Ни для кого не секрет, что литература, подобно точной науке, требует большого объема знаний и не прощает мелких неточностей. Для того, чтобы хорошо сдать этот предмет, нужно понимать, на что вы идете, ведь ЕГЭ по литературе – это всегда рулетка. Невозможно заранее предугадать, что и в каком номере тебе попадется, задания в тесте (с 1 по 7 и с 10 по 14 задания) буквально «разбросаны», и то, что тебе попалось в тренировочном варианте в номере 3, совсем не значит, что на экзамене в этом номере будет такое же задание. Однако существует закономерность, которую легко проследить: с 1 по 13 задание обычно включают такие элементы, как направления (или течения) в литературе, содержание прозы, роды и жанры, виды конфликтов, типы персонажей и терминологию (а точнее средства художественной выразительности). После – идут такие компоненты: анализирование стихотворений, типы композиций, типы рифмовок, приемы звукописи и тематические разновидности лирики. А теперь еще раз по пунктам. Что же нам нужно знать?
- все направления лирики и прозы и их характеристику
- стихотворные размеры
- роды и жанры
- приемы звукописи
- типы рифмовок и композиций
- план анализа лирического произведения
- тематические разновидности лирики
- план составления портрета героя (его характеристики)
- типы персонажей
- различные термины
- содержание прозаических произведений
- темы и разновидности конфликтов произведений
- блок стихотворений разной тематики для задания с сопоставлением
- наконец план написания сочинения – последнего задания
С чего надо начать? Я предлагаю двигаться по направлению от самого простого, что можно выучить, до сложного, на чем надо тренироваться. На первом занятии мы разберемся с определением рода и жанра и их классификацией с примерами.
Просмотр содержимого документа
««Специфика ЕГЭ по литературе. Занятие первое"»
«Специфика ЕГЭ по литературе»
Ни для кого не секрет, что литература, подобно точной науке, требует большого объема знаний и не прощает мелких неточностей. Для того, чтобы хорошо сдать этот предмет, нужно понимать, на что вы идете, ведь ЕГЭ по литературе – это всегда рулетка. Невозможно заранее предугадать, что и в каком номере тебе попадется, задания в тесте (с 1 по 7 и с 10 по 14 задания) буквально «разбросаны», и то, что тебе попалось в тренировочном варианте в номере 3, совсем не значит, что на экзамене в этом номере будет такое же задание. Однако существует закономерность, которую легко проследить: с 1 по 13 задание обычно включают такие элементы, как направления (или течения) в литературе, содержание прозы, роды и жанры, виды конфликтов, типы персонажей и терминологию (а точнее средства художественной выразительности). После – идут такие компоненты: анализирование стихотворений, типы композиций, типы рифмовок, приемы звукописи и тематические разновидности лирики. А теперь еще раз по пунктам. Что же нам нужно знать?
все направления лирики и прозы и их характеристику
стихотворные размеры
роды и жанры
приемы звукописи
типы рифмовок и композиций
план анализа лирического произведения
тематические разновидности лирики
план составления портрета героя (его характеристики)
типы персонажей
различные термины
содержание прозаических произведений
темы и разновидности конфликтов произведений
блок стихотворений разной тематики для задания с сопоставлением
наконец план написания сочинения – последнего задания
С чего надо начать? Я предлагаю двигаться по направлению от самого простого, что можно выучить, до сложного, на чем надо тренироваться. На первом занятии мы разберемся с определением рода и жанра и их классификацией с примерами.
Занятие 1.
Род литературный – крупные объединения художественных произведений, классифицируемые по типу отношения носителя речи к художественному целому. Традиционно выделяют следующие роды
Роды литературы |
эпос и лироэпос | драма | лирика |
Повествуется об исторических событиях. Причем о тех, которые реально происходили во времени и пространстве. Лироэпос как род – это любая поэма.
| Повествование преимущественно в виде разговора действующих лиц (не важно, диалог или монолог) с предварительным разъяснением автором ролей. | Выражаются чувства и эмоции, имеется четкая стихотворная форма. Имеются в виду события вне времени и пространства. |
Примеры: Л. Н. Толстой «Война и мир» М. А. Шолохов «Тихий дон», «Поднятая целина» «Слово о полку Игореве» | Примеры: А. П. Чехов «Вишневый сад» А. С. Грибоедов «Горе от ума» Д. И. Фонвизин «Недоросль» Н. В. Гоголь «Ревизор» А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница» М. Горький «На дне» | Примеры: А. А. Ахматова «Сжала руки под темной вуалью» В. В. Маяковский «Лиличке» И. И. Цветаева «Мне нравится» А. А. Блок «Россия» А. С. Пушкин «Я вас любил» |
Выводы:
Эпос – это повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых автором
Лирика – это передача эмоционального состояния героя или автора
Драма – это повествование в форме разговора героев, преимущественно без авторской речи
Жанр литературный – типы произведений, классифицируемых по признаку содержания и эмоциональной характеристике. Традиционно выделяют такие жанры: роман – эпопея, роман, повесть, рассказ, стихотворение, новелла, комедия, поэма, пьеса.
Разберемся с каждым из них:
роман-эпопея – изображение народной жизни в переломные исторические эпохи, преимущественно объемного содержания («Война и мир, Поднятая целина, Тихий Дон»)
роман – многокоаспектное произведение, отражающее в себе человека в момент его становления и развития, насыщен обычно множеством внешних и внутренних конфликтов («Евгений Онегин, Отцы и дети, Мастер и Маргарита, Обломов»)
повесть – изображение, построенное в виде повествования о событиях в их естественной иерархии, материал излагается хроникально, нет острого сюжета и глубокого анализа чувств героев, обычно не ставятся задачи глобального характера («Бедная Лиза, Шинель, Гранатовый браслет, Собачье сердце, Прощание с Матерой»)
рассказ – обычно небольшое произведение с ограниченным числом героев, чаще всего концентрируется на одной проблеме или одном событии («Человек в футляре, Судьба человека, Матренин двор, Один день Ивана Денисовича»)
стихотворение – малая форма лирического жанра, со строгой структурой и определенным размером, написанная либо от лица автора, либо от лица его героя, описывается внутренний мир («Мне голос звал, Я вас любил»)
новелла – прозаический жанр, по размеру соизмеримый с рассказом, но отличающийся от него острым сюжетом, краткостью, отсутствием психологизма, нейтральным стилем изложения и неожиданной развязкой («Ионыч, Темные аллеи»)
комедия – произведение, в котором ситуации и действия представлены в комическом свете, бывают сатирические («Недоросль, Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»)
пьеса – произведение, состоящее, как правило, из диалогов («Гроза, На дне»)
поэма – произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается несколько конфликтов и целая плеяда переживаний, отличается развернутым сюжетом и обилием лирических отступлений («Кому на Руси жить хорошо, Мертвые души, Медный всадник»)