Н
С
т
н
у
О
Ш
е
15.Олицетворение злого начала;
ф
5. Столица Египта при Аменхотепе IV (Эхнатоне);
Е
У
Т
н
х
В
М
Т
а
Я
х
С
о
о
Р
р
О
И
А
Р
м
т
а
Е
Е
м
Е
Р
Ц
Ф
О
Е
е
А
а
е
Е
н
о
М
Р
25. Жена Сета;
е
д
Г
С
Т
Н
п
С
н
Т
Р
м
и
И
е
Т
У
а
А
ф
л
О
т
Н
У
е
а
Т
Р
П
Н
А
О
т
К
И
к
А
Т
Т
И
Е
Т
М
К
Е
Н
У
Т
А
М
А
Н
Е
Х
С
А
Х
К
К
А
А
Р
6. Жена фараона Эхнатона;
26. Бог бедняков