СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Специфика ЕГЭ по литературе. Занятие первое"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни для кого не секрет, что литература, подобно точной науке, требует большого объема знаний и не прощает мелких неточностей. Для того, чтобы хорошо сдать этот предмет, нужно понимать, на что вы идете, ведь ЕГЭ по литературе – это всегда рулетка. Невозможно заранее предугадать, что и в каком номере тебе попадется, задания в тесте (с 1 по 7 и с 10 по 14 задания) буквально «разбросаны», и то, что тебе попалось в тренировочном варианте в номере 3, совсем не значит, что на экзамене в этом номере будет такое же задание. Однако существует закономерность, которую легко проследить: с 1 по 13 задание обычно включают такие элементы, как направления (или течения) в литературе, содержание прозы, роды и жанры, виды конфликтов, типы персонажей и терминологию (а точнее средства художественной выразительности).  После – идут такие компоненты: анализирование стихотворений, типы композиций, типы рифмовок, приемы звукописи и тематические разновидности лирики. А теперь еще раз по пунктам. Что же нам нужно знать?

  • все направления лирики и прозы и их характеристику
  • стихотворные размеры
  • роды и жанры  
  • приемы звукописи
  • типы рифмовок и композиций
  • план анализа лирического произведения 
  • тематические разновидности лирики 
  • план составления портрета героя (его характеристики) 
  • типы персонажей
  • различные термины 
  • содержание прозаических произведений  
  • темы и разновидности конфликтов произведений
  • блок стихотворений разной тематики для задания с сопоставлением
  • наконец план написания сочинения – последнего задания

С чего надо начать? Я предлагаю двигаться по направлению от самого простого, что можно выучить, до сложного, на чем надо тренироваться. На первом занятии мы разберемся с определением рода и жанра и их классификацией с примерами. 

Просмотр содержимого документа
««Специфика ЕГЭ по литературе. Занятие первое"»

«Специфика ЕГЭ по литературе»

Ни для кого не секрет, что литература, подобно точной науке, требует большого объема знаний и не прощает мелких неточностей. Для того, чтобы хорошо сдать этот предмет, нужно понимать, на что вы идете, ведь ЕГЭ по литературе – это всегда рулетка. Невозможно заранее предугадать, что и в каком номере тебе попадется, задания в тесте (с 1 по 7 и с 10 по 14 задания) буквально «разбросаны», и то, что тебе попалось в тренировочном варианте в номере 3, совсем не значит, что на экзамене в этом номере будет такое же задание. Однако существует закономерность, которую легко проследить: с 1 по 13 задание обычно включают такие элементы, как направления (или течения) в литературе, содержание прозы, роды и жанры, виды конфликтов, типы персонажей и терминологию (а точнее средства художественной выразительности). После – идут такие компоненты: анализирование стихотворений, типы композиций, типы рифмовок, приемы звукописи и тематические разновидности лирики. А теперь еще раз по пунктам. Что же нам нужно знать?

  • все направления лирики и прозы и их характеристику

  • стихотворные размеры

  • роды и жанры

  • приемы звукописи

  • типы рифмовок и композиций

  • план анализа лирического произведения

  • тематические разновидности лирики

  • план составления портрета героя (его характеристики)

  • типы персонажей

  • различные термины

  • содержание прозаических произведений

  • темы и разновидности конфликтов произведений

  • блок стихотворений разной тематики для задания с сопоставлением

  • наконец план написания сочинения – последнего задания





С чего надо начать? Я предлагаю двигаться по направлению от самого простого, что можно выучить, до сложного, на чем надо тренироваться. На первом занятии мы разберемся с определением рода и жанра и их классификацией с примерами.















Занятие 1.

Род литературный – крупные объединения художественных произведений, классифицируемые по типу отношения носителя речи к художественному целому. Традиционно выделяют следующие роды



Роды литературы

эпос и лироэпос

драма

лирика

Повествуется об исторических событиях. Причем о тех, которые реально происходили во времени и пространстве. Лироэпос как род – это любая поэма.




Повествование преимущественно в виде разговора действующих лиц (не важно, диалог или монолог) с предварительным разъяснением автором ролей.


Выражаются чувства и эмоции, имеется четкая стихотворная форма. Имеются в виду события вне времени и пространства.

Примеры:

Л. Н. Толстой «Война и мир»

М. А. Шолохов «Тихий дон», «Поднятая целина»

«Слово о полку Игореве»


Примеры:

А. П. Чехов «Вишневый сад»

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Н. В. Гоголь «Ревизор»

А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»

М. Горький «На дне»


Примеры:

А. А. Ахматова «Сжала руки под темной вуалью»

В. В. Маяковский «Лиличке»

И. И. Цветаева «Мне нравится»

А. А. Блок «Россия»

А. С. Пушкин «Я вас любил»






Выводы:

  • Эпос – это повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых автором

  • Лирика – это передача эмоционального состояния героя или автора

  • Драма – это повествование в форме разговора героев, преимущественно без авторской речи





Жанр литературный – типы произведений, классифицируемых по признаку содержания и эмоциональной характеристике. Традиционно выделяют такие жанры: роман – эпопея, роман, повесть, рассказ, стихотворение, новелла, комедия, поэма, пьеса.

Разберемся с каждым из них:

  • роман-эпопея – изображение народной жизни в переломные исторические эпохи, преимущественно объемного содержания («Война и мир, Поднятая целина, Тихий Дон»)

  • роман – многокоаспектное произведение, отражающее в себе человека в момент его становления и развития, насыщен обычно множеством внешних и внутренних конфликтов («Евгений Онегин, Отцы и дети, Мастер и Маргарита, Обломов»)

  • повесть – изображение, построенное в виде повествования о событиях в их естественной иерархии, материал излагается хроникально, нет острого сюжета и глубокого анализа чувств героев, обычно не ставятся задачи глобального характера («Бедная Лиза, Шинель, Гранатовый браслет, Собачье сердце, Прощание с Матерой»)

  • рассказ – обычно небольшое произведение с ограниченным числом героев, чаще всего концентрируется на одной проблеме или одном событии («Человек в футляре, Судьба человека, Матренин двор, Один день Ивана Денисовича»)

  • стихотворение – малая форма лирического жанра, со строгой структурой и определенным размером, написанная либо от лица автора, либо от лица его героя, описывается внутренний мир («Мне голос звал, Я вас любил»)

  • новелла – прозаический жанр, по размеру соизмеримый с рассказом, но отличающийся от него острым сюжетом, краткостью, отсутствием психологизма, нейтральным стилем изложения и неожиданной развязкой («Ионыч, Темные аллеи»)

  • комедия – произведение, в котором ситуации и действия представлены в комическом свете, бывают сатирические («Недоросль, Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»)

  • пьеса – произведение, состоящее, как правило, из диалогов («Гроза, На дне»)

  • поэма – произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается несколько конфликтов и целая плеяда переживаний, отличается развернутым сюжетом и обилием лирических отступлений («Кому на Руси жить хорошо, Мертвые души, Медный всадник»)