СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика обучения детей с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описаны особенности инклюзивной образовательной среды.

Просмотр содержимого документа
«Специфика обучения детей с ОВЗ»

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

О. И. Котельникова, Л. П. Лесных

В последние годы здоровье детей становится проблемой государственного масштаба. Для социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях внедряется инклюзивное обучение. Наш колледж уже несколько лет активно реализует программу «Доступная среда».

Инклюзия (от лат. inciusion – включение) – процесс реального включения людей с индивидуальностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равномерно участвовать в общественной жизни.

Инклюзивное образование (фр. - Inclusif - включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю, англ. Inclusion – включение, добавление, прибавление, присоединение) – процесс развития подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в общеобразовательных учреждениях.

Каковы основные положения инклюзивного образования?

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  • Каждый человек способен чувствовать и думать;

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть

услышанным;

  • Все люди нуждаются друг в друге;

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте

реальных взаимоотношений;

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в

том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц, т.е. не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т.е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.

Кумулятивность (от лат. cumulatio – кумулятивность) – способность накапливать и сохранять к.-л. Свойства и качества в результате их развития.

Кумулятивность развития – накопление в ходе роста психологических свойств, качеств, умений, навыков, приводящие к качественным изменениям в их.

Компонент (от лат. componens – составляющий) – составная часть, элемент чего-либо. Одним из важных компонентов в инклюзивном обучении выступает личностный компонент.

Личностный компонент компетенций включает:

- мотивационно-ценностный компонент готовности и интерес к работе с детьми, имеющими отклонение в развитии, осознание ценности профессиональных знаний, удовлетворенность педагогическим трудом, признание приоритетности субъек-субъектных отношений в педагогической деятельности, понимание ценности здоровья и ответственного отношения к нему;

- социальную ориенрацию осознания индивидом самого себя как цастицы сознательной общности, осознание своего места и роли в той социальной среде, в которой он находился, готовясь к выполнению социальных функций и ролей в профессиональной и социокультурной сферах (ОПК-8, ОПК-10);

- профессиональную направленность будущего студента, характеризующейся (по Л. М. Митиной) отношением его к обучающимся (забота, любовь, содействие развитию личности ребенка и максимальной самоактуализации его индивидуальности), к коллективу (готовность к взаимопониманию, соблюдение принципиальной профессиональной этики и т. д.), направленностью на себя, связанной с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере профессиональной деятельности (ОК-6, ОК-8, ОК-10, ОПК-1, ОПК-10, ПКСПП-1, ПКСПП-6);

- личностные качества: аналитичность, критичность мышления, гибкость внимания, полнота, точность представлений, самоконтроль и самокритичность, стрессоустойчивые качества (физическая тренированность, умение управлять своими эмоциями и поведением), оптимизм, уверенность в себе, ответственность, личный пример, формирование культуры здоровья через систему общечеловеческих ценностей и др. (ОК-5, ОК-9, ОПК-12, ПКСПП-6);

- рефлексивный компонент осознания личностью. Своего состояния, своих возможностей, оценка своей деятельности, своевременная корректировка.

Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий (комплексный характер):

  • технология адаптации студента к новой образовательной ступени;

  • технология сопровождения педагога;

  • технология помощи ребенку в процессе обучения;

  • технология взаимодействия с семьей;

  • технология воспитания личности.

Литература

  1. Анищева Л. И., Соловьёва Н. В. Организация инклюзивной образовательной среды (в вопросах и ответах) [Электронный ресурс] // – Режим доступа : https://docviewer.yandex.ru/view/

  2. Бабакова Н. В. Образовательная среда школы и проблема социализации личности: Монография. Краснодар, 2002.

  3. Мёдова Н. А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах: методическое пособие / ТОНБ им. А. С. Пушкина. Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» отв. За выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2012. – 24 с.

  4. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: уч. пособие М.: Академия, 2005. - 368 с.