СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика методов исследования в возрастной и психологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специфика методов исследования в возрастной и психологии»

Специфика методов исследования в возрастной и психологии

Специфика методов исследования в возрастной и психологии

метод изучения продуктов деятельности метод опроса  тест методы оказания психологической помощи и поддержки  социометрия биографический метод Основные методы: наблюдение эксперимент

метод изучения продуктов деятельности

метод опроса

тест

методы оказания психологической помощи и поддержки

социометрия

биографический метод

Основные методы:

наблюдение

эксперимент

Для определения точных возрастных норм психического развития ребенка необходимо сочетание метода «поперечных срезов» и лонгитюдного.  Метод  поперечных  срезов — психологическое исследование, при котором эксперимент проводится один раз и при этом одновременно изучаются группы людей разного возраста.  Лонгитюдное  исследование — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека

Для определения точных возрастных норм психического развития ребенка необходимо сочетание метода «поперечных срезов» и лонгитюдного.

Метод поперечных срезов — психологическое исследование, при котором эксперимент проводится один раз и при этом одновременно изучаются группы людей разного возраста.

Лонгитюдное исследованиедлительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека

Требования к методам: 1. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ : «эффект ореола» связан со склонностью наблюдателя к обобщению поведения наблюдаемого. ошибка «ложного согласия» состоит в том, что наблюдатель в оценке поведения следует мнению окружающих, сложившемуся о нем. ошибка «средней тенденции» связана со склонностью ориентироваться на типичные, «среднестатистические» для каждого человека поведенческие проявления, а не отличные от обычных формы. ошибка «первого впечатления» является результатом переноса сложившихся стереотипов восприятия на наблюдаемого человека.

Требования к методам:

1. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ :

  • «эффект ореола» связан со склонностью наблюдателя к обобщению поведения наблюдаемого.
  • ошибка «ложного согласия» состоит в том, что наблюдатель в оценке поведения следует мнению окружающих, сложившемуся о нем.
  • ошибка «средней тенденции» связана со склонностью ориентироваться на типичные, «среднестатистические» для каждого человека поведенческие проявления, а не отличные от обычных формы.
  • ошибка «первого впечатления» является результатом переноса сложившихся стереотипов восприятия на наблюдаемого человека.
Требования к методам: 2. МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА:  привлекательность деятельности, выполняемой ребенком в эксперименте; постоянство стимульного материала по содержанию на протяжении нескольких возрастных периодов; легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности; возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого.

Требования к методам:

2. МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА:

  • привлекательность деятельности, выполняемой ребенком в эксперименте;
  • постоянство стимульного материала по содержанию на протяжении нескольких возрастных периодов;
  • легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности;
  • возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого.
МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.  Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.

Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.

Требования к методам: 3. МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  анализируя продукты деятельности, следует установить, являются ли они результатом типичной, характерной для данного человека деятельности или созданы случайно; необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность; анализировать не единичные, а многие продукты деятельности.

Требования к методам:

3. МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • анализируя продукты деятельности, следует установить, являются ли они результатом типичной, характерной для данного человека деятельности или созданы случайно;
  • необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность;
  • анализировать не единичные, а многие продукты деятельности.
МЕТОД ОПРОСА представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

МЕТОД ОПРОСА

представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Требования к методам: 4. МЕТОД ОПРОСА: не использовать слова, которые являются научными терминами или непонятные детям/взрослым; нельзя в качестве значений признака применять неконкретные и общие понятия («часто – редко», «много-мало»), их следует конкретизировать («раз в месяц», «раз в неделю»и т.д.).

Требования к методам:

4. МЕТОД ОПРОСА:

  • не использовать слова, которые являются научными терминами или непонятные детям/взрослым;
  • нельзя в качестве значений признака применять неконкретные и общие понятия («часто – редко», «много-мало»), их следует конкретизировать («раз в месяц», «раз в неделю»и т.д.).
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД  —  анализ межличностных взаимоотношений в малых группах.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД  —

анализ межличностных взаимоотношений в малых группах.

Требования к методам: 5. СОЦИОМЕТРИЯ:  Следует учитывать возраст испытуемого.

Требования к методам:

5. СОЦИОМЕТРИЯ:

Следует учитывать возраст испытуемого.

МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ   Направлены на создание условий для целостного психологического развития школьников и на решение конкретных проблем, возникающих в процессе развития.

МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ

Направлены на создание условий для целостного психологического развития школьников и на решение конкретных проблем, возникающих в процессе развития.

Требования к методам: 6. МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ: активное социальное обучение (тренинг)- совокупность методов, направленных на развитие знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения, межличностного взаимодействия. индивидуальное и групповое консультирование – оказание педагогом-психологом непосредственной психологической помощи людям в виде советов и рекомендаций. психологическая коррекция  – направленное психологическое воздействие с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.

Требования к методам:

6. МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ:

  • активное социальное обучение (тренинг)- совокупность методов, направленных на развитие знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения, межличностного взаимодействия.
  • индивидуальное и групповое консультирование – оказание педагогом-психологом непосредственной психологической помощи людям в виде советов и рекомендаций.
  • психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.
ТЕСТ  представляет собой стандартизированные и адаптированные методики психодиагностики, т. е. специализированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, способности, а также знания, умения и навыки испытуемого с целью установления их годности к выполнению конкретной работы и оптимального применения их талантов.

ТЕСТ

представляет собой стандартизированные и адаптированные методики психодиагностики, т. е. специализированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, способности, а также знания, умения и навыки испытуемого с целью установления их годности к выполнению конкретной работы и оптимального применения их талантов.

Требования к методам: 7. ТЕСТ Объективность: 1) процедура проведения теста должна быть единообразна для получения сравнимых с нормой результатов; 2) единообразие в анализе результатов выполнения теста; 3) установление норм выполнения теста для соизмерения с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования. Валидность — обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях Надежность

Требования к методам:

7. ТЕСТ

  • Объективность:

1) процедура проведения теста должна быть единообразна для получения сравнимых с нормой результатов;

2) единообразие в анализе результатов выполнения теста;

3) установление норм выполнения теста для соизмерения с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.

  • Валидность — обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях
  • Надежность