Источник: https://content.edsoo.ru/case/item/100/
Специфика работы по расширению словарного запаса учащихся в процессе изучения раздела «Лексикология»
ГЛОССАРИЙ ПО МЕТОДИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ
Антонимы (от греч. anti... — против + onoma — имя) — слова, имеющие противоположные значения. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имен прилагательных, выражающих понятия качества, объема, протяженности, размера, веса, формы, цвета, психологических оценок, времени, пространства, возраста и т. п. Аналогичные значения противоположности и контраста могут выражать имена существительные, глаголы, наречия, предлоги. Многозначность слова обусловливает наличие у одного и того же слова не одного, а нескольких антонимов. В речи словарные антонимы, построенные на прямом значении слова, могут пополняться антонимами контекстуальными. Широко используются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста.
Контекст (от лат. contextus — тесная связь, соединение) — законченный в смысловом отношении отрезок письменной речи (текста), дающий возможность точно установить значение отдельно входящих в него слов или предложений.
Лексикология (от греч. lexicon — словарь + ...логия) — раздел языкознания, изучающий словарный состав, лексику языка. Лексикология изучает следующие основные проблемы: слово как
основная единица языка; типы лексических единиц; пути пополнения и развития словарного состава; лексика и внеязыковая действительность; частотность лексики в текстах; лексика в речи, в тексте; сочетаемость слов.
Омонимы (от греч. homos — одинаковый + onyma — имя) — слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Различают омонимы полные (у которых совпадает вся система форм), частичные (у которых совпадают по звучанию не все формы), простые (непроизводные слова, совпадающие по звучанию) и производные (возникшие в процессе словообразования).
Паронимы (от греч. para — возле + onyma — имя) — однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении («банковский» — «банковый»,
«встать» — «стать», «драматический» — «драматичный»). К паронимам иногда относят также разнокоренные слова, близкие по звучанию и вследствие этого смешиваемые в речи («экскаватор» — «эскалатор»).
Синонимы (от греч. synōnymos — одноименный) — слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания.
Словарь — 1. Словарный состав языка.
Совокупность слов, связанных со сферой их использования.
Совокупность слов, характерных для какого- либо литературного направления, произведения писателя.
Справочная книга, сборник слов, расположенных в алфавитном порядке с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ
Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. [Электронный ресурс]. URL: http://gramota.ru/slovari/ (дата обращения 23.06.2022).
Баско Н.В., Андреева И.В. Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики / Под ред. С.А. Кононовой.
— М: АСТ-Пресс, 2019 г. — 448 с.
Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов современного русского языка: более 200 паронимических рядов / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. — М.: Рус. яз., 1994. — 455 c.
Бирих А.К. Словарь русской фразеологии. Историко- этимологический справочник: свыше 2500 русских образных оборотов / А.К. Бирих, В.М. Мокиенко, Л.И. Степанова; под ред. В.М. Мокиенко; СПбГУ. — СПб.: Фолио-Пресс, 1998. — 700 c.
Бирих А.К. Словарь фразеологических синонимов русского языка: свыше 8 000 рус. фразеологизмов, 950 синоним. рядов, толкование значений, алф. указатель фразеологизмов / А.К. Бирих, В.Н. Мокиенко, Л.И. Степанова. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. — 444 c.
Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник / СПбГУ. — СПб.: Фолио-Пресс, 1998. — 704 с.
Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. — СПб., 1998.
Большой толковый словарь синонимов русской речи: Идеографическое описание 2000 синонимических рядов, 10
500 синонимов / [Л. Г. Бабенко и др.]; под общ. ред. Л.Г. Бабенко. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. — 753 c.
Большой фразеологический словарь русского языка / [авт.- сост.: И.С. Брилева и др.]; отв. ред. В.Н. Телия. — 4-е изд. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. — 782 c.
Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энциклопед. словарь-справ. / Под ред. А.П. Сковородникова. — 2-е изд. — М.: Флинта [и др.], 2009. — 480 c.
Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка: более 4000 синонимов: [толкование значений. Сочетаемость с другими словами. Особенности употребления синонимов]. — М.: Эксмо, 2009. — 601 c.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л.В. Беловинский]. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 573 c.
Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: словоизменение: около 110 000 слов. — Изд. 6-е, стер. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. — 795 c.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. Cвыше
25 000 слов и словосочетаний: наиболее употребительная иноязычная лексика, вошедшая в русский язык в ХVIII–ХХ и начале ХХI в. / Л. П. Крысин. — М.: Эксмо, 2005. — 939 с.
Крысин Л.П. 1000 новых иностранных слов. — М.: АСТ- ПРЕСС, 2009. — 319 c.
Лопатин В.В. Прописная или строчная? Орфографический словарь: более 20 000 слов и словосочетаний / В.В. Лопатин, И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова; РАН; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: Эксмо, 2007. — 506 c.
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: свыше 3000 антонимов: варианты, синонимы, употребление. — 9-е изд., стер. — М.: АСТ-ПРЕСС, печ. 2008. — 589 c.
Михайлова О.А. Словарь антонимов русского языка: свыше 2000 антонимических пар. — М.: Эксмо, 2009. — 477 c.
Обратный словарь русского языка / Науч. конс. А.А. Зализняк, Р.В. Бахтурина, Е.М. Сморгунова. — М., 1974.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Любое издание.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Любое издание.
Окунева А.П. Словарь омонимов современного русского языка: Около 5000 слов и словосочетаний / А.П. Окунева. — М.: Рус. яз., 2002.— 413 c.
Окунцова Е.А. Новейший словарь иностранных слов: около 5000 слов и словосочетаний / [авт.-сост. Е.А.
Окунцова]. — 2-е изд., испр. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 510 c.
Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? Любое издание.
Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. — 8-е изд. — М: Айрис-пресс, 2008. — 832 с.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь; [под ред. И. Б. Голуб]. Любое издание.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Орфография и пунктуация / Д.Э. Розенталь. Любое издание.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. Любое издание.
Розенталь Д.Э. Фразеологический словарь русского языка: 700 фразеологических оборотов: [А-Я] / Д.Э. Розенталь, В.В. Краснянский. Любое издание.
Россия: Большой лингвострановедческий словарь: 2000 реалий истории, культуры, природы, быта и др. / [В. И. Борисенко и др.]; под общ. ред. Ю.Е. Прохорова; Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. — 726 c.
Слитно, раздельно, через дефис: орфографический словарь русского языка: более 35 000 слов русского литературного языка, при написании которых обычно возникают затруднения / [сост. А.И. Синцов]. — М.: Центрполиграф, 2009. — 395 c.
Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / Под ред. В.И. Чернышева. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948–1965.
Словарь сочетаемости слов русского языка. / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. — 3-е изд., испр. — М.: Астрел; ACT, 2002. — 811 с.
Словарь трудностей современного русского языка: 65 000 слов / [сост. А.А. Медведева]. — М.: Центрполиграф, 2009.
— 687 c.
Снетова Г.П. Словарь трудностей русского языка. Паронимы: [более 2000 паронимов. Толкование значений. Грамматическая характеристика. Особенности употребления паронимов] / Г.П. Снегова, О.Б. Власова; РАН. — М.: Эксмо, 2008. — 415 c.
Солганик Г.Я. Толковый словарь: Язык газеты, радио, телевидения: около 10 000 слов и выражений. — М.: АСТ [и др.], 2008. — 751 c.
Соловьева Н.Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. — М.: Оникс [и др.], 2009. — 159 c.
Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. — М.: Альта- Принт [и др.], 2008. — 1239 c.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / Пер. с нем. — Пер. и доп. О.Н. Трубачева. — 4 изд., стереотип. — М.: Астрель–АСТ, 2004. [Электронный ресурс]. URL: https://lexicography.online/etymology/vasmer/ (дата обращения 23.06.2022).
Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: около 13 000 фразеологических единиц. 3-е изд., испр. — М.: АСТ [и др.], 2008. — 879 c.
Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского
языка: в 2 т. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovorod.ru/etym-chernykh/ (дата обращения 23.06.2022). — М.: Русский язык, 1994.
Шаповалова О.А. Этимологический словарь русского языка: [более 4500 словарных статей]. — Изд. 5-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 240 c.
СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
http://gramota.ru/class/books/ — Список художественной литературы для школьников.
https://rosuchebnik.ru/material/v-novyy-klass-spisok-literatury- na-leto-5-9-klass/ — Список художественной литературы для 5–9 классов.
https://mel.fm/blog/yekaterina-buneyeva1/67240-letneye- chteniye-spiski-knig-ot-pedagoga-i-roditeley — Список художественной литературы для всех возрастов.
https://www.7ya.ru/article/Spisok-literatury-na-leto-dlya- uchenikov-2-11-klassov/ — Список художественной литературы для школьников 2–11 классов.
https://www.mos.ru/knigi/podborki/vneklassnoe-chtenie/ — Список литературы для всех классов на сайте мера Москвы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Задание 1.
Заполните пропуски в тексте изученными терминами.
— раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику). Слова бывают
(имеющие одно значение) и (имеющие несколько значений). называются различные по звучанию слова одной части речи, имеющее общее или очень близкое значение. называются слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения. В речи часто встречаются — это различные по звучанию слова одной и той же части речи, которые имеют общее или близкое значение. Наряду с , различными по звучанию словами одной и той же части речи, имеющими прямо противоположные значения, они служат для выразительности и яркости речи.
Задание 2.
Внимательно рассмотрите государственные символы Российской Федерации.
Флаг России Герб России
Заполните пропуски в тексте недостающей информацией. При затруднении воспользуйтесь словами для справки.
Трехцветный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных Российской
Федерации. Представляет собой прямоугольное из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — , средней — и нижней — цвета. Иногда его называют . Герб России представляет собой четырехугольный геральдический с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.
Слова для справки: символ, триколор, полотнище, белый, синий, красный, щит.
Объясните значение слова геральдический, воспользовавшись толковым словарем.
Задание 3.
Заполните схему. В центр поместите родовое понятие, а в остальные ячейки — видовые.
Задание 4.
Заполните схему. В верхний прямоугольник запишите родовое понятие, в остальные — видовые.
Задание 5.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
(В)конце XVII века рядом со (С,с)пасским м стом по вилось первое сп циальное здание для т рговли книгами —
«библиотека», способствующая развитию в (М,м)оскве книжного дела. Вмиг торговля распространилась на всей площад . Оживленности книжного торга способствовало, вероятно, и то обстоятельство, что совсем недалеко от него, на (Н,н)икольской улице, нах дилась главная типография (Р,р)усского г сударства
— (П,п)ечатный двор. Зн менитым первопечатником Иваном Федоровым здесь была изготовлена в 1564 году первая ру(с,сс)кая печатная книга «Апостол».
С помощью толкового словаря определите лексическое значение слов выделенных слов.
Чем лексическое значение слова библиотека в тексте отличается от его значения в словаре?
Задание 6.
Выберите из ряда синонимов тот, который уместнее употребить в данных предложениях.
Ваня Петров блестяще сделал речь/доклад/выступление/беседа на конференции.
Сильный бриз/шторм/порыв/ураган не позволил кораблю продолжить плавание.
Книга/Учебник/Самоучитель/Пособие по испанскому языку помог Пете самому освоить грамматику.
Задание 7.
Соедините синонимы стрелочками.
ГОВОРИТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ
КРАСИВЫЙ СОСТРАДАНИЕ
МИЛОСЕРДИЕ ПРОИЗНОСИТЬ НЕСМЕЛЫЙ СВЕРКАТЬ
БЛЕСТЕТЬ ТРУСЛИВЫЙ
Задание 8.
Соедините антонимы стрелочками.
ВАЖНЫЙ БЕДНЫЙ
БОГАТЫЙ ВРАГ
ВОЙНА НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ДРУГ НЕНАВИДЕТЬ
ЛЮБИТЬ МИР
Задание 9.
Спишите, вставляя как можно больше слов вместо пропусков.
А.С. Пушкин, — великие русские писатели. Стихотворения «Тучи» М.Ю. Лермонтова, описывают красоту русской природы. П.И. Чайковский,
— знаменитые композиторы. И.И. Срезневский, — ученые-лингвисты.
Задание 10.
Прочитайте текст, озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Помещичьи уса ьбы ре ко обх дились без о ширного сада, без зеленой рощи и б льшого пруда. В этом смысле Тарханы (не)представляли исключения.
Здесь в стенах просторного барского дома, прот кали де ские годы Михаила Лермонтова. Летом — пруд, прохлада в тени деревьев, з леные лужайки, а з мой — лед_(н,нн)ая гора, санки, игры в теплых покоях. Бабушка звала к себе плясуний и певиц. Прих дили ряженые, к торых на это время освоб_ждали от повседневных работ. И хозяйственными делами зан малась теперь Елизавета Алексеевна только ради своего внука. Ибо он был для нее всей ж знью, всем миром, светом ее очей. Баловень, скажете вы. И не ошибетесь: да, баловень!
Объясните лексическое значение выделенных слов.
Покои —
Плясуньи —
Ряженые —
Очи —
Баловень —
Запишите как можно больше однокоренных слов к слову
баловень. Поставьте в них знак ударения.
Составьте синонимический ряд со словом очи, укажите его стилистическую окраску.
Очи (высок.)
,
Определите, в каком значении употреблено слово дом в третьем предложении текста.
ДОМ:
Место, где живут люди, объединенными общими интересами, условиями существования. Родина — наш общий дом.
Семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Мы знакомы домами.
Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Дом отдыха.
Жилое здание. Мы построили свой дом.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017.
Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий: учебное пособие. — М.: Флинта, 2011. — 248 с.
Виноградов B.B. Лексикология и лексикография: избранные труды. — М.: Наука, 1977. — 310 с.
Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова.
/ Вопросы языкознания, 1953. — № 15. — C. 3–29.
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Изд-во АСТ; Астрель, 2011. — 637 с.
Гак В.Г. Сопоставительная лексикология. — М., 1977. — 264 с.
Гац И.Ю. Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях / И.Ю. Гац. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 260 с.
Гиваргизов А.А. С дедского на детский: объясняем непонятное весело: рассказы: для младшего школьного возраста / А. Гиваргизов, М. Кронгауз. — М.: АСТ; Малыш, 2015. — 45 с.
Жинкин В.И. Механизмы речи. — М.: Академия, 2008. — 370 с.
Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе /Н.А. Ипполитова. — М., 1998. — 176 с.
Капинос В.И. Развитие речи на основе понятий лингвистики текста: учеб. пособие. VI кл. / Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М. С. — 2-е изд. — Таллинн: РИУУ ЭССР, 1984. — 71 с.
Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. — 2-е изд. — М.: ЛИНКА-пресс, 1994. — 191 с.
Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. — М., 2009.
Кронгауз М.А. Семантика: учебник. / Ин-т «Открытое о- во». — М.: РГГУ, 2001. — 398 с.
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — 2-е изд., стер. — М.: УРСС, 2003. — 306 с.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общ. теории речевой деятельности. —
изд., стер. — М.: УРСС, 2003. — 243 с.
Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избр. психол. тр. — М.: Моск. психол.-соц. ун-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 444 с.
Литвин Ф.А. Экспрессивность как свойство лексико- семантической группы. // Экспресситвность лексики и многозначность слова в языке и речи. — М., 1989.
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет: пособие для учащихся. — 4-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007. — 202 с.
Методика развития речи учащихся на уроках русского языка. / Под ред. Т.А. Ладыженской. — М., 1980.
Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. // Под ред. Е.А. Быстровой.
—2-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007. — 237 с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М.: РИМИС, 2008. — 436 с.
Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка: [Перевод].
— СПб.: Союз, 1997. — 282 с.
Работа с текстом на уроке русского языка: пособие для учителя. 5–11 классы. ФГОС. / О.М. Александрова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, И.В. Ускова. — М.: Экзамен; ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. — 159 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Семантические вопросы словообразования. Производящее слово. / Под ред. М.Н. Янценецкой. — Томск: Изд-во ТГУ, 1991. — 273 с.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе.
— М., 1980.
Уфимцева А.А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. — М., 1986.
Федоренко Л.П. Закономерности обучения русскому языку. — М., 1984.
Федоренко Л.П. Принципы обучения родному языку. — М., 1973.
Фоменко Ю.В. Современный русский литературный язык. Лексикология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.В. Фоменко. — М.: Флинта; Наука, 2015. — 169 с.
Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: учебное для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Филология». — М.: Высш. шк., 2001. — 414 с.
Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях / Aвт.-сост. М.Р. Львов. — М., 2009.
Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя. / Aвт.-сост. Б.Т. Панов, Л.Б. Яковлева. — М., 1991.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителей / С.Н. Цейтлин. — М.: Просвещение, 2002. — 128 с.
Читательская грамотность школьника (5–9 классы): книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.П. Васильевых и др.; под ред. И.Н. Добротиной. — М.: Российский
учебник; Вентана-Граф, 2018. — 144 с. (Российский учебник: Успешный педагог XXI века).
Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. — Изд. 3-е. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 278 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
https://edsoo.ru/ портал для педагогов «Единое содержание общего образования»:
https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm —
Примерные рабочие программы
https://edsoo.ru/Predmet_Russkij_yazik.htm — Страница учителя русского языка
https://content.edsoo.ru/case/ — Методические кейсы
https://edsoo.ru/Tipovoj_komplekt_metodich_16.htm —
Типовой комплект методических документов
https://edsoo.ru/constructor/ — Конструктор рабочих программ
http://www.gramota.ru/ — Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ — русский язык для всех.
http://gramota.ru/slovari/ — страница о словарях
http://www.textologia.ru/ — Образовательный журнал
«Teкcтoлoгия.py».
http://dic.academic.ru/ — Наиболее полная коллекция словарей и энциклопедий на «Академике».
http://gramma.ru/ — Портал «Культура письменной речи. Русский язык и литература» содержит учебно-справочный, нормативный и методический материал по русскому языку и литературе, а также собрание типичных ошибок.
https://www.slovari.ru/ — Словари русского языка.
https://diclist.ru/ — Онлайн определения слов и значения терминов.
https://www.oshibok-net.ru/ — Представлен удобный алгоритм склонения фамилий, варианты планов анализа различных текстов, обучающий ресурс «Ближе к России. Омск», электронная версия словарей «За словом в карман» и «Папка делового человека».