СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
О. И. Котельникова, Л. П. Лесных
В последние годы здоровье детей становится проблемой государственного масштаба. Для социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях внедряется инклюзивное обучение. Наш колледж уже несколько лет активно реализует программу «Доступная среда».
Инклюзия (от лат. inciusion – включение) – процесс реального включения людей с индивидуальностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равномерно участвовать в общественной жизни.
Инклюзивное образование (фр. - Inclusif - включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю, англ. Inclusion – включение, добавление, прибавление, присоединение) – процесс развития подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в общеобразовательных учреждениях.
Каковы основные положения инклюзивного образования?
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным;
реальных взаимоотношений;
том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц, т.е. не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т.е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.
Кумулятивность (от лат. cumulatio – кумулятивность) – способность накапливать и сохранять к.-л. Свойства и качества в результате их развития.
Кумулятивность развития – накопление в ходе роста психологических свойств, качеств, умений, навыков, приводящие к качественным изменениям в их.
Компонент (от лат. componens – составляющий) – составная часть, элемент чего-либо. Одним из важных компонентов в инклюзивном обучении выступает личностный компонент.
Личностный компонент компетенций включает:
- мотивационно-ценностный компонент готовности и интерес к работе с детьми, имеющими отклонение в развитии, осознание ценности профессиональных знаний, удовлетворенность педагогическим трудом, признание приоритетности субъек-субъектных отношений в педагогической деятельности, понимание ценности здоровья и ответственного отношения к нему;
- социальную ориенрацию осознания индивидом самого себя как цастицы сознательной общности, осознание своего места и роли в той социальной среде, в которой он находился, готовясь к выполнению социальных функций и ролей в профессиональной и социокультурной сферах (ОПК-8, ОПК-10);
- профессиональную направленность будущего студента, характеризующейся (по Л. М. Митиной) отношением его к обучающимся (забота, любовь, содействие развитию личности ребенка и максимальной самоактуализации его индивидуальности), к коллективу (готовность к взаимопониманию, соблюдение принципиальной профессиональной этики и т. д.), направленностью на себя, связанной с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере профессиональной деятельности (ОК-6, ОК-8, ОК-10, ОПК-1, ОПК-10, ПКСПП-1, ПКСПП-6);
- личностные качества: аналитичность, критичность мышления, гибкость внимания, полнота, точность представлений, самоконтроль и самокритичность, стрессоустойчивые качества (физическая тренированность, умение управлять своими эмоциями и поведением), оптимизм, уверенность в себе, ответственность, личный пример, формирование культуры здоровья через систему общечеловеческих ценностей и др. (ОК-5, ОК-9, ОПК-12, ПКСПП-6);
- рефлексивный компонент осознания личностью. Своего состояния, своих возможностей, оценка своей деятельности, своевременная корректировка.
Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий (комплексный характер):
технология адаптации студента к новой образовательной ступени;
технология сопровождения педагога;
технология помощи ребенку в процессе обучения;
технология взаимодействия с семьей;
технология воспитания личности.
Литература
Анищева Л. И., Соловьёва Н. В. Организация инклюзивной образовательной среды (в вопросах и ответах) [Электронный ресурс] // – Режим доступа : https://docviewer.yandex.ru/view/
Бабакова Н. В. Образовательная среда школы и проблема социализации личности: Монография. Краснодар, 2002.
Мёдова Н. А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах: методическое пособие / ТОНБ им. А. С. Пушкина. Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» отв. За выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2012. – 24 с.
Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: уч. пособие М.: Академия, 2005. - 368 с.