Доклад на тему: Специфика применения уровневой дифференциации на младшей ступени школьного образования.
Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества.
Сухомлинский В.А.
Специфика применения уровневой дифференциации на младшей ступени школьного образования.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей.
Цель дифференциации
Задачи
1.Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
2. Обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей.
3. Постоянное отслеживание результатов обучения.
Виды дифференциации
Внешняя дифференциация. Создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются ученики с определенными индивидуальными особенностями.
Внутренняя дифференциация. Организация учебного процесса внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же устойчивыми индивидуальными особенностями.
Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся.
Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
По результатам диагностирования класс делим по уровням:
Уровневая дифференциация
НУЛЕВОЙ уровень активности
Психолого - педагогические особенности учащихся
пассивны, с трудом включаются в работу
ожидают привычного давления со стороны учителя
нет заинтересованности
не умеют работать самостоятельно
не пытаются искать собственное решение;
медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно
Направления работы
с одного вида деятельности на другой
Проводить минутки психологической разгрузки
Создавать особую эмоциональную атмосферу урока
Обращаться к таким детям только по имени
ОТНОСИТЕЛЬНО-АКТИВНЫЙ уровень
Психолого-педагогические особенности учащихся
с интересной темой, содержанием урока или необычными приёмами преподавания
Направления работы
Их внимание можно «держать» вопросами, которые задают сами учащиеся в конце урока по его теме
Охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом
Для них очень важна эмоциональная поддержка
Эмоционально-интеллектуальная атмосфера должна сопровождать весь урок
ИСПОЛНИТЕЛЬНО-АКТИВНЫЙ уровень
Психолого-педагогические особенности учащихся
учебную деятельность
предлагают оригинальные пути решения
работают преимущественно самостоятельно
начинают скучать, если материал прост или учитель занят со слабыми учащимися, постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения
Направления работы
Побуждать к самостоятельности в учении
Стимулировать проблемными, частично поисковыми и эвристическими ситуациями на уроке
Создавать ролевые ситуации (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.)
Формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний
ТВОРЧЕСКИЙ уровень
Психолого-педагогические особенности учащихся
любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи
стремятся к самовыражению через различные виды творчества
Направления работы
Создание условий для самореализации личности, возможности выразить своё отношение к миру
Специальные приёмы, стимулирующие творческую деятельность
кооперативное обучение
мозговой штурм
групповая дискуссия
метод придумывания
Важным средством обучения и воспитания, являются дифференцированные задания направленным на развитие мыслительной и творческой активности учащихся, их интереса к изучению предмета.
1.Выделить три типа дифференцированных заданий «А», «В», «С» разной степени сложности.
Три типа дифференцированных заданий
1 уровень сложности – это базовый стандарт. Ученик овладевает базовым уровнем
2 уровень - обеспечивает овладение учащимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал 1 уровня, показывают применение понятий
3 уровень – предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения
Учитель корректно делит детей на 3 группы переменного состава. Ученик, который вчера работал в группе 1 уровня (задание «С»), завтра может работать в группе 2 уровня (задание «В»), если он усвоил базис.
1 уровень – репродуктивный, работает на уровне знания, понимания (задание»С») под руководством учителя (инструктаж, фронтальная работа, разбор с последующей записью, инструктивные карты).
2 уровень – конструктивный, применяет полученные знания (задание «В»).После объяснения задание выполняется самостоятельно с обязательной проверкой.
3 уровень – творческий, углубляет знания (задание «А»). Задание выполняется самостоятельно.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления
И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Дифференцированные задания могут выглядеть следующим образом: на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения; на более высоком – план пересказа; на самом высоком – группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.
На этапе закрепления одна группа выполняет более лёгкое задание. Например составление синквейна, а другая группа сложнее - интеллект карту.
В работе я использую:
Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи.
Альтернативные задания для добровольного выполнения
Задания, содержание которых найдено учеником
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Приведу примеры нескольких приёмов при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся
Приемы опроса учащихся
Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.
Прием Солидарный опрос.
Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто поможет выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем объясняющего, и предлагаем ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.
Приемы подачи домашнего задания
Если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.
Прием 1. Три уровня домашнего задания. Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней .
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:
частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам, чайнворды, сканворды, кроссворды, учебные комиксы, плакаты – опорные сигналы, мнемонические формулы (искусство запоминания), стихи и др.
Прием 2. Сам себе учитель.
В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.
Прием 3. Идеальное задание.
Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
Приемы оценивания
Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.
Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.
Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.
Вариант 2.
Достаточно хорошей оценкой могут быть:
маленькая грамота;
благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”;
благодарственная запись в дневнике;
книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.
Разноуровневый - дифференцированный подход к учащимся позволяет:
- каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе;
- дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах;
- способствует повышению интереса к учебной деятельности;
- формирует положительные мотивы учения.